Статья Природа и ребенок при общении с ней.
статья на тему
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга.
Статья
Природа и ребенок при общении с ней.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.
Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sa1.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга.
Статья
Природа и ребенок при общении с ней.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.
Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Здоровье ребенка в значительной степени зависит от состояния окружающей его среды и от его собственного поведения, например, умения избегать экологически неблагоприятных участков во время игр, прогулок, не употреблять загрязненную воду, пищевые продукты.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поэтому работая по этой проблеме с детьми можно использовать программу экологического образования «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой, с целью формирования у дошкольников основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе, которая тесно связана с проблемой экологической безопасности и здоровья детей.
Для освоения детьми программы экологического воспитания, её содержание мы используем план совместных действий. Успех определяется тем , на сколько системно он выстроен. Система складывается из трёх основных блоков: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей.
Рассматривая совместную деятельность - она включает в себя : диагностику, наблюдение в уголке природы на прогулке, наблюдения за животными и растениями, целевые прогулки и экскурсии, игры, беседы и разговоры с детьми по экологии, рассматривание картин, сбор природного материала, опыты, поисковая деятельность, изобретательная деятельность, ознакомления с трудом взрослых в природе; формирование обобщенных представлений о природе; классификация представлений о природе; развитие речи; (составление рассказов о природных объектах и явлениях) , экологические досуги, праздники, работа с моделями, ведение календаря, оформление альбомов)
Самостоятельная деятельность детей- это разные виды игр, экспериментирование, уход за растениями и животными, работа с литературой, энциклопедиями, коллекционирование, изготовление поделок, моделей.
Содержанием развивающей среды является экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации, книги, дневники наблюдений, оборудование для ухода за животными и растениями. В группе мы создали экологическо-развивающие уголок , он представлен зеленой зоной.
Планировать совместную деятельность с детьми надо таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.
Проводить совместную деятельность не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии - но и ту в которой представлено отражение творческих способностей ребенка: по изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Удачное сочетание методов, включающий разнообразные исследования действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др.
Вся деятельность взаимосвязана , усложняется как по содержанию, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевали дошкольники. Широко используют чтения детских книг, рассматривания иллюстраций, рисование иллюстраций на экологические темы, а так же экологические праздники и досуги.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок правильно воспримет бережное отношение к природе , будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней.
Совместная работа родителей и воспитателя учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение программы, в процессе реализации накапливается материал, работы детей.
Для работы с родителями мы используем анкетирование , например:
«Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Как выбрать место для летнего отдыха», «Воздух в нашей квартире», «Курение и воздух» ;изготовляем папки– передвижки: «Правила поведения в лесу», «Вода и дети», «Дети в лесу», консультации и памятки для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу», «Как вести себя в природе», активно используем выставки семейных рисунков и поделок «Дети и природа», альбомы «Природа глазами детей» и «О ком я забочусь», составление рассказов по рисункам детей. Дети принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности.
В качестве примера мы можем совершить экскурсию в лес. Объяснить детям , на сколько полезны прогулки в лесу, как это полезно для их здоровья. Гуляя там дети рассматривают деревья, кусты, ягоды и грибы, делятся впечатлениями, у них активизируется словарь, богаче становится речь.
Мы должны предупредить их о правилах поведения в лесу. Как вести себя в экстренных ситуациях и во время пожара. Для этого можем использовать различные плакаты, карточки, алгоритмы.
Также объяснить детям о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей ,человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.
Рассказать детям о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
В старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей более подробно о явлениях природы, о стихийных бедствиях, таких как : землетрясение ,наводнение - причиной их возникновения и возможными последствиями ; с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана), с правилами поведения во время грозы, с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, знакомим о солнечном и тепловом ударе.
Вода притягивает детей с самого раннего возраста, как магнит. Дети обожают играть в воде, но важно понимать, что даже самый веселый отдых может обернуться трагедией, если не помнить о потенциальных опасностях. Поэтому мы должны познакомить дошкольников о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; о действиях в случае опасности на воде. Рассказать о значении воды в жизни растений, животных и человека; о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях о том, какие действия вредят природе , портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.
Каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектом природы. Но нужно, чтобы эти правила обращения формировались не в негативной (не рвать, не топтать), а в позитивной форме (как помогать, заботиться). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит по лесу, посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит на себя.
Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ в ГДОУ.Статья «Как научить ребенка любить и беречь природу»
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...
Выступление на городских педагогических чтениях Тема: «Приобщение детей к природе посредством эмоционально- положительного общения с родителями».
Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости. Дети особенно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. Как ...
Ребенок в общении с людьми и взаимодействии с природой: беседы о безопасности жизнедеятельности.
Беседы по ОБЖ на примере сюжетов русских народных сказок , которые формируют представления детей о правилах поведения в подобных ситуациях....
"Лучшее общение для ребенка.это общение в своей семье"
Основная окружающая среда для маленького ребёнка - его родители. Ребёнок большую часть времени взаимодействует либо непосредственно с ними, либо с их помощью исследует окружающую среду. Их вклад нельз...
СТАТЬЯ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ»
Хотите, чтобы ваш ребенок развивался в гармонии с окружающим миром и вырос полноценным членом современного общества? Конечно же, да, скажет любой родитель. Научите его любить и ценить природу. Для это...
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ», развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в...