ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ
материал на тему
Предварительный просмотр:
- Понятия, характеризующие приобретение человеком опыта в форме знаний, умений, навыков и привычек: учение, научение, обучение и учебная деятельность
Приобретение человеком опыта в форме знаний, умений, навыков и привычек можно раскрыть несколькими понятиями: учение, научение, обучение и учебная деятельность. Наиболее общим из них представляется учебная деятельность. Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. Первая - подсистема учения. Учение в отношении учебной деятельности характеризует ту ее часть, которую осуществляет ученик, это ведущий вид деятельности школьника. Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, имеющая целью усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике. Смысл учения в отечественной педагогической психологии традиционно рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изменение, обогащение самого ребенка. Вторая - подсистема обучения. Обучение характеризует учебную деятельность со стороны учителя как процесс передачи жизненного опыта от учителя к учащемуся. Обучение обязательно предполагает общение и совместную деятельность учителя и учащегося. Научение характеризует факт приобретения человеком опыта, по отношению к учебной деятельности оно выступает как результат, как психологические качества и свойства, приобретенные человеком в учебной деятельности. Нельзя не сказать, что приобретение опыта происходит и в труде, и в игре, и в стихийном общении, а также преднамеренном познании другого опыта. Но только в учебной деятельности научение становится мотивом, во всех других видах деятельности и активности научение является «побочным» продуктом.
Выделяют три основных структурных компонента учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный.
Мотивационный компонент — это совокупность мотивов учения. Для учебной деятельности наиболее важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Операционный компонент — это определенная учебная задача и совокупность учебных действий, операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи. Контрольно-оценочный компонент включает: контроль (сначала с помощью учителя, а затем самоконтроль) за правильностью и полнотой выполнения операций, а также оценку (а затем и самооценку) того, как выполнена учебная задача, как ученик освоил общий способ действия, чем он уже овладел, чего ему еще не удалось достичь. Формирование самоконтроля и самооценки учащегося напрямую зависит от того, как именно осуществляется контроль и оценка учителем.
Понятие о научении
Научение — процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков. У человека выделяют несколько видов научения.
- Научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием врожденных форм поведения. Наличие импринтинга объединяет человека с животными, имеющими развитую центральную нервную систему.
- Условно-рефлекторное научение. Например, слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета — может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленного на его поиск.
- Оперантное научение. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Импринтинг, условно-рефлекторное и оперантное научение характерны как для животных, так и для человека, а виды научения, приводимые ниже, в основном для человека.
- Викарное научение — научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения частично представлен у высших животных, например обезьян.
- Вербальное научение — приобретение человеком нового опыта через речевые знаковые системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация относительно направления детей и семей на консультацию по вопросу суицидального риска в Москве и Московской области
Данная информация предоставлена Кирсановой В.Г. во время обучения на курсах повышения квалификации, заведующей кафедрой общей и педагогической психологии ГБОУ ВО МО АСОУ. Считаю, что будет полезн...
Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.
Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....
Анализ перспективного и календарного планирования работы педагогов по развитию творческих инициатив, способностей детей, выявлению и развитию одаренных детей.
Анализ к педсовету...
Конспект выступления На муниципальной ассоциации педагогов по «Художественно-эстетическому развитию детей» Тема: «Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности»
quot;Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности"...
«Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. ...
Презентация на тему: "Способы выявления группы риска по РАС детей раннего возраста"
В презентации представлен обзор отечественных и зарубежных методик диагностики раствройства утистического спектра у детей раннего возраста....
Игры для детей группы риска. Застенчивые дети
Игры для коррекционной работы с застенчивыми (замкнуттыми детьми)...