Формирование индивидуальной здоровьесберегающей компетентности педагогов в условиях ДОУ (опыт работы)
статья на тему
Здоровье педагога также выступает в качестве абсолютной социальной ценности, поскольку характеризует не только состояние человека определенной профессиональной группы, но и является необходимым условием воспитания здорового поколения. Одним из важных условий для сохранения профессионального здоровья является профессиональная компетентность, физическое и психическое здоровье педагогов, а также их устойчивость к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. Что представляется достаточно сложным для исполнения в связи с высоким уровнем эмоциональной напряженности профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье обучающихся и/или воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование индивидуальной здоровьесберегающей компетентности педагогов в условиях ДОУ (опыт работы)
Понятие «здоровьесберегающая компетентность» становится актуальным на современном этапе развития образования – в свете изменения стандартов образования, изменений, предлагаемых в законе «Об образовании», правительственных инициатив и проектов.
Здоровье педагога также выступает в качестве абсолютной социальной ценности, поскольку характеризует не только состояние человека определенной профессиональной группы, но и является необходимым условием воспитания здорового поколения. Одним из важных условий для сохранения профессионального здоровья является профессиональная компетентность, физическое и психическое здоровье педагогов, а также их устойчивость к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. Что представляется достаточно сложным для исполнения в связи с высоким уровнем эмоциональной напряженности профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье обучающихся и/или воспитанников.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания.
Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности. То есть наличие чувства принадлежности к группе, сплоченность коллектива – профилактическая «мера» в противостоянии синдрому выгорания.
Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого профессионального начинания педагога. Коллектив ДОУ №9 «Полянка» столкнулся с проблемами в данной сфере на начальном этапе функционирования: во-первых, разновозрастной коллектив, во-вторых, коллектив был разделён на тех, кто работает в дошкольном образовании на протяжении всего трудового стажа в должности воспитателя и тех, кто решил сменить свою профессию на профессию «Воспитатель» относительно недавно.
По данным диагностики (октябрь 2013 г.) 63,6% педагогов характеризовали психологический климат в коллективе как ярко выраженный неблагоприятный или неустойчиво благоприятный; у 48% педагогов констатировались складывающиеся симптомы (признаки) эмоционального выгорания, у 6%- ярко выраженные симптомы. При оценке стрессоустойчивости выявлено отсутствие отработанного механизма, алгоритма действия в кризисной ситуации и в ситуациях эмоционального напряжения у 91% педагогов- обладают низкой стрессоустойчивостью.
Просветительская и профилактическая деятельность педагога-психолога ДОУ №9 «Полянка» с педагогическим коллективом была сориентирована на сплочение и осознание педагога собственного здоровья как профессионального ресурса, принятие здоровья воспитанников в качестве общепедагогической ценности, формирование знаний здоровьесберегающих технологий, путей формирования ответственного поведения педагогов по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, личной ответственности, организацию и реализацию здоровьесозидающей деятельности в личной жизни и в образовательном процессе.
Детальное изучение профессионального здоровья педагогов и влияющих на него факторов показало необходимость создания Программы тренинговых занятий с педагогами ДОУ «Вверх по радуге», согласно которой работа с педагогами построена на моделировании ситуации, в которых участники за короткий срок могут почувствовать, чем хороша командная работа, что она из себя представляет, какие результаты приносит по сравнению с индивидуальной. Так же во время тренинга участники могут активно обучаться навыку работы в команде, взаимопомощи и поддержке. Занятия способствуют овладению педагогами приемам саморегуляции, коссвенно влияют на готовность к повышению уровня квалификации в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий, устойчивой мотивации осуществления здоровьесберегающей деятельности. учат противостоять профессиональному «выгоранию». К тому же товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в данном коллективе.
Следует отметить тот факт, что люди проявляют себя на тренинге гораздо более активно и ярко, чем делают это на работе, таким образом можно разглядеть в коллегах новые грани, возможности, таланты. Так же можно увидеть, кто является лидером в коллективе, кто не боится брать на себя ответственность, кто незаметно вносит раздор, чья деятельность объединяет людей, а чья направлена на достижение исключительно своих целей, что является лучшей мотивацией для каждого участника и т.д. Исходя из наблюдений представляется возможность организации индивидуального подхода к педагогам при организации взаимодействия в ходе воспитательного процесса.
Цель программы: профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи программы:
- формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;
- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
- развивать коммуникативные навыки педагогов;
- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;
- расширять представления педагогов о себе и , помогать им увидеть себя с другой стороны;
- тренировать умение педагогов слушать и точно передавать послания;
- обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;
- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;
- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
- раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.
- повышение мотивации педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
- реализация здоровьесозидающей деятельности в личной жизни и в образовательном процессе.
Данная программа составлена на основе работ Фопеля К., Поповой Л. Н., Киселёвой М. О., Лопатиной А., Скребцовой М.А. и имеет высокий показатель эффективности внедрения в педагогическом коллективе. После проведения цикла тренинговых занятий отмечено существенное изменение данных диагностик. На май 2014г. только 9% педагогов охарактеризовали психологический климат в коллективе как неустойчиво благоприятный; у 13,5% педагогов констатировались складывающиеся симптомы (признаки) эмоционального выгорания, ярко выраженные симптомы- у 1 педагога, находящегося в сложной жизненной ситуации. При оценке стрессоустойчивости выявлено отсутствие отработанного механизма, алгоритма действия в кризисной ситуации и в ситуациях эмоционального напряжения у 18% педагогов- обладают низкой стрессоустойчивостью. В качестве одной из важнейших составляющих здоровьесберегающей компетентности сформировалась способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и использовать их в практической деятельности.
У педагогов повсеместно стало проявляться способность и стремление создать комфортную психоэмоциональную атмосферу общения, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль педагогического общения внутри коллектива. Что позволило подготовить коллектив учреждения к инновационной деятельности, в свете изменения стандартов образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО
Данная презентация предназначена для педагогов, работающих в современном МБДОУ...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность обусловлена современностью информационной...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»
Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...