«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».
консультация (старшая группа) на тему
Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время наблюдается негативная тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-за популярности телевидения, компьютеров. В связи с этим все меньше внимания уделяется читательскому развитию детей. И у педагогов и у родителей отмечается низкий уровень понимания проблем детского чтения. Родители всё чаще задаются вопросом. Почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».
Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время наблюдается негативная тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-за популярности телевидения, компьютеров. В связи с этим все меньше внимания уделяется читательскому развитию детей. И у педагогов и у родителей отмечается низкий уровень понимания проблем детского чтения. Родители всё чаще задаются вопросом. Почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, в предметно – пространственной среде группы, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
Книга необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Детская литература может стать источником образов мира, а значит, и одной из граней культурной жизни ребенка. Главная конечная цель общения ребенка с книгой воспитание положительной реакции на книгу и положительные чувства к ней.
Поэтому в нашей группе создан уголок «Наш книжный калейдоскоп».
При организации уголка в пространственной среде я опиралась на главные условия, это удобство и целесообразность. Кроме того, он должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
Культурологический подход к книги – это с одной стороны принцип отбора содержания книг для книжного уголка книги, а с другой стороны – методы подачи книги.
Принципы формирования библиотечки для старшей группы:
1. Учет закона возрастных ограничений в соответствии и перспективе.
2. Связь с сезонным и историческим календарем.
3. Принцип постепенного расширения тематики и проблематики детского чтения с учетом интересов и потребностей.
4. Принцип жанрового разнообразия.
5.Принцип целостного восприятия произведения, составление адаптированных вариантов произведений.
Содержание уголка «Наш книжный калейдоскоп» старшей группы детского сада и педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника книга становиться важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг. Учитывая особый, постоянный преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- в уголке книги постоянно присутствуют стихи, рассказы направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины
- также находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.
- на витрине уголка книги находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Кроме того, в уголок я иногда помещаю интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2- 2,25 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке находятся разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке мы устраиваем тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
В результате вовлечения детей в процесс организации уголка «Наш книжный калейдоскоп» играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Литература:
1.Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста» - М., 1977.
2. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей» - М., 1981.
3. З.А.Гриценко, «Положи твое сердце у чтения» - М.: Просвещение, 2003.
4. Журнал «Справочник старшего воспитателя»//Приобщение детей к чтению, № 3, 2009.
5. В.В.Гербова, «Приобщение детей к художественной литературе» - М.: Мозайка-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-599617-1424805521.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА "ЧИТАЕМ СКАЗКИ К. ЧУКОВСКОГО"
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ К. ЧУКОВСКОГО....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-623605-1429376677.jpg)
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»
В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1205486-1578768124.jpg)
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"
Презентация мастер-класса "Использование дидактической игры для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к родному городу"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877894-1484496594.jpg)
Материал в помощь родителям для организации в домашних условиях игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ТНР любознательности и интереса к познанию нового
Уважаемые родители, представленные игры помогут вам, в совместной игре развивать у ребенка любознательность, интерес к познанию нового, внимание, ориентировку в пространстве, на листе бумаги, сч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-981232-1512246983.jpg)
Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению
Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-375211-1388674858.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/15/picture-1177110-1734286250.jpg)
Самообразование по теме: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к изучению английского языка как средству общения с помощью игровых технологий.»
Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией....