Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для педагогов
"Использование инновационных педагогических технологий
в условиях введения ФГОС дошкольного образования".
«Дидактический Синквейн»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Использование инновационных педагогических технологий
в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
«Дидактический Синквейн»
Актуальность
В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. В настоящее время требуется более глубокое продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, мы отметили, что одним из методов, который позволяет активизировать познавательную и интеллектуальную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации, очень хорошо использовать его по окончанию работы над проектом.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи;
- знания о предложении;
- умение соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Правила составления синквейна
- 1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т. д.);
- 2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.
- 3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
- 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.
- Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
- Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру.
- Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
- В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры синквейнов
1. Кто? Собака
2. Какая? Мохнатая, большая
3. Что делает? Спит, играет, лает.
4. Предложение. Мне нравится играть с собакой
5. Ассоциация. Друг
1. Лиса
2. Хитрая, пушистая, рыжая
3. Крадется, ловит, прыгает
4. Не люблю – хитрит и обманывает
5. Съела колобка
На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.
Пример составления рассказа по синквейну:
Заяц.
Белый, пушистый.
Боится, пугается, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»
- Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу педагога. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
- - Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- - Синквейн учит краткому пересказу.
- - Синквейн помогает развить речь и мышление.
- - Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- - Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- - Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- - Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет нам подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.
Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Работа с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Статья для педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
laquo;Дидактический Синквейн»В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально моб...
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во в...
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн"
Консультация для педагогов...
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Использование технологии синквейна в занятиях развития речи....
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования
ТРИЗ для дошкольника - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это дать детям возможно...