Сценарий семейного досуга "Попробуй, отгадай!"
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 Приморского района
Семейный познавательно-развлекательный досуг
«Попробуй, отгадай!»
для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Дмитриева Н.И.
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель: углубить представления детей о русском народном фольклоре – о загадках.
Программное содержание:
- познакомить детей с жанровыми особенностями загадок;
- закреплять представление о назначении загадок;
- учить детей запоминать и отгадывать загадки;
- формировать умение придумывать загадки, учить детей при составлении загадок использовать свои знания о загадываемом предмете или явлении.
Оборудование: выставка книг загадок в книжном уголке группы; русские народные костюмы для детей, ведущих досуг; кукла бибабо Петрушка; театральный костюм для Незнайки, предметные картинки с изображениями птиц и животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с загадками; отгадывание загадок детьми; участие детей вместе с родителями в конкурсе «Придумай загадку о любом животном русских народных сказок»; рекомендации родителям в папке «Как придумать загадку вместе с ребенком»; подготовка и вручение приглашений на праздник родителям и гостям.
Ход досуга:
За ширмой раздается веселый смех Незнайки: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо!»
Воспитатель: – Ребята! Кто это так весело смеется? Отгадайте. А я вам помогу и подскажу:
«Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут… (Незнайка)
Дети отгадывают. После этого появляется Незнайка в ярком театральном костюме.
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие взрослые! У меня сегодня такое хорошее настроение! Потому что я самый красивый, самый весёлый, самый умный! Вот!
– Ребята, правда, я самый красивый? Посмотрите, какая у меня шапочка красивая? А рубашка, правда красивая? Ни у кого из вас нет такого! А какой у меня нос? Правда красивый? А ещё я самый умный. Я всё на свете знаю! Спросите, спросите меня о чём-нибудь, я на все вопросы отвечу!
Воспитатель спрашивает у Незнайки: – А загадки ты отгадывать умеешь?
– Да, загадывайте, пожалуйста!
Воспитатель:
В ярко-красном колпаке,
Он с бубенчиком в руке
Развесёлая игрушка,
А зовут её…
(Незнайка начинает смеяться, потом заливается хохотом и говорит) да это… это… это каждый знает. (Опять смеётся) Да это же… лягушка (дети с воспитателем исправляют его) Что? Нет? Не лягушка? Тогда это… подушка (дети с воспитателем снова исправляют его) Опять не угадал? Тогда это … ватрушка, кадушка, пушка…
(Незнайка шепчет ребятам, чтобы не видела воспитательница)
– Ребята! Ребята! Подскажите мне! Не слышу, громче подскажите! (Дети отгадывают загадку и воспитатель показывает им куклу Петрушку.)
Воспитатель: – Незнайка, как тебе не стыдно! Вот видишь, как не красиво хвастаться раньше времени? Про Петрушку не смог отгадать загадку. Не даром в народе говорится: «По одёжке встречают, по уму провожают». А ты сразу хвастаться начал, посмотрите какая у меня шапочка, какая рубашка, какой галстучек. Есть ещё очень мудрая пословица в народе: «Не хвали себя сам, пусть люди похвалят».
Незнайка: – Не буду больше хвалиться. Ребята, какие вы умные, отгадали такую трудную загадку. Молодцы! Знаете, что загадки бывают разные. В любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чём идёт речь. А чтобы было легко догадаться, в загадке или говориться, на что похож этот предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например:
Маленький малышка
В сереньком кофтишке
Собирает крошки,
Он боится кошки … (Воробей)
Дети отгадывают и Незнайка показывает картинку с изображением воробья.
Незнайка: – А теперь отгадайте загадку про лесное животное:
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком… (Ёж)
Дети отгадывают и Незнайка показывает картинку с изображением ежа.
Незнайка: – Ребята, а я ведь тоже хочу загадки поотгадывать. Загадайте мне какую-нибудь загадку, а лучше даже несколько. Вот увидите, я все отгадаю.
(Дети загадывают загадки, Незнайка не может их отгадать и очень расстраивается.)
Загадки для Незнайки:
1. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает… (Лук)
2. Что вверх корнем растет? (Сосулька)
3. По синему небу белые гуси плывут… (Облака)
Незнайка: – Ой, что же это за загадки такие труднющие. Их никто никогда не разгадает.
Воспитатель: – Не волнуйся, Незнайка, все загадки можно разгадать. Но для этого надо немного поучиться. Давайте поучим Незнайку разгадывать загадки. Слушай внимательно…
Угадайте, что за шапка,
Меха – целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
А теперь давайте подумаем, кого надо искать? (Дети отвечают с помощью родителей и гостей). Правильно, живое существо, покрытое мехом, похожим на зимнюю шапку. Где искать этого зверя? В загадке говорится, «шапка бегает в бору», то есть в сосновом лесу. И дополнительная характеристика для «шапки»: «У стволов грызет кору». А теперь, связав все признаки вместе, находим отгадку. Это… Правильно, заяц. Загадки придумывать совсем нетрудно. Хотите попробовать? (Дети отвечают, что очень хотят, и Незнайка показывает им картинки, по которым они придумывают загадки. Кто придумал загадку, того Незнайка хвалит.)
Загадки, которые придумали дети для Незнайки:
Всех на свете обшивает.
Что сошьет, не надевает. (Игла)
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы)
За белой дверцей стужа, лед.
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник)
Воспитатель: – Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в «Загадки без слов».
Театрализованная игра «Загадки без слов»
Воспитатель делит детей на две подгруппы. Он с первой подгруппой детей рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые они могут загадать, не проговорив ни единого слова. Потом дети без слов, с помощью мимики и жестов изображают предмет, живое существо или явление природы, например: чайник, часы, кошку, собаку, солнышко, море, ручеек, а дети второй группы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а первая – отгадывает.
Воспитатель: – Предлагаю вам с помощью наших гостей выполнить творческое задание «Изображение отгадки». Вам надо будет нарисовать отгадку на альбомном листе бумаги.
1. Мягкая и зеленая дорожка щекочет босые ножки. (Трава).
2. Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево)
3. Белая головка, красная шапочка. (Гриб)
4. Днем в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце)
Ребята, какой же праздник без шутки! Сейчас Незнайка загадает вам шуточные загадки.
Загадки-шутки и загадки-обманки
1. Во дворе гуляли две кошки и одна девочка. Сколько было детей во дворе? (Одна девочка)
2. На сосне, как в барабан, громко стал стучать баран? (Дятел)
3. Кто грызет на ветке шишку, ну, конечно это мышка? (Белка)
Воспитатель: – Незнайка, а ты знаешь, сколько загадок придумали люди? Очень-очень много. Существуют загадки про овощи, фрукты, про животных и птиц, про разные предметы, про явления природы. Каждый ребенок с детства знает много разных загадок. Яркие, смешные, образные они легко запоминаются и навсегда остаются с нами в нашей жизни. Сколько живут на Земле люди, столько и существуют загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Не только взрослые, но и дети придумывали эти загадки.
Русские загадки – особые. В них поэзия народного языка и мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой мир и свое отношение к окружающему миру. Загадки передаются от родителей к детям, мы запомним их и будем собирать. У нас в группе будет создаваться альбом придуманных вами загадок с рисунками. Я предлагаю вам, ребята, порадовать Незнайку и придумать про него загадку. Понравившиеся Незнайке загадки будут помещены в альбом загадок. Победители получат подарки от Незнайки. Кроме того наш гость дарит вам на память о нашем празднике раскраски со своим изображением. Наш вечер загадок подошел к концу. Надеюсь, он вам понравился.
Незнайка: – До новых встреч, друзья! Желаю вам успехов в изучении русских народных загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семейного праздника в старшей группе: «ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ»
Сценарий семейного праздника в старшей группе:«ОСЕННИЕ СЕМЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ» 1–й ребенок: - Добрый вечер! 2–й ребенок: - Здравствуйте!Воспитатель: - Мы рады видеть вас, потому что понимаем...

Творческая работа: Сценарий семейного досуга "Цветок семейного счастья" Муниципального этапа V Всероссийского конкурса "Семья-основа государства"
Что такое семья? На этот вопрос пытались ответить дети старшей группы в ходе коллективного, долгосрочного, творческого, детско-родительского проекта " Я и моя семья". Презентация проекта пришла в форм...

Сценарий семейного развлечения "Путешествие к островам Семейного счастья"
ФГОС предполагает тесное сотрудничество детских дошкольных учреждений с семьями воспитанников. Для того, чтобы установить более тесный контакт с членами семей дошкольников и предназначен сценарий семе...

Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»
Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»...

Сценарий семейной гостиной "Наши семейные традиции"
Сценарий семейной гостиной по теме: «Наши семейные традиции»...

Сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"
Сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"...

Сценарий семейного праздника в средней группе " Цветок семейного счастья"
Данный сценарий можно использовать как отчетный материал к проекту " Моя семья"...