Ребенок в общении с людьми и взаимодействии с природой: беседы о безопасности жизнедеятельности.
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Шапкина Ирина Владимировна

Беседы по ОБЖ на примере сюжетов русских народных сказок , которые формируют представления детей о правилах поведения в подобных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок в общении с людьми и взаимодействии с природой: беседы о безопасности жизнедеятельности.

Беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей ориентированы на детей 4-5 лет.  Сюжеты русских народных сказок  вовлекают детей в беседу, заставляют дошкольников эмоционально отзываться на переживания героев, воспринимать уроки, ими получаемым. В тоже время ситуации, произошедшие в сказках, могут случиться в реальной жизни. Поэтому так важно знакомить детей с правилами безопасного поведения, их значимостью и возможными последствиями в случае нарушения. Необходимо учить детей реагировать на такие жизненные ситуации, опираясь на правила безопасности.

Предлагаем воспитанникам беседу по сюжетам русских народных сказок

« Колобок», « Маша и Медведь», « Волк и семеро козлят», « Гуси – лебеди»

Задачи:- учить пересказывать сказку, выразительно передавать прямую речь персонажей;

- связано, последовательно рассказывать сказку с помощью вопросов воспитателя;

- последовательно называть сказочных героев;

- на примере сказок показать, что взрослых надо слушаться, не уходить одним гулять;

- укреплять артикуляционный аппарат;

- отрабатывать навыки правильного произношения звуков и проговаривать окончания слов.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам.

  1. Беседа по  русской народной сказке « Колобок»

Педагог. Послушайте русскую народную сказку « Колобок» ( читает сказку).

Понравилась вам сказка?

Дети. Да.

Педагог. Давайте вспомним, кто попросил старуху испечь колобок?

Дети. Старик.

Педагог. А из чего испечь?

Дети. Из муки.

Педагог. А где же старуха муку набрала?

Дети. По сусекам, по амбару.

Педагог. Ребята, амбар это дом, где храниться зерно, а сусек – отгороженное место в амбаре, где храниться мука. Испекла старушка колобок и куда положила?

Дети. На окно

Педагог. А зачем?

Дети . Остудить.

Педагог. Долго лежал он на окне?

Дети. Нет.

Педагог. Что с ним произошло?

Дети. Он покатился с окна на дорожку, убежал от старушки.

Педагог. Кого он встретил первым?

Дети. Зайца.

Педагог. Съел заяц колобок?

Дети. Нет.

Педагог. Кого он встретил после зайца?

Дети. Кого он встретил после зайца?

Дети. Волка.

Педагог. Съел его волк?

Дети. Нет.

Педагог. Кого он встретил после волка?

Дети. Медведя.

Педагог. Съел его медведь?

Дети. Нет.

Педагог. Кого он встретил после медведя?

Дети. Лису.

Педагог. Какая лиса в сказке?

Дети. Добрая.

Педагог. Как она разговаривала с колобком?

Дети. Она его хвалила, говорила, что он пригоженький, румяненький.

Педагог. Повторите слова лисы.

Дети.(хором) « Здравствуй, колобок! Какой пригоженький, румяненький!»

Педагог. Такие бывают и люди. Разговаривают ласково, могут угостить конфеткой, а на самом деле они могут причинить зло, увезти далеко от родителей. Вот такая и лисица. Что же произошло дальше?

Дети. Лиса съела колобок.

Педагог. Обманула лиса своими ласковыми словами, а колобок и поверил.

  1. Беседа по русской народной сказке « Маша и Медведь.

Педагог. Послушайте русскую народную сказку « Маша и Медведь» ( читает сказку).

Понравилась вам сказка?

Дети. Да.

Педагог. Как звали девочку из сказки?

Дети. Маша.

Педагог. Куда Маша пошла?

Дети. В лес.

Педагог. Что же там случилось ?

Дети. Она заблудилась.

Педагог. Почему она заблудилась?

Дети. В лес она пошла одна.

Педагог. Да, не послушалась взрослых и пошла одна в лес. Вот и заблудилась. А разве можно детям одним гулять?

Дети . Нет.

Педагог. Вам обязательно надо ходить со взрослыми! Кого Маша встретила в лесу?

Дети. Медведя.

Педагог. «Вот , - говорит Медведь, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить». И стала она жить у медведя. Что же Машенька придумала, чтобы ей домой вернуться?

Дети. Напекла пирожки.

Педагог. Отправила она Медведя, чтобы он снес гостинцы домой. Давайте вспомним, какие слова она говорила? Повторим все вместе: « Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси Бабушке. Неси дедушке!»

Вот посмотрите на картинку, что на ней нарисовано?

Дети. Лес. Медведь сидит на пеньке, держит короб, из короба выглядывает Машенька.

Педагог. Ребята, короб – это большая коробка из бересты, в нее можно класть и носить разные предметы. Где сидит медведь?

Дети. В лесу.

Педагог. Послушался ее медведь и отнес гостинцы бабушке и дедушке. Обрадовались дедушка и бабушка, когда увидели Машеньку?

Дети. Обрадовались.

Педагог. Они же переживали за свою внучку, что она заблудилась в лесу. Вот как хорошо закончилась сказка.

  1. Беседа по  русской народной сказке « Волк и  семеро козлят»

Педагог. Послушайте русскую народную сказку « Волк и семеро козлят» ( читает сказку).

Понравилась вам сказка?

Дети. Да.

Педагог. Про кого она?

Дети. Про козлят, маму-козу, волка.

Педагог. Куда ушла мама- коза?

Дети. За кормом.

Педагог. А где остались ее дети?

Дети. Дома.

