Консультация для родителей «Сказкотерапия - как воспитательная система, органичная внутренней среде человека»
консультация (подготовительная группа)

Чечетенко Татьяна Юрьевна

Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки – сказочницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

postheadericonКонсультация для родителей                                                      «Сказкотерапия - как воспитательная система, органичная внутренней среде человека»

Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки – сказочницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка позволяет ребенку пофантазировать?
Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Значение испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня к нему интуитивно тянутся люди: перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Обсуждение сказки обычно начинается с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» На примере героев сказка хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться – чему же именно.
Самое важное для нас – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Наша основная задача – поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению. Ведь «человек не осознающий» часто становится игрушкой в руках обстоятельств.
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Человек вдруг осознает у себя внутри источник силы. Еще неизвестно, что и как делать, но уже ясно – Я МОГУ.
Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами.
За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой.
В этом аспекте сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.
Но волшебство связанно не только с обитателями волшебного мира. Оно связанно с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем……
Итак, волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
В книге Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» даны основные принципы работы со сказкой, схема размышления над сказками и их обсуждение, структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия. Эти рекомендации можно перенести на любую сказку, облегчая себе понимание смысла работы.
Методические рекомендации по работе со сказками можно найти и в книге Коротковой Л.Д. «Сказка – для светлого ума закваска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но чт...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека».

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметнопреодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося вдуше негативные качества....

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия , как воспитательная система органичная внутренней среде человека».

Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы и правила поведения. Сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми,...