«Воздух-невидимка»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шугаева Елена Егоровна

Образовательная область:  «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».

Цель:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

Задачи:

- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу;

- закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом;

- обогащение музыкальных впечатлений у детей.

Оборудование: пакеты, модель с перечнем знаков (глаз, ухо, нос, гиря, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, резиновые игрушки, куски резины, стаканы пластиковые по количеству человек, бутылочки, апельсин, лук, воздушные шарики, камешки, схемы – алгоритмы, схемы – эмоции.

Ход:

Ведущий: Сегодня мы с вами, ребята, снова окунемся в мир природы. Про нее действительно можно говорить бесконечно. Ведь все, что нас окружает -природа. Природа - наш дом. Нам просто необходимо все знать о своем доме, заботиться, беречь его следить за чистотой в нем.

Мы с вами много наблюдали, много говорили о деревьях, овощах, цветах, лесе и т. д., а сегодня хотите узнать, о чем мы будем говорить? Тогда внимательно слушайте загадку.

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: воздух

- Для чего нам нужен воздух?

Дети: Дышать

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь…

- Я знаю, что человек может прожить без еды, без воды несколько дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать?

Дети: Чистым.

Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?

Дети: Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, озеленять природу.

Воздух-это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.

-Почему же кислород не кончается, если так много людей и животных им дышат? А потому что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который вдыхают люди, а сами выделяют кислород. Так и живут, помогая друг другу дышать, люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и каждую травинку, где бы они не росли.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: (показ схемы)

Дети называют правила, используя схему. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

Давайте отправимся, в лабораторию, проводить опыты.

(Звучит музыка) .

Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

Воспитатель: Посмотрите на мольберт, что здесь изображено?

Дети: глаз

- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?

Дети: Как можно увидеть воздух?

Эксперимент №1 «Как поймать воздух? »

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Эксперимент №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

А как вы думаете есть ли воздух внутри нашего организма?

Давайте проверим: опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

Дети проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует.

Воспитатель: Что вы увидели? Что появляется?

Дети: Пузырьки, значит из нашего организма выходит воздух

Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Дети: Нет

Почему?

Дети: Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Посмотрите, на следующую картинку - нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ?

Дети: Как услышать воздух? »

Эксперимент №3 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. Вот посмотрите, что у меня есть дудочка (дети дуют в них)

Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух.

А сейчас давайте послушаем шум ветра, это тоже звук воздуха (дети слушают шум ветра)

А что такое ветер? (движение воздуха)

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли бутылочки, дудочки и ветер.

Дети: Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнём

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И качается трава. (дети плавно качают руками над головой)

Облако плывёт над нами,

Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот (наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)

Там немного отдохнём (дети садятся)

Приглашаю вас снова в лабораторию, итак, мы продолжаем проводить опыты. На картинке что изображено? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №4 «Узнай по запаху»

Давайте вдохнём воздух – имеет ли он запах?

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их на разные тарелочки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Вы замечательно справились. Молодцы.

Воздух очень хорошо присваивает чужие запахи. Чем ещё может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя; сосновой смолой; дымом, если по близости горит костер.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим и от того, чем мы дышим.

Посмотрите, что на картинке? – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины, камень.

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Воспитатель показывает камень. Спрашивает, есть ли в нём воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на тазик с водой. Воспитатель бросает в воду камень; дети наблюдают пока он опускается на дно.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх) .

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: ещё один секрет воздуха – воздух легче воды.

Дети: Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель:

Итак, мы сегодня провели множество опытов, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята. А скажите, вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что нового и интересного мы узнали про воздух?

Дети: Чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха – это газ, который существует везде и даже внутри нас.

(показ схемы) дети закрепляют свойства воздуха, используя схему.

А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».

Ребёнок:

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Ребята, благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шарик, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.

Очень хочется узнать. Каждый из вас постарался и какое у вас настроение, подойдите к столику и выберите соответствующее выражение лица. Покажите мне и нашим гостям.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...