Педагог. Чем они занимались дома?

Дети. Играли, прыгали….

Педагог. Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано?

Дети . Козлята закрывают дверь.

Педагог. А зачем они закрывают дверь?

Дети. Чтобы чужой не вошел в дом.

Педагог. Правильно. И вдруг постучал волк. Открыли они ему дверь?

Дети. Нет.

Педагог. А что они сделали?

Дети. Закрыли дверь на засов.

Педагог. Ребята, засов – это металлическая, большая дверная задвижку, специальное приспособление, чтобы никто не мог открыть дверь. Правильно ли они поступили?

Дети. Да.

Педагог. Ребята, что нужно делать, если к вам в дверь звонят или стучат?

Дети. Сказать маме или папе, если они дома.

Педагог. А вам можно открывать дверь?

Дети. Нет.

Педагог. Почему?

Дети. За дверью могут оказаться плохие люди….

Педагог. Правильно, открывать дверь чужим людям нельзя.

Давайте вспомним слова, которые говорил волк.

Дети. ( говорят грубым голосом). « Козлятушки, ребятушки. Отопритеся,  отомкнитеся. Ваша мать пришла, молока принесла!»

Педагог. Открыли козлята дверь?

Дети. Нет

Педагог. А почему они не открыли?

Дети. Он говорил грубо, и они узнали волка.

Педагог. Что же волк сделал?

Дети. Он перехитрил козлят, кузнец выковал ему тоненький голосок и сам он вымазался в белой муке.

Педагог. Давайте споем тоненьким голоском: « Козлятушки, ребятушки. Отопритеся,  отомкнитеся. Ваша мать пришла, молока принесла!»

Дети пропевают за воспитателем слова.

Что сделали козлятки?

Дети. Открыли дверь, волк их съел.

Педагог. Вот что может случиться, если открывать дверь незнакомым, даже если у незнакомого ласковый голос. Вот и волк говорил ласково, хотел, чтобы его впустили в дом, а на самом деле он хотел съесть козлят. Пришла коза и увидела…

Дети. Козлят нет дома.

Педагог. И что она сделала?

Дети. Пошла их искать в лес.

Педагог. Нашла она козлят?

Дети. Да.

Педагог. И стала коза с козлятами весело жить, молоко пить, добра наживать, песни распевать.

  1. Беседа по русской народной сказке « Гуси – лебеди»

Педагог. Послушайте русскую народную сказку « Гуси - лебеди» ( читает сказку).

Понравилась вам сказка?

Дети. Да.

Педагог. Давайте вспомним, куда ушли отец с матерью?

Дети. На работу.

Педагог. Что наказывали они доченьке?

Дети. Не ходить со двора, быть умницей, беречь братца.

Педагог. А когда я говорю «наказывали», что это значит?

Дети  отвечают.

Педагог. Это слово имеет два смысла: первый – поставить в угол, отругать, а второй – дать наказ, наставление. Вот в нашей сказке слово «наказывали» обозначает дать наказ, наставление.

Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано?

Дети. Небо, гуси – лебеди несут на крыльях Иванушку.

Педагог. Что с братцем случилось?

Дети . Его унесли гуси – лебеди.

Педагог. Почему они его унесли?

Дети. Потому что он остался один, и за ним никто не присматривал.

Педагог. Бросила его сестрица и заигралась. Летят гуси-лебеди далеко-далеко, и не знает Аленушка  куда….Что же она сделала?

Дети. Пошла искать Иванушку.

Педагог. Бежала –бежала и увидела, стоит….

Дети. Печка.

Педагог. Как она с ней разговаривала?

Дети. Грубо, некрасиво.

Педагог. А как вы разговариваете с другими?

Дети. Вежливо, здороваемся.

Педагог. Вот печка и обиделась на Аленушку и не сказала, куда гуси-лебеди полетели.

Побежала девочка дальше, стоит…

Дети. Яблонька.

Педагог. Как она с ней разговаривала?

Дети. Грубо.

Педагог. Понравилось яблоньке, как она с ней разговаривала?

Дети. Нет.

Педагог. Побежала девочка дальше, и увидела она….

Дети. Молочную реку – кисельные берега.

Педагог. И речка на девочку обиделась. Побежала Аленушка дальше. Нашла сестрица своего братца?

Дети. Нашла.

Педагог. Где?

Дети. У Бабы-Яги в избушке.

Педагог.  Обманула Аленушка  Бабу- Ягу и забрала братца. Кто ей помог убежать от Бабы – Яги?

Дети. Мышка, яблонька, печка и речка.

Педагог.  Правильно, все они помогли убежать от Бабы – Яги, потому что Аленушка исправилась. Стала она вежливой, появилось у неё много друзей. Не оставляет теперь Иванушку одного. И вы должны быть вежливыми, никогда  не ругаться со своими друзьями и слушаться родителей. А вы знаете вежливые слова?

Дети. Пожалуйста, будьте добры, спасибо и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ребенок в общении с людьми»

формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений безопасного поведения....

Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» (творческий, краткосрочный, групповой) для детей старшего дошкольного возраста

Для формирования  у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме.Задачи: ·        Продолжать учить пониманию, что может быть опасн...

Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» Итоговое мероприятие КВН «Твоя безопасность - в твоих руках!» для детей старшего дошкольного возраста

Обобщение знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации...

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности Безопасность зимой для детей дошкольного возраста

Цели: формировать представление о числе знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию;описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не п...

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности безопасность в детском саду для детей дошкольного возраста

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....

Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности Безопасность в доме для детей дошкольного возраста

Цель: Разъяснить детям, что простые вещи могут быть опасными для человека....