Обеспечение требований ФГОС ДО к организации развивающей среды в части соответствия критериям содержательной насыщенности, вариативности, трансформируемости, доступности, полифункциональности, безопасности в группах раннего дошкольного возраста (1-3)
консультация
Материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_v_gruppah_rannego_vozrasta.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение требований ФГОС ДО к организации развивающей среды
в части соответствия критериям содержательной насыщенности, вариативности, трансформируемости, доступности,
полифункциональности, безопасности
в группах раннего дошкольного возраста (1-3 года)»
Е.Ю. Яркина, старший воспитатель
Слайд 1: Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группах раннего возраста (1-3 года)
Слайд 2:
Ранний возраст – это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Слайд 3:
Это период, когда ребенок из беспомощного существа, полностью зависимого от взрослого, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремится исследовать окружающий мир, овладевает умениями действовать с предметами.
Слайд 4:
Как организовывать предметно-пространственную среду, учитывая возрастные особенности детей от года до трех лет, в условиях детского сада, которая бы обеспечивала возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, с учетом критериев по ФГОС ДО? Попробуем разобраться.
Слайд 5:
Критерий 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно – следственных связей, характера их движений и соотношений. Ребенок раннего возраста – энергичен и непоседлив.
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, которая в раннем возрасте является средством познания окружающего мира.
Слайд 6: Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей, предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, для совершенствования восприятия ребенка, развития его мышления, формирования двигательных навыков. Развитию любознательности – одна из существенных характеристик данного возраста (т.е. это оптимальное использование пространства и материалов)
Слайд 7
Критерий 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Этот критерий важно учитывать при организации РППС на фоне «охраны» деятельности каждого малыша, так как опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована.
Учет данного критерия в большей степени важен с точки зрения знаний о развитии общения детей данного возраста.
Слайд 8
Дети от года до полутора относятся к другому ребенку, с одной стороны, как к интересной игрушке, а с другой – как некоему подобию себя самого. Можно сказать, что в этом возрасте общение между детьми практически отсутствует, а высшим достижением для них является так называемая игра рядом – когда малыши спокойно занимаются своими делами в игровой, изредка наблюдая друг за другом или обмениваясь игрушками.
Слайд 9
После полутора лет в отношениях между детьми появляется стремление заинтересованность друг другом, дети испытывают удовольствие от совместных игр.
На 3ем году - ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником, которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре.
Но все же до конца раннего возраста общение детей друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослыми и предметной деятельностью.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах.
Используя трансформируемость предметов группы педагог может создавать условия для развития общения между воспитанниками в зависимости от образовательной ситуации, можно приучать детей соблюдать «дисциплину расстояния», когда они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека.
Слайд 10
Для того, чтобы малыши не отвлекались и не забывали друг про друга, лучше усаживать их за столик с разложенными на нем атрибутами игры напротив друг друга, предлагать им принимать на себя роли, общаться по поводу игры.
Слайд 11
Накрывать столы, создавая уголки уединений. Перестраивать столы и стулья группы: превращая их в автобус, в машину, ракету в соответствии с образовательными задачами.
Слайд 12
Критерий 3. Полифункциональность материалов предполагает - фото:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягкой модулей, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Наличие в группе таких предметов способствует развитию предметной деятельности, которая в этом возрасте является ведущей и влияет на все стороны психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.
Слайд 13
Особенность творческих (ролевых) игр в раннем возрасте представлена формой активного отражения ребёнком окружающей его жизни людей. У детей 1г.6мес. – 2 г. 2 мес. первые игры возникают как манипулятивные действия с предметами. Эти действия имеют ярко выраженный подражательный характер: малыш мешает ложкой в тарелке, причесывает куклу, кормит мишку, воспроизводит действия взрослого с предметом.
Сопровождая такие действия отдельными словами, вроде «баю-бай», «кушай», «больно?», которые также являются подражанием речи взрослых в соответствующих обстоятельствах.
