Консультация "Игры на развитие познавательной сферы ребенка"
консультация на тему

Василевская Елена Васильевна

Игры на развитие познавательной  сферы ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

"Игры на развитие познавательной  сферы ребенка"

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра  - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский)

Игра - это вид деятельности доступный для детей. Игра - способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Когда дети играют, они применяют свои знания и умения на практике. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети общаются со сверстниками.

Роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

  1. Игра «Огоньки»

Цель: Развивать и тренировать зрительную и слуховую память.  Совершенствовать знания цвета.

Правило игры:

У каждого ребенка по 5 кружочков: 2 красных, 2 зеленых и синий. Дети раскладывают их перед собой в одну ровную линию. У воспитателя – полоски, на которых изображены те же кружочки в разной последовательности. Воспитатель показывает полоску, на которой цвета расположены в такой последовательности: красный, зеленый, синий, зеленый, красный; дети запоминают и по памяти выкладывают кружочки перед собой. Затем варианты усложняются. Для детей 5 – 6 лет.

  1. Игра «Как это было»

Цель: Развивать зрительную память.

Правило игры:

Дети приносят фотографии семейных путешествий, дней рождения или семейного отдыха. Ребята вспоминают, как проходили эти события. Вспомните, как лопались надуваемые шарики или какие липкие были руки от сладкой ваты.  Поощряйте воспоминания  о мелких деталях, которые не запечатлены на снимках.

  1. «Назови одним словом»

Цель:  Закрепить обобщающие наименования: посуда, мебель, транспорт, фрукты, одежда и другие.

Правило игры:

Воспитатель перечисляет предметы, а ребёнок заменяет их одним обобщающим словом.

Например: чашка, тарелка, кастрюля, чайник.

  1.  «Кто лишний?»

Цели: развивать мышление, учить связному монологическому высказыванию.

Правило игры:

Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее предмет. Ребёнок выделяет лишнее и объясняет свой выбор. Ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество картинок у каждого ребенка.

  1.  «Что забыл раскрасить художник?»

Цели: Развивать зрительное внимание и наблюдательность.

Правило игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены домашние животные, и спрашивает, кого нарисовал художник. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого животного не раскрашена одна деталь. Что не раскрашено у каждого животного?

  1.  «Времена года»

Цель: развитие словесно-логического мышления

Правило игры:

Воспитатель выкладывает на стол иллюстрации времен года. Дети называют, что изображено. Ребенку  необходимо разложить картинки последовательно друг за другом и подобрать к каждому времени года подходящие признаки, называя его.

  1. «Разрезные картинки»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Правило игры:

Воспитатель показывает целую картинку и спрашивает, что изображено? (Кукла)

Затем, показывает разрезную картинку и спрашивает: - Из каких геометрических фигур  состоит разрезная картинка? (Из квадратиков). Воспитатель предлагает собрать картинку. Дети, смотрят, на целую картинку, собирают из квадратиков такую же картинку.

  1. «Раскрась предмет»

Цель: Развивать произвольное внимание.

Правило игры:

Воспитатель показывает картинку и спрашивает, что на ней изображено? (Бабочка).  Но  художник раскрасил только половину бабочки, какие цвета он использовал? (желтый, зеленый, красный, голубой, синий цвет). Воспитатель просит помочь ему раскрасить вторую половину бабочки. Ребенок раскрашивает вторую половину бабочки, используя разные цвета.

  1.  «Ладошки»

Цель: Развивать воображения.

Правило игры:

Дети рассматривают внимательно лист бумаги и говорят, что на нем изображено (ладошки). Воспитатель задает вопрос: «На что похожи ладошки?» И просит придумать про них историю. Ребенок отвечает полным предложением.

  1.   «Испорченный телефон»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Правило игры:

Дети выбирают ведущего. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Напутавший занимает место последнего в ряду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Конспект занятия Совместная индивидуальная коррекционная деятельность с ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии (безречевой ребенок) «Настольный театр «Репка»

Конспект занятияСовместная индивидуальная коррекционная деятельностьс ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии(безречевой ребенок)«Настольный театр «Репка»С использованием...