РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Педагогическая целесообразность:
Театрально-экологическая деятельность закладывает у дошкольников фундамент отношений человека с окружающим миром. Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, культуры, что напрямую связано с экологическим воспитанием, с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природе. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается желанием дошкольников поделится своими впечатлениями, рассказать о переживаниях, обсудить их, все это воплощается в различных видах деятельности, а именно в театрализованной деятельности.
Новизна программы:
Заключается в соединении двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия. Эти два направления гармонично соединяются при создании детского экологического театра «Светлячок». Программа построена на использовании персонажей русских народных сказок, произведений русских, советских авторов, полюбившихся мультфильмов, творчества народов Уральского региона. Дошкольники проявляют чудеса творческой мысли при изготовлении персонажей знакомых сказок, произведений, используя природный материал, бросовый материал и т.д. Задача сказочных героев: вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, материалам, помочь формированию реалистических представлений о них.
Экологический театр – это синтез социально-коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, познавательного, физического развития. Данная программа направлена на формирование у дошкольников экологического сознания и вовлечение их в продуктивную творческую деятельность. В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена еще одна задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._ds_no238.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 238» г. Перми
61400, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 12
Тел./факс (342)212-33-75/290-13-07
Е-mail:detsad238@mail.ru
ИНН 5902292978 КПП 590201001 БИК 045744000 ОГРН 1035900104261
Рассмотрено Утверждено
на заседании методического приказ № _________
объединения МАДОУ «Детский
сад №238» от ___ ___________ 20____г.
протокол № ___ .
от ___ ___________ 20____г. МАДОУ «Детский сад№238»
Заведующий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Театральная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок».
На основе программ:
Маханева М.Д.
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
Николаева С.Н.
«Юный эколог»: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: «Мозайка-Синтез», 2005.
Ворошнина Л.В.
Региональная программа по развитию речи дошкольника.
Пермь, 1994.
на 2015 – 2016 учебный год, подготовительная к школе группа.
Составила: Сорокина Т.А.
Пояснительная записка
«…Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума» – В.А.Сухомлинский.
Актуальность программы:
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Таким образом, современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Вместе с тем, современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей, воспитательная и образовательная деятельность ДОУ направлена на развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир. «Является, с одной стороны, орудием для выражения представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким» - Е.И.Тихеева. Совершенствование речи тесно связано с театральной деятельностью, так как в процессе работы над выразительностью речи своего персонажа у дошкольников активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи, ее интонационный строй. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер, и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) , невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Педагогическая целесообразность:
Театрально-экологическая деятельность закладывает у дошкольников фундамент отношений человека с окружающим миром. Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, культуры, что напрямую связано с экологическим воспитанием, с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природе. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается желанием дошкольников поделится своими впечатлениями, рассказать о переживаниях, обсудить их, все это воплощается в различных видах деятельности, а именно в театрализованной деятельности.
Новизна программы:
Заключается в соединении двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия. Эти два направления гармонично соединяются при создании детского экологического театра «Светлячок». Программа построена на использовании персонажей русских народных сказок, произведений русских, советских авторов, полюбившихся мультфильмов, творчества народов Уральского региона. Дошкольники проявляют чудеса творческой мысли при изготовлении персонажей знакомых сказок, произведений, используя природный материал, бросовый материал и т.д. Задача сказочных героев: вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, материалам, помочь формированию реалистических представлений о них.
Экологический театр – это синтез социально-коммуникативного, художественно-эстетического, речевого, познавательного, физического развития. Данная программа направлена на формирование у дошкольников экологического сознания и вовлечение их в продуктивную творческую деятельность. В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена еще одна задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
В программе использованы доступные формы для воспитания у дошкольников ответственного отношения к природе, а именно: театрализованные мероприятия экологической направленности, что является мощным воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности ребенка.
Еще одной отличительной особенностью программы является ее ориентация на познавательно-исследовательскую, проектную деятельность. В то же время происходит знакомство дошкольников с художественной литературой, фольклором, с творчеством народов Уральского региона (региональный компонент).
Экологический театр – один из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, он позволяет решать актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы в ДОУ. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей, поэтому задачи по театрально-экологической деятельности представлены по двум направлениям: для педагога, дошкольников и родителей.
Для педагога и дошкольников:
Цель программы – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, окружающем мире; об особенностях природы, о планете Земля как общем доме; Формирование творческой экологически грамотной личности, средствами театральной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
- Воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства.
- Воспитывать гармонично развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Для родителей:
Цель: создание условий для поддержания интереса ребенка к театральной деятельности, через воспитание экологической культуры. Развитие и укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
- Обсуждать с ребенком особенности той роли, которую ему предстоит играть; обсуждать выразительные средства, которые может использовать ребенок.
- Отмечать достижения и определять пути совершенствования.
- Разыгрывание сценок, спектакля в домашних условиях; совместное творчество родителей и ребенка; изготовление героев сказок и атрибуты для спектакля в домашних условиях.
- Выработать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- Совместное посещение тетра, просмотр театральных постановок по телевизору, обязательное посещение детских спектаклей, праздников в ДОУ.
- Делиться с ребенком своими впечатлениями от увиденного, выслушивать мнение самого ребенка.
- Рассказать знакомым, родным в присутствии ребенка о его достижениях, тем самым повысить у ребенка самооценку, подвести к пониманию его успешности.
Приоритетное направление деятельности:
Стимулирование творческой активности дошкольников, реализация самостоятельной творческой деятельности. Формирование позитивных установок в различных видах труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в природе, социуме.
Содержание программы:
Содержание программы включает два направления:
направления | задачи |
Экологическая грамотность дошкольников | Формировать опыт социальных навыков поведения, через театрализованную деятельность с экологическим содержанием. Воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости – восстанавливать. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства. |
Театральная азбука | Развивать устойчивый интерес к эколого- театральной деятельности; Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. |
Ресурсное обеспечение программы «Театрализованная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок» включает:
- Справочную и методическую литературу.
- Экологизированная ППРС.
- Природный материал: камушки, листья, веточки, колосья и т.д., комнатные цветы, растения, выращенные детьми, бросовый материал.
- Бумага всех видов и размеров;
- Ножницы, клей, краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, кисточки.
- Технические средства: музыкальный центр, магнитофон, СВ-диски с подборкой музыкального оформления спектаклей, инсценировок, игр-драматизаций, режиссерских игр.
- Схемы-карточки с заданиями, алгоритмы, таблицы и плакаты на экологическую тему.
В группе особое место занимает экологическое пространство, которое включает в себя:
- Интеграцию образовательных областей воспитания и обучения дошкольников;
- Экологизированная предметно-пространственная среда.
Принципы и подходы в организации педагогического процесса:
- Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех. Театр – стартовая дорожка на успех.
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип целостного представления об окружающем мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в жизни.
- Принцип вариативности – развитие у дошкольников вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения задач.
- Принцип минимакса – позволяет учесть индивидуальные особенности дошкольников, обеспечить им продвижение вперед своим темпом.
- Принцип системного подхода – от простого к сложному.
- Принцип интеграции образовательных областей и включение театрализации во все виды детской деятельности.
- Принцип экологизации предметно - пространственной развивающей среды – ППРС обеспечивает совместную театрализованную деятельность дошкольников, являясь основой самостоятельного творчества каждого дошкольника.
- Принцип проектирования зон театрализованной деятельности дошкольников – обеспечивает баланс между совместной и индивидуальной деятельностью дошкольников.
- Принцип предоставление права и свободы выбора – создание условий для проведения наблюдений, проектно-исследовательской деятельности дошкольников, условий для моделирования, поиска и экспериментирования.
- Принцип полифункциональности – использование оборудования и помещений группы и ДОУ.
- Принцип гендерного различия – возрастная и полоролевая адресность оборудования и материала.
