Использование ИКТ в работе с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса
статья

Захарова Наталья Александровна

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние несколько в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет технологий в дошкольных образовательных учреждениях, формируются электронные ресурсы  дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Актуальность
Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние несколько лет в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Цели использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ
• Сделать образование современным;
• Приблизить ОД к мировосприятию современного ребенка;
• Установить отношение взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
• Помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
• Экономить время как педагога, так и ребенка;
• Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:
текста, графического изображения, звука, речи, видео.
Средства ИКТ включает в себя:
• Компьютер
• Ноутбук
• Музыкальный центр
• Мультимедийный проектор
• Телевизор
• Видеоплеер
• Фотоаппарат
• Принтер
• Сканер
• Мобильный телефон
• Видеокамера
• Интерактивная доска
Функции средств ИКТ
• Источник информации
• Средство подготовки различных материалов
• Хранение материалов
6 слайд
В своей работе воспитателя я использую ИКТ по четырем направлениям:
• Ведение документации
• Создание и хранение учебно-методического комплексаклама

• Организация воспитательно-образовательного процесса
• Взаимодействие с родителями
- Ведение документации
• Оформляю групповую документацию (списки детей, диагностику уровня развития, планирование, составляю отчеты). Компьютер позволяет не писать отчеты и анализ деятельности каждый раз. Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Оформляю стенды группы.
- Использование ИКТ для создания и хранения учебно-методического комплекса
В своей работе я:

• Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (перспективные планы, консультации для родителей, конспекты, игры, музыкальные подборки, мультимедийное оформление праздников)
Например: 

 • Создана медиатека из накопленного материала.
• Провожу два раза в год диагностику уровня развития детей (диаграммы, графики, таблицы).
• Ежемесячно на сайте ДОУ и на педагогических сайтах «Кладовая развлечений», «Маам.ру» размещаю свои методические разработки: конспекты, мастер классы, проекты; делюсь опытом работы с коллегами; веду свой блог.
Например:
• Через педагогические сайты имею возможность обмениваться опытом, дидактическими материалами, методическими разработками с ведущими специалистами в области образования.
• Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми:
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для своей работы я:
• Подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям.
• Знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий.
• Создаю презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми (включая дидактические игры, КВН, викторины, кроссворды).
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями.
• Сотрудничаю с семьями воспитанников. Даю рекомендации в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр (Сколько ребенку можно по времени находиться за компьютером. Как оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов – это и использование пароля, и использование программы Касперский Кидс, которая блокирует нежелательные сайты и др.).
• Создана страничка группы на сайте ДОУ, постоянно ее обновляю.
• Создаю и размещаю на сайте ДОУ консультации для родителей, веду свой блог.
• Демонстрирую родителям презентации организации работы с детьми.
• Организую итоговые выставки, фотовыставки с использованием слайд-шоу детских работ.
• Родительские собрания провожу с демонстрацией презентаций.
Таким образом, использование компьютерных технологий помогает:
• Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• Делать ОД более наглядной и интересной;
• Формировать информационную культуру у детей;
• Активизировать познавательный интерес;
• Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
• Формировать интерес к работе у воспитателя;
• Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Плюсы использования ИКТ в ДОУ
Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала
• Фото, карточки, картинки устаревают физически, их хранение требует много места, поиск отнимает много времени.
• ИКТ картинки легко восстанавливаемы, их легко перемещать, практически любую иллюстрацию можно найти в интернете.
Интерактивные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из помещения.
Минусы использования ИКТ в ДОУ
Проблемы при применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:
• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;
• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;
• Педагог не обладает достаточной квалификацией для работы с компьютером.
С учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.3049-13, в работе с детьми я придерживаюсь рекомендации по использованию ИКТ в ДОУ:

• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.
• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.
• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Правильное использование ИКТ приводит к целому ряду положительных моментов:
1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью.
2. Психологически облегчает процесс усвоения.
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания.
4. Формирует навык исследовательской деятельности.
5. Расширяет общий кругозор.
6. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.
7. Освобождает от рутинной ручной работы.
8. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.
Вывод
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

21 марта 2012 года проходил  конкурс  среди дошкольных образовательных учреждений  нашего города Котельнича "Мои инновации в образовании". На конкурсе я представила свой опыт работы по ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса"

Презентация опыта работы "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса", представленного на городском конкурсе "Мои инновации" 21 марта 2012 г...

Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети п...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯИКТ  ВВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ...

Презентация по использованию ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Презентация по использованию ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса...

«Использование ИКТ в работе с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса»

Выступление на Педагогическом совете «Применение ИКТ в деятельности современного педагога»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕ...