«Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками»
статья на тему

Федаева Наталья Константиновна

Материал для педагогов ДОО и родителей по использованию  дидактических игр и элементов системы  М. Монтессори в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр и элементов системы

М.Монтессори в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками»

                                         Н.К. Федаева, воспитатель МБДОУ

                                                    «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

На современном этапе развития дошкольной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников. Актуальной задачей  дошкольной педагогики современные ученные считают поиск резервов умственного развития детей дошкольного возраста. Процесс обновления содержания системы образования и воспитания характеризуется разработкой инновационных технологий и моделей непрерывного образования. В основе подобных моделей лежат идеи ведущих ученых о гуманности целостного подхода к индивидуальному развитию личности.

 В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Мы предположили, что включение в образовательный процесс дидактических игр и элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.

Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастет. А возникновению заинтересованности как раз и способствует использование дидактических игр, поскольку дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для дошкольников, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.

Еще В.А. Сухомлинский, высоко оценивая значение игры, писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Поэтому одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к познанию, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ В СИСТЕМЕ М.МОНТЕССОРИ

1. Упражнение по овладению навыками практической повседневной деятельности.

1.1.        Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движения.

1.2.        Упражнения по уходу за собой.

1.3.        Упражнения по уходу за предметами окружающей среды.

1.4.        Основы культуры поведения в обществе.

1.5.        Особые виды движений.

2. Сенсорное воспитание.

2.1. Упражнения для развития зрения.

2.2. Упражнения для развития осязания.

2.3. Упражнения для развития слуха.

2.4. Упражнения для развития чувства тяжести.

2.5. Упражнения для развития чувства тепла.

2.6. Упражнения для развития обоняния.

2.7. Упражнения для развития вкуса.

2.8. Упражнения для развития стереогностического чувства.

3. Математика.

3.1. Упражнения для введения в мир чисел от 0 до 10.

3.2. Упражнения для введения в десятичную систему счисления, знакомства с четырьмя основными арифметическими действиями.

3.3. Упражнения для развития последовательного счета до 1000.

3.4. Упражнения на арифметические действия и запоминание таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

4.        Русский язык.

4.1. Упражнения в развитии мускулатуры рук и мелкой моторики.

4.2. Упражнения в рисовании и штриховке.

4.3. Упражнения с шершавыми буквами.

4.4. Упражнения с подвижным алфавитом.

4.5. Механическое письмо.

4.6. Чтение.

5.        Космическое воспитание.

5.1. Упражнения по биологии.

5.2. Упражнения по истории.

5.3. Упражнения по географии.

5.4. Упражнения по астрономии.

5.5. Упражнения по информатике.

5.6. Упражнения с водой.

Дидактический Монтессори-материал включает в себя следующие виды:

-материал для развития моторики;

-сенсорный материал;

-материал для развития музыкальных способностей;

-материал для приобретения социального и нравственного опыта;

-материал по чтению и письму;

-математический материал;

-материал по биологии, географии, естествознанию, истории и т.д. (материал раздела "Космическое воспитание").

 В своей деятельности я использую материалы для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, математический материал.

Развивающий материал М. Монтессори привлекает ребенка, усиливает внутреннюю мотивацию к обучению, стимулирует интерес к занятиям и заключает в себе механизм самоконтроля, в отличии от дидактического материала, используемого в традиционной системе образования. Посредством самоконтроля ребенок может сам оценивать результат своей работы, определять дальнейшие шаги в учебной деятельности. По словам М. Монтессори, исправление ошибок педагогом не приносит желаемой пользы и не дает ребенку возможности замечать их самому, лишая его «психической свободы», достижением которой является «понимание, что мы можем совершить ошибку, видеть её и контролировать без помощи».

Выделяется ряд способов самоконтроля, многие из которых доступны даже самым маленьким детям. Так, например, работая с материалом «Красные штанги» ребенок строит «лестницу» в соответствии с изменением длин штанг (т.е. построение сериационного ряда) и проверяет длину ступенек с помощью самой короткой штанги путем прикладывания к концу каждой штанги справа. Если хотя бы одна штанга поставлена не на свое место, то нарушается гармония ряда и ребенок чисто визуально видит то, а значит, самостоятельно способен исправить ошибку. Это приучает к точности и деловитости. Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми, что способствует усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.

Ребенок, благодаря активной работе с конкретными, воздействующими на различные органы чувств, материалами, через организацию своих действий, учится, познает окружающий мир, у него формируются различные понятия. Соприкосновение ребенка с предметами ведет к познанию. При этом значимым является не только момент наглядности, но и конкретное действие, активная деятельность. Только в том случае, когда знания преподносятся не в готовом виде, а добываются в процессе активной самостоятельной умственной деятельности, возникающей на основе спонтанного интереса, достигается наибольший эффект учения. Через самостоятельное обращение с материалом он приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения.

Весьма важным этапом работы с Монтессори – материалом является расширение у детей словарного запаса, которое происходит при помощи педагога, который закрепляет каждое приобретение ребенка в форме словарного обозначения. Одним из наиболее часто применяемых способов введения новых понятий является так называемый трехступенчатый урок: на первом этапе урока происходит ассоциация сенсорного восприятия с названием предмета или его качества, на втором – распознавание предмета или его качества, на третьем – запоминание названия или качества предмета. При этом пояснения педагога должны быть краткими, ясными и точными, без лишних слов. Только тогда, по мнению М. Монтессори, в сознании ребенка зафиксируется соответствующее представление о материале.

Дидактический материал М. Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует психическим возрастным особенностям ребенка, его сенситивным периодам. Сензитивные периоды - периоды, во время которых ребенок концентрируется на определенных видах деятельности и легко их осваивает. Учитывая эти периоды, взрослые подбирает предметы, окружающие ребенка, наполняя их дидактическим смыслом. По Монтессори, сензитивные периоды - это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. К основным сензитивным периодам относятся: сензитивный период развития речи (0-6 лет); сензитивный период восприятия порядка (0-3); сензитивный период сенсорного развития (0 - около 5,5); сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5); сензитивный период развития движений и действий (1-4); сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6).

Единственность каждой единицы дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного выхода: ребенок учится ждать, уступать, договариваться.

Дидактические игры находят широкое применение, как в ходе непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников, поскольку несут огромное коррекционное значение и способствуют всестороннему развитию личности ребенка.

Таким образом можно сказать, что включение в воспитательно-образовательный процесс игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материла.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Систему заданий, упражнений и игр  с использованием дидактического монтессори - материала можно совершенствовать и далее. Каждый воспитатель с опытом работы в детском саду приходит к своей системе заданий, упражнений и игр, помогающих формированию различных представлений детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, повышают уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Данные материалы  позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

2.2. Разработка дидактических игр в соответствии с методологией

педагогики М. Монтессори и их апробация в индивидуальной деятельности с детьми

1. Игра в лото.

Дидактическая цель. Формирование умения дифференцировать предметы

по величине, сопоставлять, сравнивать. Развитие внимания,

наблюдательности, совершенствование зрительного восприятия, моторики.

Материал игры. 1) Карточки (8 см x 4 см), которые разделены на четыре

равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или

геометрические фигуры разных размеров. 2) Трафаретки предметов или

геометрических фигур, равные по величине нарисованным на карточках.

Содержание игры. Ученик должен подобрать нарисованному на карточке

предмету такой же величины трафаретку.

Контроль над ошибками. Осуществляется по цвет (ребенком): об-ратная

сторона трафареток окрашена теми же цветами, что и квадратики,

расположенные в левом нижнем углу каждой четвертинки карточки.

2.Подбери нужную карточку.

Дидактическая цель: Формирование умения правильно подбирать

предметы по количеству.

Материал игры: из плотной бумаги заготовляется большая карточка (или

таблица) и в несколько раз больше маленьких карточек. Большая карточка

(или таблица) делится на пять частей так, как показано на рисунке. В

 каждой части нарисованы кружочки (рис. 1).

На маленьких карточках нарисовано соответствующее количество

игрушек: мячи, барабаны, юлы, куклы, пирамидки.

Содержание игры. Ученик должен каждую клеточку таблицы

самостоятельно закрыть маленькой карточкой, на которой нари-совано

соответствующее количество игрушек.

Контроль за ошибками. Если ребенок подбирает неправильно, то ошибка

 определяется зрительно, т.к. по форме и размеру маленькие карточки

соответствуют тем частям таблицы, на которые она поделена.

3.Кто из них прав?

Дидактическая цель: Формирование умения устанавливать взаимнооднозначные соответствия между членами.

Материал игры: картинки с белым и серым зайчиками, в руках у которых

 цифры; картинка с изображением семи морковок.

Содержание игры. Перед нами три картинки: на первой морковки (7),

на второй и третьей зайчики – серый и белый. У белого в руках табличка с

 цифрой 8, и у серого табличка с цифрой 7. Ученик должен пересчитав

 морковки правильно подобрать того зайчика, который правильно положил

 картинку с его изображение рядом с морковками.

 Примечание. Таблички с цифрами и дидактический материал изменяются.

 Игра повторяется несколько раз.

Контроль над ошибками. Убедиться в правильности или неправильности

подобранной цифры можно взглянув на обратную сторону картинки с

изображением нескольких предметов (на ней написана правильная цифра).

4.Разложи по порядку.

Дидактическая цель: Формирование умения последовательно располагать

натуральный ряд чисел.

Материал игры: таблички с цифрами (количество табличек определяется

 числом, до которого учащиеся считают).

Содержание игры. Ребенок должен разложить цифры в порядке

возрастания.

Контроль над ошибками. Осуществляется с помощью подбора цвета: на

 обратной стороне табличек - полоски разного цвета. Вторая и последующая

 табличка начинается с того цвета, которым заканчивалась предыдущая.

Ученик перевернув таблички на обратную сторону зрительно сможет

убедиться в правильности выполнения упражнения.

5.Положи нужную цифру.

Дидактическая цель: Формировать умение устанавливать соответ-ствия

между числом предметов и цифрой.

Материал игры: спичечные коробки, склеенные между собой, цифры.

Содержание игры. Перед учеником в спичечных коробках по несколько

предметов в каждой: 7 кнопок, 2 фасоли, 5 пуговиц, 10 палочек, 8 бобов,

 4 монеты. Ученик должен положить соответствующую цифру около

каждой коробочки.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

6.Закрой форточку.

Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания чисел

в пределах 20.

 Материал игры. Карточки (10 см x 15 см) с примерами, один из

компонентов которых неизвестен; на месте неизвестных компонентов

 отверствия различной формы. Маленькие карточки с числами (с

неизвестными компонентами) той же формы, что и отверстия в примерах.

Содержание игры. Ученику необходимо решить примеры, пра-вильно

подобрать карточки с ответами, т.е. все заполнить «форточки».

Контроль над ошибками. Если пример решен верно, то карточки по форме

будут соответствовать отверстиям.

        7.Угадай номер дома.

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Материал игры. Карточки и разрезные цифры.

Содержание игры. На карточках схематически изображены домики, на которых записаны примеры на сложение и вычитание. Ученик должен определить номер дома, после чего поставить нужную цифру (номер) около домика с решенным примером.

Контроль над ошибками: на обратной стороне карточки с домиком – правильный его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе воспитателя

Отчёт об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 36"...

«Использование ИКТ в работе с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса»

Выступление на Педагогическом совете «Применение ИКТ в деятельности современного педагога»...

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ДО В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ АБДУЛХАЛИКОВОЙ ИНДИРЫ РАМАЗАНОВНЫ

ОТЧЕТОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕВОСПИТАТЕЛЯ АБДУЛХАЛИКОВОЙ  ИНДИРЫ РАМАЗАНОВНЫ...

Использование ИКТ в работе с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние несколько в нашей стране произошел ряд событий, определяю...

Опыт работы «Мир в коробке» использование дидактической системы в формировании навыков учебной деятельности у дошкольников.

Одной из задач познавательного развития для детей дошкольного возраста в ФОП является формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета, формы, величины в разных видах деятельност...