Используемая литература:
Николаева С.Н. «Юный эколог»: Программа экологического воспитания дошкольников - М.: «Мозайка-Синтез», 2005.
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»- М.:ТЦ «Сфера», 2001.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: От рождения до школы, под ред. Н.Е. Вераксы, 2014.
Программа предполагает использование регионального компонента в рамках реализации индивидуальных способностей и потребностей ребенка, а также приоритетных направлений деятельности. Региональный компонент дает возможность использовать культурно-исторические традиции и особенности Пермского края, этносоциокультурные и краеведческие особенности нашего города. Реализация образовательного процесса осуществляется с учетом климатических, экологических и демографических факторов, особенностей культурного пространства г. Перми и Пермского края, представленного системой социальной инфраструктуры (картинная галерея, библиотека, музей и др.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня, при этом наблюдение, труд (по мере необходимости), проводится в первую половину дня. Таким образом, в месяц проводится 8 занятий, каждое по 30 минут.
Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в образовательных областях: познание, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие и как дополнение к любой программе к разделу «Речевое развитие».
Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуального развития детей. Мониторинг индивидуального развития проводится два раза в год. С помощью средств мониторинга образовательного процесса строиться образовательная траектория или профессиональная коррекция особенностей развития ребенка и оптимизация работы с группой детей. Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в ДОУ, организуемые педагогом.
Результаты освоения программы конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам.
Ожидаемые результаты:
Дети должны уметь:
- Разыгрывать несложные произведения по знакомым литературным произведениям, сказкам и т.д., используя при этом выразительные средства.
- С интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из природных материалов и других экологичных материалов.
- Понимать и чувствовать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- Грамотно, внятно, четко произносить слова своей роли.
- Понимать, любить, беречь родную природу.
- Выступать перед сверстниками, иной аудиторией.
Дети должны знать:
- Виды театра.
- Приемы манипуляции, применяемые в настольном театре и других видах театра.
- Сказки русские народные, произведения русских авторов, творчество народов Урала.
- Правила драматизации.
- Дети должны иметь представление:
- О рекомендациях по работе над ролью.
- О руководстве театральными играми (некоторые приемы, используемые самостоятельно без подсказки взрослого).
- О театре, театральной культуре.
- Роли артистов, кукол.
- О правилах поведения в театре.
На этапе завершения ребенком уровня дошкольного образования, ДОУ ориентируется на целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако можно использовать свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО. ( Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: От рождения до школы, под ред. Н.Е. Вераксы, 2014.)
Процесс становления осознанно-правильного поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности:
- Самостоятельные наблюдения.
- Проведение опытов.
- Умение задавать вопросы.
- Отражение своих впечатлений, приобретенного жизненного опыта в игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельности
Интегративные качества:
- «Любознательный, активный» - проявляет интерес ко всем видам игр; любит слушать новые художественные произведения, сказки, рассматривает иллюстрации, активно участвует в обсуждениях; активно участвует в познавательно-исследовательской деятельности и в других видах деятельности.
- «Эмоционально отзывчивый» - умеет проявлять доброжелательность, дружелюбие, доброту по отношению к окружающим; эмоционально - заинтересованно следит за действием спектакля, игр-драматизаций; активно участвует сам во всех начинаниях; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.
Для реализации программы используются методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
В программе используются приемы:
Наглядный метод:
- Чтение педагогом русских народных сказок, художественных произведений русских и советских авторов, произведений фольклора и произведений с учетом регионального компонента.
- наблюдения;
- показ сказок (детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведение дидактических игр;
- экскурсии, целевые прогулок;
- проведение опытов, экспериментов.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения тематических вечеров;
- литературные игры и векторины;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (игры-драматизации, режиссерские игры, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки по произведениям и др.);
- изготовить кукол, атрибутов, макетов к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздников;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, показ спектаклей для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
- Художественное творчество;
- Танцевальное и песенное творчество;
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тематический план
месяц | № п/п | Тема занятия | Базовая программа | Компонент ДОУ |
Сентябрь | 1
2
3
4 | Вводное
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »
«Пойми меня»
«Игры с бабушкой Забавушкой » | Первое посещение кружка
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.
Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». |
Знакомство с русскими народными костюмами
Игры и упражнения на создание игровой мотивации. |
Октябрь | 1
2
3
4 | «Колобок не тот, а другой»
«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок»
«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»
«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» | Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.
Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»
Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. | Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).
Игра «Скажи о друге ласковое слово». |
Ноябрь | 1
2
3
4
| «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»
«Вот как я умею»
«В тесноте да не в обиде » | Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья». Общий танец.
Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».
Отгадывание загадок.. Веселый танец. |
Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений).
Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». |
Декабрь | 1
2
3 | «Дайте срок, построим теремок»
«Ох, красивый теремок, очень, очень он высок»
Показ сказки «Теремок» родителям своей группы | Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец.
Драматизация сказки «Теремок» | Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским.
Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка |
.Январь | 1
2
3
4 | «Игровой урок»
«Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»
«Кто зайчишке бы помог?»
Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам. | Этюды на выразительность движений.
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды.
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.
| Этюды на выразительность основных эмоций.
Обогатить словарь: ледяная, лубяная
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
|
Февраль
| 1
2
3
4 | «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»»
«Только «мяу» где сыскать?»
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?».
Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. | Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)
Упражнение в интонировании диалогов.
|
Март | 1
2
3
4 | «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался»
«Сказка о невоспитанном мышонке»
«»Сказка об умном мышонке»»
Показ сказки мамам | Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости)
Подготовка к драматизации.
Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми. |
Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спаси -бо, извините, радостно, привет- ливо, небрежно, угрюмо, уверен-но, вежливо .)
|
Апрель | 1
2
3
4
| «Упрямые ежата»
«Вот так яблоко»
«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»
«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири » | Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме.
Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения.
Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра.. | Хакасская народная сказка «Лисичкин пир»
Игра на выразительность мимики.
Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов хакасских, их характерные особеностию. |
Май | 1
2
3
4 | «Каждый хочет спрятаться под маленький гриб»
«Дождик льет, льет, а грибочек все растет»
«Вот так гриб-великан, всем хватило место там»
Показ сказки родителям и детям «под грибом» | Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом».
Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев.
| Игра-конкурс «Попросись под грибок»
Игра-имитация «Пойми меня». |
.
Содержание программы:
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Требования к уровню подготовки.
Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Литература
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Первомайского района
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании методического заместитель заведующего приказ № _________
совета МБДОУ д/с «Сказка» МБДОУ д/с «Сказка» от ___ ___________ 20____г.
протокол № ___ _________ Сабанцева Н.А. заведующий
от ___ ___________ 20____г. ___ ___________ 20____г. МБДОУ д/с «Сказка»
___________ Торгашова Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по театральной деятельности
в старшей группе
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель:
Шалагина Е.В.
На основе программы:
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
С. Первомайское
Пояснительная записка
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей социальных норм поведения, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Организация театральной деятельности в детских садах.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программные задачи
Развивать чуткость к сценическому искусству.
- Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
- Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
- Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
- Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
- Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
- Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
- Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
- Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
- Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
- Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.
- Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
- Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
- Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
- Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
- Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
- Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
- Воспитывать зрительскую культуру.
Календарно-тематическое планирование на 2011-2012год. 33 часа
Содержание программы: Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результатом практической деятельности можно считать следующее:
Предполагаемые умения и навыки детей Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Первомайского района
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании методического заместитель заведующего приказ № _________
совета МБДОУ д/с «Сказка» МБДОУ д/с «Сказка» от ___ ___________ 20____г.
протокол № ___ _________ Сабанцева Н.А. заведующий
от ___ ___________ 20____г. ___ ___________ 20____г. МБДОУ д/с «Сказка»
___________ Торгашова Т.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По театральной деятельности
в подготовительной к школе группе
на 2012 – 20113 учебный год
Составитель:
Шалагина Е.В.
На основе программы:
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
с. Первомайское
Пояснительная записка
Актуальность:
Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:
Цель программы: развитие духовно-нравственных качеств у детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- воспитание в ребенке навыков коллективно-творческой деятельности;
- реализация творческих потребностей с учетом индивидуальных возможностей;
- воспитание умения выслушать и понимать другого, принятие чужой точки зрения;
- расширение кругозора и понятийного багажа детей, обогащение жизненного опыта путем проигрывания жизненных ситуаций.
Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщении театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Перспективно – тематический план (сентябрь — май)
Блоки | Основной компонент | Компонент ДОУ |
1. Основы кукловождения Сентябрь-октябрь | Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши» | |
. Задачи: познакомить детей с различными прие- мами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча» | ||
. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс» | ||
Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп | ||
2. Основы кукольноготеатра Ноябрь декабрь | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров | . Задачи: формировать интерес к театру кукол- вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Дом, который построил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака |
. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский | ||
. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» | ||
3. Основы актерского мастерства Декабрь-январь | . Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи» | |
Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу | ||
. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адек- ватно реагировать на эмоции окружающих людей. Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций — «Лю- бопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Гневная Гиена». Игры с карточками-пиктограммами | ||
. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками-пиктограммами | ||
4.Основные принципы Драматизации февраль-март | . Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор ово- щей» | |
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка | ||
. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы» | ||
Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа. | Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек | |
. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол | ||
. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров | ||
азбука апрель-май | . Задачи: — углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия; — уточнять сведения об основных средствах выразительности; — закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский , театр зверей); — расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев); — закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля; — определять и называть разновидности знакомых кукольныхтеатров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый) | |
. Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности | ||
7. Проведение праздников май- | Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках | Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности . Мероприятия: фольклёрный праздник «Кузьминки». |
Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. Мероприятия: «Щелкунчик» |
В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрирующими, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.
Содержание курса «Основы театрального искусства + музыка»:
1-й раздел – «Художественная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры.
2-й раздел – «Музыка и ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретении ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел - «Культура и техника речи »- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки, стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать развитию речи, способности к рассуждению, а следовательно – способности к анализу.
Таким образом, условно все упражнения раздела «Культура и техника речи» можно разделить на З вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2. Дикционные и интонационные упражнения.
З. Творческие игры со словом.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
• Особенности театрального искусства.
• Виды Театрального искусства.
• Рождение спектакля.
• Театр снаружи и изнутри.
• Культура зрителя.
5-й раздел — " Работа над спектаклем"— базируется на авторских сценариях. Раздел включает инновационные разработки по интеграции программы «АРТ-ИГРА» и программы изобразительной деятельности, создание декораций, использование элементов сказкотерапии и арттерапии, предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного музыкального спектакля.
К концу года ребенок должен знать уметь:
Правильно четко говорить скороговорки . Не бояться сцены, зрителя.
Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или мюзикла), инсценировать различные литературные произведения, проведение, организация театрального фестиваля. Уметь обыгрывать этюды пьесы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.,
АСТ, 1996.
Бояджиев Г. Душа театра. М., 1974
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.,1998.
День за днем. Хрестоматия для детей 5-6 лет. М., Новая школа, 1993.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр –дошкольникам. М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс Использование театральной деятельности в детском саду.Изготовление театра "Рукавичка".
МАСТЕР-КЛАСС...
Программа по театральной деятельности в детском саду «Мозаика»
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Проект по театральной деятельности в детском саду в средней группе. «Театр и мы»
Театрализованная деятельность- это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, ...
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...
"Театральная деятельность в детском саду. Виды театра"
Консультация для педагогов...
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ «КУКОЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ДЛЯ ТЕАТРА НА CD ДИСКАХ»
laquo;КУКОЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ДЛЯ ТЕАТРА НА CD ДИСКАХ»...