«Насыщенность образовательной среды и её психологическая безопасность»
статья на тему

Морарь Ирина Сергеевна

    Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

    Психологическая безопасность среды обеспечивается путём формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Здесь представлены компоненты психологической безопасной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasyshennost_sredy.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«Насыщенность образовательной среды и

 её психологическая безопасность»

Подготовила

Морарь И.С.

Новый Уренгой

2015

   Согласно положениям Стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

      Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой образовательной программы)

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой мускулатуры, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

   Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. Она может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

   Поэтому одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность. 

    Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

    Психологическая безопасность среды обеспечивается путём формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Компоненты психологической безопасной образовательной среды:

продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;

  • свободный доступ к игрушкам и игровым материалом;
  • реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении;
  • ориентация на возрастные физиологические особенности ребёнка, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития;
  • компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка;
  • компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого и продуктивного мышления ребёнка;
  • поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений)

   Психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

  • отсутствие необоснованных запретов;
  • продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
  • отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
  • субъектное личностное общение с ребёнком;
  • предоставление ребёнку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
  • возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;
  • возможности завершать начатое дело, реализовывать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени)
  • открытое, позитивное информирование ребёнка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;
  • поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
  • наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;
  • удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:

  • сверхсильная стимуляция;
  • принятие за ребенка решений и выполнение за него действий; манипуляция ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
  • ограничение детской инициативы и активности;
  • неудовлетворение потребностей, в том числе движении, общении;
  • формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман;
  • использование неадекватной системы поощрений и наказаний;
  • не предъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
  • непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
  • непредсказуемость жизнедеятельности во времени;

   Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.

  Негативные социальные переживания создают отрицательный фон отношения к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи

План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи...

презентация оформления образовательной среды на тему "Безопасное поведение на дороге"

Перед педагогом стоит жизненная необходимость обучить детей правилам дорожного движения. Не всегда родители правильно могут донести нужную информацию до ребенка заранее, а чаще всего наказывают за неп...