Оптимизация условий ДОО для реализации ОП ДО
статья по теме
Среда воспитания – внешние факторы влияющие на воспитание и развитие человека.
Ребенок постоянно пребывает среди предметов, вещей, явлений, отношений, событий, фактов, ситуаций, которые и являются средой воспитания.
Среда в которой формируется человек, влияет на его характер, способности, отношения.
Богатая воспитательная среда – обогащает ребенка
Бедная воспитательная среда – обедняет ребенка.
Порочная воспитательная среда – калечит ребенка
Среда влияет на путь развития личности ребенка, помогая или усложняя его возможности реализоваться и состояться.
Среда воспитания ребенка формирует качество жизни ребенка в будущем, ниже чего ребенок во взрослой жизни не захочет опускаться.
Правильно сформированная предметно-пространственная среда управляет некоторыми сторонами личности:
• Поддерживает;
• Порождает;
• Предупреждает появление одних качеств и разрушает, не поддерживает другие.
В соответствии со стандартизацией дошкольного образования в организации развивающей предметно-пространственной среды произошли серьезные изменения, которые связаны не только с содержанием примерной образовательной программы, но и с обеспечением поддержки инициативы и самостоятельности ребенка, возможности общения, совместной деятельности детей и взрослых, реализации двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оптимизация условий ДОО для реализации ОП ДО | 38.34 КБ |
ПРС | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация условий ДОО для реализации ОП ДО
В соответствии со стандартизацией дошкольного образования в организации развивающей предметно-пространственной среды произошли серьезные изменения, которые связаны не только с содержанием примерной образовательной программы, но и с обеспечением поддержки инициативы и самостоятельности ребенка, возможности общения, совместной деятельности детей и взрослых, реализации двигательной активности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Для этого, по мере наших возможностей, мы обогащаем среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических (в традиционном понимании — наука о приспособлении рабочих мест, предметов и объектов труда для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма), эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
При создании развивающей среды мы, прежде всего, нацелены на обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности, социальных и духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды мы делаем все для обеспечения реализации образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Правила, на которые мы опирались при создании предметно-пространственной среды:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Нами учтены требования (3.3.4.) к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: Содержательно-насыщенная; Трансформируемая; Полифункциональная; Вариативная; Доступная.
Содержательная насыщенность среды предполагает:
Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
«в проекте развивающей среды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности и здорового тела». А.В. Петровский.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:
- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Функции предметно-пространственной среды:
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно-развивающая среда в детском саду должна:
- Иметь привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды:
- Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- Отсутствие конфликтов среди детей;
- Наличие продуктов детской деятельности;
- Динамика развития ребенка;
- Невысокий уровень шума.
Сотворчество педагогов и родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды, многие элементы которой создаются руками с посильным участием детей позволяет успешно реализовать ФГОС ДО в нашем детском саду, не смотря на очень скромные материальные возможности.
Элементы ППРС не менее привлекательны для детей, чем современное оборудование промышленного производства.
Количество оборудования, игрушек и образовательных материалов в развивающей предметно-пространственной среде нашего детского сада представлено в оптимальном количестве и исходит из его необходимого минимума.
Организуя образовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) мы обеспечиваем:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Также нами учтены критерии ППРС, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- Гибкость и функциональность – это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы среды в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
- Применение элементов в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
- Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства могут использоваться как средство обучения ребенка;
- Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства среды могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Примерный перечень зон в организации ППРС в группах:
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, комнатные растения, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Воспитанники меньше конфликтуют между собой, нет причин ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
При формировании ППРС нами были учтены возрастные особенности детей:
Младший дошкольный возраст – необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Средний дошкольный возраст – предметно-развивающая среда организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст – предметно-развивающая среда организуется с учетом возможности ребенка заниматься любимым делом:
Материалы, способствующие овладению чтением, математикой (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему).
Материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей (энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы).
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование).
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций).
Материалы должны учитывать интересы мальчиков и девочек:
Так для мальчиков имеются инструменты для работы с деревом; детали военной формы; технические игрушки; одежда представителей мужских профессий.
Для девочек же представлены материалы для рукоделия; предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т.п.
К созданию развивающей предметно-пространственной среды в нашей организации педагоги подошли со всей ответственностью: ведутся паспорта групп и других помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность. Перечень составлен с учетом методических рекомендаций и соответствует образовательной программе.
Важно помнить!
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание ППРС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов.
Известно, что интерес ребенка к играм, игровым материалам, находящимся в группе длительное время, постепенно угасает.
Учитывая наши ограниченные возможности замены элементов РППС, мы постоянно и целенаправленно осуществляем смену материалов. Стоит отметить, что дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Подытожив выше сказанное, можно сделать вывод: для полноценного развития, воспитания и образования детей необходимо создать развивающую среду, но не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек.
- Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.
Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.
- Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
Закончить свое сообщение я хочу словами Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!».
Т.В. Сосновских,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"
Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...
Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО
Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специали...
2021 г. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Оптимизация условий, способствующих взаимодействию педагогов и специалистов ДОУ по реализации РП воспитания»
Цель: объединение усилий коллектива ДОУ для повышения качества реализации рабочей программы воспитания....
Проект по бережливым технологиям "Оптимизация сбора информации при реализации ВСОКО"
Карточка проекта...
Игры с детьми раннего возраста как условие успешной адаптации в условиях внедрения и реализации ФОП ДО
Различные игры для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Создание электронной картотеки игр для успешной адаптации....
Доклад к педагогическому совету Тема: «Оптимизация условий, способствующих развитию игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей прави...
Доклад к педагогическому совету Тема: «Оптимизация условий, способствующих развитию игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворить, надо ему не только дать поиграть, но и пропитать всю его жизнь игрой. Вся его жизнь — это игра», слова А. С. Макаренко.ФГ...