Театрально-игровая деятельность в развитии младших дошкольников
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-своему. Театрализованная деятельность - это удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», « Терешечка » учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (« Хаврошечка », «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Цели: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности. создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи: 1 . Воспитание гуманных чувств детей: формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. 2. Воспитание коллективизма: Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Направления работы с детьми
Виды театра в детском саду • настольный театр • книжка-театр • театр пяти пальцев • театр масок • театр ручных теней • пальчиковый теневой театр • театр «живых» теней • магнитный театр
Настольный театр
Книжка-театр
Театр пяти пальцев
Театр масок
Театр теней
Магнитный театр
Календарное планирование (осень) Сентябрь 2014 г. Работа над темами: -знакомство с театром; -кто работает в театре; -правила поведения в театре; -с/ р игра «Театр». Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник» (анкетирование, памятки). Изготовление папки- передвижки. Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. Октябрь 2014 г. Работа над темами: - варежковый театр; -мимика; -сила голоса; -пальчиковый театр. Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; Развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ. Ноябрь 2014 г. Работа над темами: -плоскостной пальчиковый шагающий театр; -пантомима; -сила голоса и речевое дыхание; --мимика и жесты Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром ( инсценировка сказок «Рукавичка», « Заюшкина избушка»). Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развитие сценической раскрепощённости ; развитие силы голоса и речевого дыхания; Развитие воображения; обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.
Календарное планирование (зима) Декабрь 2014г . Работа над темами: -теневой театр -слух и чувство ритма. Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок « Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса) Январь 2015 г. Работа над темами: -театральные игры; - куклы-говорунчики -сценическая пластика Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе. Освоение навыков владения куклами- говорунчиками . Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра . Развитие умения передавать через движения тела характер животных. Февраль 2015 г. Работа над темами: -расслабление мышц; -магнитный театр; -чувства и эмоции. Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес») Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. Знакомство с миром чувств и эмоций; развитие умений передавать чувства и эмоции.
Календарное планирование (весна) Март 2015 г. Работа над темами: -театром масок; - инсценировка шуток-малюток; -культура и техника речи. Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят», «Курочка Ряба») Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса. Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки). Апрель 2015 г. Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность Май 2015 г. Театрализованное представление. Экскурсия в кукольный театр. Показ спектакля родителям. Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы.
Заключение На основе театрально-игровой деятельности реализуются практически все задачи воспитания, развития и обучения: развитие сенсорики , чувств и эмоций, мышления и воображения, внимания, памяти, а также речевых, коммуникативных, двигательных, организаторских умений и навыков, которые служат фундаментом развития личности ребенка. Главная цель моей работы - доставить детям радость. Вдохнуть в них творческое начало, превратить их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитать их на лучших образцах народного творчества.
Литература: Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г. Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод . пособие; Вели- кий Новгород, 2006.. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г. О.И.Лазаренко « Артикуляционно - пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально-игровая деятельность дошкольников
рассказывается о работе с детьми по развитию театрально-игровой деятельности...
Театрально – игровая деятельность в развитии младших дошкольников
Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...
опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»
"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...
ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ТЕАТР» По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.
Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстника...
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...
Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.
quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........