Коллекционирование и мини-музей
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение г.Москвы средняя общеобразовательная
школа № 323
Семинар для педагогов
По теме:
«Коллекционирование и мини-музей»
Выполнила:
Межевая Юлия Вячеславовна
Москва, ноябрь 2014 г.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих практического использования, но вызывающих к размышлению.
Коллекционирование – это систематизированное собирание однородных предметов.
Для чего же нужно коллекционирование в детском саду?
Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят её через всю жизнь.
Во-вторых, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждого ребенка отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Дети в любом возрасте «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов, прежде всего о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно ответить на вопросы детей, необходимо придумать такую форму, чтобы дети сами могли искать ответы на свои вопросы. Одной из таких форм является оформление музеев в детском саду. Тематика и размеры экспозиции не имеют значение, значение имеет содержание этого музея.
В создании и работе мини – музеев необычных вещей могут принимать участие дети, родители и все сотрудники детского сада. Объектом увлечения может стать, не просто какая – то тема, а тема, посвященная коллекционированию.
Если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а так же во взаимоотношениях между детьми.
Коллекционировать очень полезно для развития ребенка. Самый первый этап: собирание камешков, палочек, желудей и орешков - это первая коллекция малыша, и из этого можно извлечь пользу:
- Разложите по кучкам камушки, палочки, шишки, ракушки и прочее.
- Пусть малыш покажет, где деревянные предметы (каменные, стеклянные), какой предмет самый маленький (большой)?
- Придумайте историю шишки или желудя (на каком дереве росла, как попала на тропинку, как мы ее нашли).
- Предложите крохе закрыть глазки, и брать предметы по очереди, пытаясь на ощупь угадать, что это.
Прежде чем приступить к созданию коллекции, необходимо продумать и установить общие правила: принесенные вещи можно давать всем детям группы, не стоит их прятать в шкаф. Любую коллекцию нужно где-то хранить. Обустройте это место вместе с ребенком. Лучше всего, чтобы этот мини – музей видели не только дети группы, но и родители. Для этого необходимо продумать место размещения этой коллекции. Это может быть и групповое помещение, но так, чтобы не было необходимости идти через всю группу, может быть раздевальное помещение, а может быть совершенно отдельное помещение детского сада: музей, музыкальный зал, кабинеты специалистов. Можно придумать название этому музею, а может быть просто, назвать, что это занимательный уголок.
Принцип подбора материала в музей может быть совершенно разным:
- Интерес воспитателя или детей (например, ребенку нравятся игрушки - лошадки и все, что связано с лошадью, можно оформить музей именно этой игрушки, или воспитатель всю жизнь собирала кукол, она может представить кукол на выставке в этом музее);
- Тема, которую дети изучают в детском саду, например, тема «Цветы» и дети приносят книги, рисунки, картинки, где изображены интересные цветы;
- Интерес родителей;
- Темы для организации выставок могут быть совершенно различные, пример тем:
- Такие разные медведи;
- Кони быстроногие;
- Глиняные игрушки;
- Колокольчики;
- В мире киндер – сюрпризов;
- Марки;
- Коллекция журналов;
И многое, многое другое.
Взрослея, дети начинают проявлять все больший интерес к созданию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. Для поднятия интереса детей к коллекционированию важно не только создавать саму коллекцию, но и стараться про неё рассказывать, что в ней интересного, занимательного, чем она отличается от других коллекций. Чем интереснее представляет свой материал коллекционер, тем увлекательнее будет этот материал для слушателей.
Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качество нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Что же такое музей?
Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества
Что такое мини-музей в детском саду?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей
Мини-музеи в детском саду решают целый ряд педагогических задач:
1. Расширяют кругозор детей.
2. Обеспечивают развитие познавательных интересов и потребностей.
3. Стимулируют самостоятельную познавательную деятельность.
4. Обогащают эмоционально-эстетическое восприятие и развивают сенсорные способности.
5. Развивают речь, творческое воображение.
6. Воспитывают бережное отношение к предметам рукотворения человека. Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.
И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Задачи: ·...
Проект «Коллекционирование – мой мини музей»
В старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятел...