«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».
консультация (старшая группа) на тему
Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время наблюдается негативная тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-за популярности телевидения, компьютеров. В связи с этим все меньше внимания уделяется читательскому развитию детей. И у педагогов и у родителей отмечается низкий уровень понимания проблем детского чтения. Родители всё чаще задаются вопросом. Почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».
Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время наблюдается негативная тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-за популярности телевидения, компьютеров. В связи с этим все меньше внимания уделяется читательскому развитию детей. И у педагогов и у родителей отмечается низкий уровень понимания проблем детского чтения. Родители всё чаще задаются вопросом. Почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, в предметно – пространственной среде группы, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
Книга необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Детская литература может стать источником образов мира, а значит, и одной из граней культурной жизни ребенка. Главная конечная цель общения ребенка с книгой воспитание положительной реакции на книгу и положительные чувства к ней.
Поэтому в нашей группе создан уголок «Наш книжный калейдоскоп».
При организации уголка в пространственной среде я опиралась на главные условия, это удобство и целесообразность. Кроме того, он должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
Культурологический подход к книги – это с одной стороны принцип отбора содержания книг для книжного уголка книги, а с другой стороны – методы подачи книги.
Принципы формирования библиотечки для старшей группы:
1. Учет закона возрастных ограничений в соответствии и перспективе.
2. Связь с сезонным и историческим календарем.
3. Принцип постепенного расширения тематики и проблематики детского чтения с учетом интересов и потребностей.
4. Принцип жанрового разнообразия.
5.Принцип целостного восприятия произведения, составление адаптированных вариантов произведений.
Содержание уголка «Наш книжный калейдоскоп» старшей группы детского сада и педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника книга становиться важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- в уголке книги постоянно присутствуют стихи, рассказы направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины
- также находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.
- на витрине уголка книги находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Кроме того, в уголок я иногда помещаю интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2- 2,25 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке находятся разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке мы устраиваем тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
В результате вовлечения детей в процесс организации уголка «Наш книжный калейдоскоп» играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Литература:
1.Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1977.
2. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей» - М., 1981.
3. З.А.Гриценко, «Положи твое сердце у чтения» - М.: Просвещение, 2003.
4. Журнал «Справочник старшего воспитателя»//Приобщение детей к чтению, № 3, 2009.
5. В.В.Гербова, «Приобщение детей к художественной литературе» - М.: Мозайка-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА "ЧИТАЕМ СКАЗКИ К. ЧУКОВСКОГО"
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ К. ЧУКОВСКОГО....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»
В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....

Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...

Материал в помощь родителям для организации в домашних условиях игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ТНР любознательности и интереса к познанию нового
Уважаемые родители, представленные игры помогут вам, в совместной игре развивать у ребенка любознательность, интерес к познанию нового, внимание, ориентировку в пространстве, на листе бумаги, сч...

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению
Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста тема «Воспитание любви к Родине»
Материал для воспитателей детского сада...

Самообразование по теме: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к изучению английского языка как средству общения с помощью игровых технологий.»
Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией....