мастер-класс Использование театральной деятельности в детском саду.Изготовление театра "Рукавичка".
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
- «Изготовление театра «Рукавичка» из картона и рукавичек. Использование театрализованной деятельности в детском саду».
- Дорофеева Татьяна Викторовна.
- Воспитатель.
- Структурное подразделение «Детский сад» ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка.
- Текст мастер-класса.
Форма проведения: мастер – класс.
Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Практическая значимость мастер-класса состоит в том, аудитории представляются не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и изготовление поделки - рукавички для театра из традиционных материалов, доступных каждому педагогу с минимальными затратами.
Новизна. Мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Представление новых видов театра
Цель мастер-класса: Формирование представлений о разнообразии видов театра, повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей. Изготовление поделки «Рукавичка» на основе контура ладони, а также варежки, для кукольного театра
Задачи: Познакомить воспитателей с театром « Рукавичка».
Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
Научить воспитателей изготавливать, поделку « Рукавичка», из картона и варежки.
Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре.
Участники: воспитатели.
Результат: изготовление рукавичек из картона для кукольного театра.
План проведения мастер-класса:
1.Сообщение на тему: Роль кукольного театра в развитии ребёнка. Знакомство с театром «Рукавичка».
2.Практическая работа. Изготовление из цветного картона «Рукавички» поделки на основе рисунка по контуру ладони, а так же показ поделок на основе варежки.
Аппликация. Украшение «рукавички».
3.Выставка. Игры.
4.Итог.
Материалы: Цветной картон, ножницы, цветная бумага, варежки, карандаши.
Ход мастер-класса: Сегодня, коллеги, я познакомлю вас с театром «Рукавичка». Предлагаю изготовить поделку на основе рисунка контура ладони, а также варежки. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Приобщение детей к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое общение взрослого и ребёнка. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями. Живёт лишь тот, кто творит. В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть, а особенно если эта игрушка сделана самим ребёнком или вместе с взрослым. Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Каждый педагог регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели?” Я тоже нахожусь в постоянном поиске. Меня увлекает тема театра, её многогранность, разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна. Театр создаёт условия для интеграции, комфортного сосуществования и раскрытия личностных качеств каждого ребёнка. Мне интересна форма взаимодействия с педагогами - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Почему я выбрала для представления мастер – класс?
Ответ очень прост “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать– и я научусь”. Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта, авторских разработок творческой и педагогической деятельности, технологических приёмов.
Цель моего мастер – класса познакомить с видами театра, научить изготавливать поделку для театра «рукавичку» своими руками из подручных материалов.
Существует несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа
Петрушки, театр марионетки и другие.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю театр « Рукавичка».
Хочу поделиться опытом создания настольного кукольного театра. Надеюсь, этот нехитрый и давно известный способ, поможет подобрать новые увлекательные игры, способствующие развитию внимания, речи, памяти.
Изготовление из картона поделки для театра «Рукавичка».
Итак, вам понадобятся. Цветной картон, ножницы, карандаш, цветная бумага.
1. Сложить два листа картона, цветной стороной внутрь. Приложить ладонь к бумаге. плотно прижав пальцы. Отступив несколько миллиметров от ладони обвести контур так, чтобы получилась фигура в форме варежки, например лисы. Вырезать и с обратной стороны по краю промазать клеем, склеить.
2.Простым карандашом дорисовать нос и уши, затем из обрезков белой бумаги дополнить силуэты хвоста и лап. По такому образцу изготовить волка, зайца, медведя и других персонажей. Особенность всех предложенных поделок в том, что изображение « вписано» внутрь силуэта.
Изготовление театра из варежки. Показ готовых персонажей из варежки : петух ,лягушка ,заяц и другие.
Хорошая и очень простая идея – кукольный театр на варежках.
Из плотной ткани сшейте несколько варежек или возьмите готовые. Тут важно, чтобы они налезали на руку «кукловода». Подойдут для создания героев домашнего театра даже старые варежки или перчатки.
А сейчас будем превращать их своими руками в забавных персонажей для домашнего кукольного театра.
Например, собачка. Сшейте варежку коричневого цвета. Добавьте элементы, пришить или приклеить.
Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Добавить элемент.
Хочу также акцентировать внимание на том, что главное преимущество данного настольного театра - в хранении. При отсутствии желания играть – просто складываем внутрь, в коробку всех актеров и накрываем крышкой! Ничего не теряется, не пылится и не портится.
Развивайте речь, образное и логическое мышление, моторику рук. Пополняйте словарный запас и пойте песни. Устраивайте настоящие постановки!
Игрушка, сделана я руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.
- Литература
Рисуем кукольный спектакль. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/Сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград, “Учитель”, 2007.
Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. -Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М.: Айрис-пресс. Рольф, 2001.
Дубровская Н.В. Яркие ладошки. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет.- СПб.: Детство-пресс, 2004.
Дубровская Н.В. Яркие ладошки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб.: Детство-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей «Театральная деятельность для детей младшего дошкольного возраста».Тема «Колобок»
Тема «Колобок»...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...
Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»
Мастер - класс. Тема: «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально- эмоционального развития ребёнка»...
Мастер - класс на тему: «Театральная деятельность старших дошкольников, как средство познания социальных норм»
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Хочется также заметить, что ребёнок «лепит» образ своего геро...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Мастер - класс по использованию техники "данмал" в детском саду.
Методические рекомендации по использованию техники "данмал"...
Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ»...