Полифункциональность материалов среды способствует совершенствованию:
Такой способности детей, как Переносу игрового действия на предметы-заменители | |
1-2 года | 2-3 года |
Перенос игрового действия происходит только в рамках наличной ситуации: ребенок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, но заменить отсутствующий предмет еще не может. Например: если попросите малыша дать кукле конфету, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет. | В то время как 3-х летний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай». Таким образом, воображаемая ситуация, наличие которой необходимо для игры, только - только начинает зарождаться. |
Развитию игры | |
1-2 года | 2-3 года |
Элементы игры переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из одного и не доводится до конца. Ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку действий. | Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков способствует тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими, действовать в воображаемом плане. Он начинает использовать один предмет вместо другого или же обозначать недостающий словом (построить из модулей). Ребенок способен выстроить логическую цепочку действий. |
Важно: | |
!!! Таким образом, если РППС группы учитывает Полифункциональность материалов, ребенок, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что требуется ему для сюжета. При этом один и тот же предмет может выполнять несколько функций. |
Слайд 14
Критерий 4. Вариативность среды предполагает:
наличие в группе разных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Создание в группе разных пространств, о которых говорит нам критерий вариативности, необходимо для удовлетворения возрастных потребностей детей. Можно выделить несколько центров, тому способствующих.
Игровые центры в группе Слайд 15 | |
Познавательно-исследовательский центр | Детям этого возраста очень нравятся игры с песком и водой. Расходящиеся круги по воде, приятные тактильные ощущения, пластичность влажного песка – все эти действия способствуют развитию детской любознательности, становлению причинно-следственных связей. |
Слайд 16 Центр сенсорного развития | Сначала представления о форме или цвете связаны у ребёнка с конкретным предметом (круглый мяч, зелёная трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. |
Слайд 17 Центры игр (спортивные, для девочек, для мальчиков) | Игры с мячом: развивают моторные функции организма. Игры с куклами, машинками со свободно вращающимися колесами, дверцами, поднимающимися кузовами, способствуют становлению игровых ситуаций. Происходит осознание себя как личности. Становлению общения между детьми. |
Слайд 18 Центры строительства | На третьем году жизни проявляется повышенный интерес к разным постройкам из кубиков, брусочков. Дети много времени проводят за строительством башен, крепостей, мостов, мозаикой. Развивающееся мышление и связанное с ним воображение в конструктивной деятельности приводят к тому, что наряду с предметными действиями малыш начинает овладевать элементами сюжетной игры, отражающей те явления, которые ребенок наблюдает повседневно. |
Слайд 19 Центр книги и театра | Усиливается интерес к книгам. Вначале ребенка привлекает только процесс переворачивания страниц. Но постепенно, с помощью взрослого, интерес малыша поворачивается к содержанию рисунков, сопровождающих текст, который читает взрослый. Это способствует зарождению любви к книге, удовлетворению познавательного интереса и развития. |
Слайд 20
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, речевую, познавательную и исследовательскую активность детей.
В группе для детей данного возраста должны быть кукольные коляски, каталки, машинки, книги с твердыми страницами, мячи разных размеров, куклы и фигурки людей и животных, ведерки, материалы для творчества, мозаика, матрешки и пирамидки, игрушечные телефоны, конструкторы, музыкальные игрушки и т.д.
Слайд 21
Этот критерий необходимо учитывать, так как в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно – действенное, предполагающее непосредственный контакт ребёнка с предметом и поиск правильного решения задачи путём проб и ошибок.
Слайд 22
Необходимо помнить о том, что если ребенка окружает большое количество игрушек, то часто, не привязавшись ни к одной из них, он перестает радоваться появлению новых. А пресыщение вредно отражается на развитие наблюдательности, на умении находить неожиданное в привычном, на творческом использовании элементов привычного.
Цель взрослого – научить малыша правильно общаться с предметами и по возможности не стеснять его свободу, стимулировать желание исследовать окружающий мир.
Для этого нужно подбирать игрушки так, чтобы их можно было использовать в различных вариантах.
Слайд 23
Вариативность предметов, их периодическая сменяемость способствует:
Умению ребенка подражать действиям взрослого (как еще одно условие возникновения игры) | |
1-2 года | 2-3 года |
Игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ему взрослый. Например: укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама. | Постепенно действия переносятся с одного предмета на другой, похожий на него. Например: укачивает и собачку, и медведя. Это уже обобщенное действие, хотя и очень простое. |
Слайд 24 Овладению активным словом посредством предметов-игрушек | |
Важно:!!! | Развитие речи – процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. |
Особенности речи:
1-2 года | 2-3 года |
Ранний возраст - это период интенсивного формирования речи. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).
| Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. К трем годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. |
Слайд 25
! Само предметное действие и взаимодействие не стимулирует речь. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый.
