Проект «Развитие нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в области образовательной деятельности «Познание».Тема: «Осень - чудная пора!»
проект (старшая группа) на тему

Муравьёва Татьяна Николаевна

Огромную роль в нравственно-экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Нравственно-экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие нравственного воспитания  

у детей старшего дошкольного возраста

в области образовательной деятельности «Познание»

тема: «Осень - чудная пора!»

1.Информационная карта проекта:

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Осень - чудная пора».

2. Авторы проекта: Муравьёва Т.Н.

3.  город Пласт Челябинская область МКДОУ ЦРР д/с № 5 «Золотая рыбка»

4. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий.

 5.  Цель, направление деятельности проекта: познавательно - исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Формирование интереса и бережного отношения к ней.

6. Количество участников проекта – 29 человек

7. Возраст детей: 6-7 лет.

8. Сроки проведения: сентябрь 2013- ноябрь 2013 г.  

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в образовательной деятельности и в повседневной жизни).

2. Основа проекта

-направление познавательной деятельности на результат, который достигается в совместной работе: педагога, детей, родителей.

-применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимых результатов. (ФГТ выделяет 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности в чистом виде-необходим их синтез, интеграция. Это придаёт образовательным областям не только  целостность, не столько их объединение, сколько проникновение одной области в другую)

3.Этапы работы над проектом

1.Целеполагание: подобрать краеведческий материал для наполнения содержания познавательной и исследовательской деятельности (изучение, анализ, отбор содержания, для работы с детьми)

2.Планирование: подобрать методический материал по содержанию образовательных областей.

-составить комплексно-тематический план по заданной теме.

3.Разработка:  разработать тематику проективной деятельности детей с учетом региональных особенностей.

-разработать систему взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности.

4.Выполнение проекта

-полученные знания должны обогащать имеющиеся представления дошкольников.

-быть нужными при последующем образовательном процессе.

-опираться на личный опыт детей и связываться с повседневной жизнью.

-обеспечивать самостоятельность ребенка при выполнении задания.

6. Задачи:

образовательные:

- систематизировать знания детей по теме «Осень»;

- формировать лексико-грамматические категории;

- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;

- воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.

-определять развивающие и воспитательные возможности общения с живой природой в становлении личности дошкольника;

- формировать основы нравственно-экологической культуры  дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни человека;

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту  окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир

 Развивающие:

- формирование умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие навыков умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

-  укрепление и охрана здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

7.  Краткое содержание проекта:

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе ознакомления с литературой,

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе осенью;  

-  отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

13. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

- совершенствование экологической среды группы;

- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

- праздник Осени;

-осенняя викторина.

   План - схема работы с детьми по осуществлению проекта «Осень – чудная пора!»

Образовательные области, которые реализовывались в проекте:

Здоровье

Беседы: «Витаминная корзина», «Здоровье на грядке», «Твой внешний вид»

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осеннее настроение»

 Труд

«Откуда хлеб пришёл» Д/и

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

«Дары осени»- овощи и фрукты - выставка

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

«Как засыпает природа» - вечер вопросов и ответов

Первые заморозки-наблюдения

- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

- образовательная деятельность : «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк, по улицам города, огород детского сада, по территории участка детского сада

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»  

 Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Безопасность

Беседа с детьми «Правила безопасного поведения в лесу»

Физическая культура

П/и: «С кочки на кочку», «У медведя во бору», «Зайцы и волк»,  физминутки: «Меж еловых мягких лап», «Листочки»  

 Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Народные приметы

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек».

 Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка:  «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер»,  «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

 Культурно - досуговая деятельность:

Развлечение «Праздник осени».  

Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени.

Осенняя викторина.

 Программа образовательного проекта в старшей группе в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями: содержание проекта соответствует возрастной педагогике, обеспечивает единство воспитательных и развивающих, обучающих целей, строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с  возрастными возможностями. Основывается на комплексно-тематическом принципе, на принципе построения образовательного процесса. Предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.

Кроме того, учитывала принципы и подходы, определённые задачами программы «Детство»: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к природе в детской деятельности, поведении и поступках, развивать познавательную активность и любознательность, пробуждать творческую активность и стимулировать воображение.  

   Огромную роль в нравственно-экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.

    Нравственно-экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

     В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

   Нравственно-экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

    В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

    Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, образовательной деятельности.

     Знания, полученные детьми, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

        С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Дети учились отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

    Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывала детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни роз. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут.  Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращала внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

         Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»  

       Дети наглядно познакомились со строением дерева.  

    Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщала детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.    

     Гуляя по парку дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы- насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).

   Скоро белые метели снег поднимут от земли.

 Улетают, улетели,  улетели журавли.                                

 Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.

 Аист крыльями полощет - улетает, улетел!                

Лист качается узорный в  синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной в  огороде по гряде.      

 Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,  улетели и грачи.  

     Провели ряд прогулок за пределы участка с разными целями. Смотрели, что происходит в парке, за соседними домами. Организовывала разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»,

«Мы- осенние листочки».  

                                                                                                                                                   

В ходе проекта дети посетили овощной магазин, где увидели разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии у детей возникла сожетно- ролевая игра «Овощной магазин».

    Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

   ПОМИДОР-ЗАЗНАЙКА

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:

Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым

И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда

Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -

Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.

Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.

Даже самый маленький я всегда удаленький!»

 По таинственным законам, непонятным до сих пор,

 Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

 Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

 А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

              В ходе работы по проекту «Осень- чудная пора!» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. Дети постоянно задавали вопросы. И я их стимулировала, поощряла.     К детским вопросам  относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала  встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало  ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

     Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

    По методике нравственно-экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

  (К проекту прилагаются приложения «Осень - чудная пора!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

Презентация проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»

 Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.   Наиболее эффективным средством для развития творческ...

Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

Парциальная образовательная программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Добрый театр»

Парциальная образовательная программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Добрый театр»...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...