Межличностное взаимопонимание между воспитателями и родителями.
статья на тему
Межличностное взаимопонимание между воспитателями и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnoe_vzaimoponimanie_mezhdu_vospitatelyami_i_roditelyami.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Межличностное взаимопонимание между воспитателями и родителями.
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.
Любовь родителей обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту и психологический комфорт, даёт ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребёнка.
Сотрудничество педагога с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка уважительного отношения к своим близким (родителям, дедушке, бабушке и т.п.).
Педагог, организуя сотрудничество с родителями, должен пытаться реализовать следующие задачи:
1. Прежде всего необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
2. Активизировать и обогащать воспитательные умение родителей, подживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В сотрудничестве с родителями педагогу важно стремиться к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Родители хотят видеть в педагоге отзывчивого, знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Стремление воспитателя к диалогу – важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Общение в форме диалога позволяет родителям почувствовать себя равными партнёрами, с правом на собственную позицию, систему ценностей в воспитании, которых принимают и понимают, которым сочувствуют и сопереживают.
В зависимости от состояния ребёнка в момент его привыкания к новым условиям жизни в детском саду воспитателю важно учитывать эмоционально-личностные особенности как ребёнка, так и его матери, её реакции на новую обстановку жизни сына или дочери. Воспитатель обращает внимание тревожных матерей на то, как лучше расставаться с ребёнком, интонацию её голоса, советует быть спокойнее, подсказывает, как лучше утешить, ободрить, отвлечь ребёнка.
Ежедневно воспитатель доброжелательно встречает ребёнка и его близких; показывает, что их приходу рады, их ждут в детском саду; интересуется, с каким настроением и самочувствием пришёл ребёнок в группу. Провожая воспитанника вечером домой, педагог рассказывает членам семьи о наиболее ярких впечатлениях дня, об успехах ребёнка, навыках общения со сверстниками и др. Постоянный индивидуальный контакт с семьёй каждого воспитанника позволяет педагогу пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду и укрепить потребность членов семьи в педагогическом общении.
Воспитателю важно продумывать способы вовлечения родителей в воспитательный процесс. Он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, его общением со сверстниками. Родителям важно видеть ребёнка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке, спортивном зале. Такие наблюдения – источник новых знаний о сыне или дочери.
Приглашая родителей в детский сад, надо создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых. Взаимодействуя с ребёнком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам своего ребёнка.
Воспитатель продумывает содержание общения с родителями, принимая во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия семьи, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт; типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развития единственного в семье ребёнка; при повторном браке родителя и др. Ежегодный анализ типологии семей воспитанников помогает педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях родителей и осуществлять дифференцированное общение с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания (например, имеющих только сына или дочь, интересующихся спецификой воспитания младшего ребёнка в семье и др.)
Содержанием общения с родителями детей одного-трёх лет могут стать: организация здорового образа жизни семьи; создание условий для безопасности жизни ребёнка в доме; вопросы гигиены; значение эмоциональной связи матери и ребёнка в развитии малыша; особенности социального развития и преодоление кризиса трёх лет. Важно обучать родителей умениям обогащать сенсорный, речевой опыт малыша в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную активность ребёнка, знакомить их с программой воспитания и обучения в детском саду.
В общении с родителями детей трёх-пяти лет воспитатель продолжает знакомить родителей со способами общения с ребёнком и адекватными методами педагогического воздействия в семье; обучает способам развития речи и речевой коммуникации, показывает возможности семьи для развития у ребёнка любознательности, воображения, креативности и др., размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребёнка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.
С родителями пяти-семи лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребёнка и готовности его к школе, обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребёнка, формирования уважительного отношения к взрослым своей семьи и обогащения его чувственного опыта. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагог использует разнообразные активные формы общения с ними. Это дискуссионные встречи, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов», практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребёнком. Успешному взаимодействию с родителями способствует также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей; фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и др.
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приёмов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта.
Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребёнка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.
Особой деликатности от педагога требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей семейного воспитания, например эмоционального неблагополучия ребёнка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и др. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Полезно рассказывать родителям о важности создания в семье условий для психологического комфорта, безопасного психического развития ребёнка. Регулярные индивидуальные беседы о психологическом здоровье детей будут повышать психологическую культуру родителей, способствовать постепенному пониманию и осознанию возникающих психологических проблем с ребёнком. Важно создать в помещении дошкольного учреждения условия для комфортного конфиденциального общения родителей со специалистами: педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Если позволяет условия дошкольного учреждения, может быть оборудована консультативная комната для родителей, напоминающая убранством домашний интерьер. Также целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.
Без внутренней готовности педагога, без желания сотрудничать с родителями в вопросах воспитания ребёнка невозможно взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Статья: "Формирование партнёрских отношений между воспитателями и родителями группы,путём вовлечения их в образовательный процесс.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны....
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного об...
Круглый стол «Доверительное отношение между воспитателем и родителями»
ЗАСЕДАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВСТРЕЧАЕМ ПРАЗДНИК ВЕСЕЛО»...
Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
Пчихологическе игры дома...