! Именно потребность в общении с ним заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово. Общение со взрослыми имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста.
Таким образом, вариативность предметов, их периодическая сменяемость способствует развитию речи.
! Об организации сюжетных игр – ситуаций, оснащении для этой деятельности игровых центров, можно узнать из книги Н.Ф. Губановой. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.
Слайд 26
Критерий 5. Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; с учетом зоны ближайшего развития детей, безопасности, расположения предметов на уровне глаз ребенка.
Слайд 27
А также свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Исправность и сохранность материалов и оборудования;
Слайд 28
Критерий 6.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, при использовании которых физическому и психическому здоровью ребенка не угрожает опасность.
В первую очередь учитывать безопасность необходимо в связи с особенностями развития двигательной сферы ребенка | |
1-2 года | 2-3 года |
Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна осанка. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). | Слайд 29 Постепенно совершенствуются все основные виды движений. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек). |
!!! Для создания и поддержания данного критерия, педагоги нашего ДОУ ежедневно проводят осмотр и контроль игрового оборудования группы, участка. С фиксацией результатов осмотра в журнале трех-ступенчатого контроля.
Слайд 30
Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет, когда у ребёнка формируется личностное новообразование «я - сам». Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. И безопасность среды особенно важно учитывать в данный период.
Кризис трех лет отличает целый набор симптомов поведения:
- Ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок протестует против управления собой или каких – то ограничений. Он хочет сам решать, куда и когда пойдет, когда будет одеваться или играть. При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что ему говорит взрослый.
- Упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел.
- Проявление строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Нежелание идти рядом с мамой за руку, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.
- Своеволие – ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
- Бунт против окружающих (постоянно ссорится с другими людьми, ведет себя агрессивно).
- Обесценивание ребенком личности близких (обзывает родителей, ревность к младшему ребенку, требование постоянного внимания только к себе).
! Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это – отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.
(Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992, стр. 56-57)
Слайд 31
Стратегия поведения взрослых:
- сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- подбадривать ребенка в начинаниях (постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность; не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
- давать ребенку право выбора, там, где это возможно, решать, что и как он будет делать;
- не драматизируйте кризисную ситуацию, смягчайте конфликтные моменты;
- уважайте замысел малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами;
- не реагируйте на истерики ребенка, не давайте превратится им в устойчивую форму поведения.
! Наблюдения психотерапевтов показывают, что упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей обязательно добиваться беспрекословного подчинения детей.
! Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если взрослые будут учитывать потребности ребенка, правильно организовывать общение и индивидуальные занятия с ним, уважать его личность, приучать к определенным правилам поведения, научат его уважать и любить других.
(Детская практическая психология: учебник/ под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2001, стр. 65-67.)
В нашем детском саду работает 4 группы для детей в возрасте от 2 до 3 лет (вторые группы раннего возраста).
Слайд 32
В этом учебном году произведен капитальный ремонт одной группы для детей от года до 2х лет.
Слайд 33
Все помещения эстетично оформлены, учитывают основные требования к оснащению РППС.
Слайд 34
Прием детей пока не произведен, но в ближайшее время первая группа раннего возраста распахнет свои двери.
Слайд 35
Список литературы:
Детская практическая психология: учебник/ под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2001, стр. 65-67
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992, стр. 56-57
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2016.
ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ.
Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала....
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды в ДОУ
Требование ФГОС к предметно-развивающей среде...
презентация- Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединить...
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ в подготовительной группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27241900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27241907","attributes":{"alt":"","class"...
Проект «Территория детства» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста
Проект «Территория детства» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста...
Требования ФГОС ДО при организации развивающей предметно-пространственной среды
Функции и назначение РППС в соответсвии с ФГОС ДО...
"Развивающая среда в группе раннего дошкольного возраста, в соответствии ФОП ДО"
Предметно - пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его....