Сказкотерапия - воспитательная система для детей.
консультация на тему

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - воспитательная система для детей.

                                                                                        Составитель: Е.В.Лихачева.

Сказкотерапия - воспитательная система для детей.

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки… Процесс познания и наиболее созвучной нашей Душе образной форме. Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоций на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей.

   Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

          Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, его образ мира.   Причем лучше сказку не читать, а именно рассказывать – в этом случае слушатель активно воспринимает образы. Но сказку можно не только слушать! Мы можем обсуждать с ребенком уже существующую сказку: оценивать поступки героев, давать им характеристики, можем инсценировать сказку, пуская вход все свои творческие способности, а можем самостоятельно ее написать!

            Сказка – это и инструмент развития. Ребенок слушает, обсуждает, придумывает сказку... Он учится принимать решения, анализировать ситуации, в которые попадают герои. При этом развивается его фантазия, логическое мышление. Со сказкой ребенок познает окружающий мир.  Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. Всегда важно помнить о возрастных особенностях психики ребенка, понимать, чем заняты его мысли в данный период, что тревожит, чего ему хочется, о чем он мечтает.

   Коллективные игры обычно привлекают детей начиная с четвертого года жизни. Для большинства малышей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстанет, поэтому в современной игре может возникнуть конфликт. Следует приглядываться к тому, что мешает ребенку в общении с другими, и обучить его умению налаживать отношения со сверстниками. Игры со сверстниками имеют еще одно важное значение: в процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринужденно и не заметно происходит «сброс» информации, от избытка которой страдают современные дети.          В игровом общении у ребенка можно установить некоторые закономерности: подражание действиям взрослых постепенно становятся более сознательным, определяется интерес ребенка, отношение к окружающим, в связи с этим чувства, порождаемые игрой, делаются более сознательными и глубокими; с усложнение задачи, которые ставятся в игре и требует от участников все больших физических и умственных усилий, укрепляется их воля; возрастает роль коллективных игр, возникает необходимость договоренности, согласованности действий. Усложнение игровых целей, развитие творческой фантазии требует большей зависимости действий одного участника от другого.

          Но один и тот же ребенок проявляет различные черты характера в зависимости от содержания игры, от состава играющих; одну и ту же роль каждый ребенок создает по своему, вкладывая в нее сой жизненный опыт, свои чувства и привычки. Почти все девочки бывают мамами, все любят своих детей кукол и заботятся о них, но в поведении каждой мамы можно видеть индивидуальные особенности.

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так она настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Дети действуют по-разному: одни вскакивают с мест, подсказывают героям, плачут, смеются, другие застывают в напряженной позе. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Художественная литература влияет на формирование личности ребенка: активизирует воображение, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате чего у ребенка появляются новые знания и представления, а, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. В детской игре происходит перенос значения с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.

Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Основные идеи сказкотерапии:

  • Осознание своего потенциала, ценности собственной жизни;
  • Понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • Познание разных стилей мироощущения;
  • Осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • Внутреннее ощущение силы и гармонии.

В сказках, которые мы сочиняем с детьми, ребята описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. Чтобы описать его,  они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Такое описание при помощи аналогии называют метафорой.      Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека, внутреннему ребенку, который есть в каждом человеке. Поэтому предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.

При проведение сказкотерапии обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Большое внимание также необходимо уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

Эффективней проводить сказкотерапию по подгруппам. Состав, которой не должен превышать 12 человек. Желательно в подгруппу включать ребенка способного составить правильно оформленное сообщение, умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме.

          Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии - отдельное ,небольшое по размеру помещение ( комната сказки ,психологической разгрузки).

     Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, продолжительность в младшей и средней группах 15-20 минут ,в старшем возрасте 25-30 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного развития личности и эмоционального состояния детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней природе человека.

Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только  дети были слушателями...

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но чт...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека...

Консультация для родителей «Сказкотерапия - как воспитательная система, органичная внутренней среде человека»

Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки &nd...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека».

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметнопреодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося вдуше негативные качества....