«Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста посредством сказки»
материал на тему
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, считаю необходимым формировать у детей духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы, а понятнее всего для детей это можно сделать через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_skazka_3.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста посредством сказки»
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, считаю необходимым формировать у детей духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы, а понятнее всего для детей это можно сделать через сказку.
Актуальность:
Таким образом, актуальность представленной работы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально – нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.
Однако при ознакомлении со сказкой и её нравственным значением возникли противоречия. Их вы можете видеть на слайде.
В результате возникла идея приобщения детей к нравственным ценностям через сказку в процессе образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей со взрослыми.
Длительность работы над опытом составила 3 года.
Диапазон опыта, теоретическую и материально- техническую базу вы можете увидеть на слайдах.
Новизна моего опыта заключается в следующем:
Заключается в преломлении содержания традиционной сказки в соответствии с современным уровнем нравственного развития ребенка и социума.
Целью работы стало:
развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников через сказку, которая достигалась путём решения Задач. (показ рукой)
В основу опыта легли с принципы, представленные в презентации.
Работа по развитию нравственных качеств детей проводилась планово и систематически. Она была организована так, что каждый ребёнок имел возможность быть инициативным, активным деятелем.
Совместно с родителями в группе была оформлена художественно-литературная гостиная. Она включила в себя –
-«Имидж-уголок»
-Центр книги
-Творческая мастерская
-Уголок театральной деятельности
-Игротека
«Место тишины»
Возможность многофункциональности художественно-литературной гостиной позволило создать необходимые условия реализации цели опыта.
В своей работе постоянно использовала информационно-коммуникативные технологии, что позволяло сделать процесс работы с детьми более ярким и многогранным.
Был создан театральный кружок «Лукоморье».
Вся работа с детьми происходила в тесном взаимодействии с родителями. Наряду с традиционными формами работы с родителями, были использованы и инновационные: родителям предоставлялась возможность не только быть зрителями, но и активными участниками развлечений, досугов, театрализованных представлений, совместно с детьми примерить на себя роли положительных и отрицательных героев.
Работа по нравственному воспитанию дошкольников посредством сказки осуществляется с помощью огромного количества методов и приемов, известных и широко используемых.
Я хотела бы остановиться на менее традиционных и в то же время эффективных и интересных, используемых мной в работе с детьми в этом направлении.
«Коллаж из сказок» -это создание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
В средней группе работа над созданием новой сказки начинается с продуктивных видов деятельности. Дети рисуют, лепят героев из знакомых сказок. Педагог помогает детям объединить героев единым сюжетом, например: Колобок, Мышка, Снеговик, Волк, Лиса встретились у новогодней елки; направляет действия детей на создание новой сказки, по необходимости вводит в сюжет отрицательных героев.
В старшем дошкольном возрасте работа над созданием новой сказки усложняется тем, что детям предлагается не только рисовать, лепить героев, но и вырезывать их из бумаги, изготавливать из различных материалов. Сюжет сказки, объединяющий героев, дети тоже придумывают сами. Педагог помогает детям усвоить основное предназначение сказки, воспитывая добрые чувства.
В подготовительной группе дети ориентированы на самостоятельное придумывание сказки, на основе известных и, ими придуманных героев. Продуктивная деятельность в этом возрасте организовывается по сюжету созданной сказки. В этом возрасте дети самостоятельно стараются сделать вывод и усвоить нравственный урок.
«Семейная сказка» - это создание новых сказок детьми и родителями.
Раз в месяц детям и родителям дается творческое задание: придумать всей семьей сказку, художественно её оформив.
В зависимости от возраста ребенка меняется степень участия его в творческом процессе.
В группе дети представляют придуманные сказки, которые в дальнейшем оформляются в виде выставки, а в дальнейшем хранятся в «банке семейных сказок».
«Сказочная игротека»
Учитывая, что основное усвоение знаний и приобретение положительных качеств и идеалов происходит в дошкольном возрасте в процессе игры, мной был сделан подбор «Сказочных игр». Данные игры систематизированы с учётом возраста детей и подразделяются на:
- дидактические игры по сказкам;
- игры – драматизации.
В среднем дошкольном возрасте дети учились различать поступки героев сказок (игра «Хорошо – плохо»); один и тот же персонаж в разных сказках мог быть с противоположными нравственными качествами (игра «Добрый или злой».
Дети старшего дошкольного возраста, подбирали по парам героев сказок с противоположными качествами характера(игра «Скажи наоборот»); придумывали продолжение сказок (игра «Продолжи сказку»);одевая волшебные очки придумывали новые черты характера для персонажей (игра «Волшебные очки»); представляли себя в роли любимых сказочных героев, стараясь передавать характер персонажа (игра «Мой любимый сказочный герой»).
Таким образом, применение сказки в деятельности детей и взрослых положительно повлияло на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Использование разнообразных методов и приемов работы со сказкой, от традиционных до инновационных оказало большое влияние на развитие нравственных качеств детей: дети научились самостоятельно различать полярные понятия: «правда – ложь», «добро – зло», выражать чувства и переживания словами, делать самостоятельный нравственный выбор и применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
Как сказала Людмила Дмитриевна Короткова «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...
Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста»
Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными....
Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста»
Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте,...
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»
В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыки.
Семинар-практикумВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыки Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за ...
Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей по тме "Дети и доброта"...