Родительское собрание «Экспериментирование детей в семье»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чиркова Светлана Николаевна

«Экспериментирование детей в семье»

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 г. Вельска»

Структурное подразделение «Детский сад № 27 «Солнышко»

Тема: «Экспериментирование детей в семье»

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.

Чиркова Светлана Николаевна

Воспитатель

домашний адрес:

г. Вельск ул. Толстого

д.6, кв.5

рабочий адрес:

г. Вельск ул. Толстого д.21

тел.2-53-52

г. Вельск

2015 год

АННОТАЦИЯ

      Родительское собрание проводилось с родителями воспитанников средней группы по теме «Экспериментирование детей дома». Оно предназначено для повышения уровня знаний родителей в области экспериментальной деятельности, что поможет родителям повысить детскую любознательность, а в конечном итоге познавательные интересы ребенка. Будет способствовать становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Данная разработка может быть использована педагогами дошкольных учреждений.  

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация…………………………………………………………………………2

Введение …………………………………………………………………………..4

Основная часть…………………………………………………………………….5

Заключение………………………………………………………………………..10

Список использованных источников…………………………..………………..11

Приложение……………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – экспериментально-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Важную роль в этом должна играть активизация экспериментальной деятельности ребенка. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.

Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, но анкетирование показало, что родители мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая  помощь в повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Цель:

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

-формировать умение общаться с детьми.

Предшествующая работа:

1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».

2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей.

3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» (Приложение 1).

Материал и оборудование:

стаканы с  водой;

 три баночки с концентрированным раствором красок (красная, синяя, жёлтая);

-альбомные листы;

-клеёнки;

-акварель;

-губки;

-кисточки.

Организация родителей на собрании.

Родители сидят за столами, разделены на три группы.

ХОД СОБРАНИЯ

В.: Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами:

      «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                                       В.А.Сухомлинский.

Прогресс  развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к  полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.

В.:- И я бы хотела спросить вас, родители, что  такое экспериментирование?

(родители высказывают свои предположения)

В.:  Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.

В.: Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

 (ответы родителей).

В.: Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой

моторики, воображения.

В.: Более подробно это раскрыто в сообщении на тему «Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника».(см.Приложение3) 

В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

 (ответы родителей)

В.: Вы правильно подметили, что родителям  необходимо:

Во-первых, самим быть любознательными.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Если вы захотели сами предложить ребенку тему для экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил при выборе темы.

Правила при выборе темы

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения , навыки).
  3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, учитывая особенность детей средней группы. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.

В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

  • Специальная посуда
  • Природный материал
  • Утилизированный материал
  • Прочие материалы: это приборы – помощники
  • Медицинский материал
  • Технический материал
  • Коллекция семян

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности.

В.: Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?

 (ответы родителей)

В.: При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:

1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.

2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.

5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.

6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.

7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.

8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях:

-живая природа;

-неживая природа;

-физические явления;

-человек;

-рукотворный мир.

В.: Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек».

 (родители совещаются и отвечают)

В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более подробно мы можем рассмотреть и разобрать в представленной таблице «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».

(см. Приложение 3).

В.:А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.

(Родители по подгруппам выполняют задание)

«Волшебные краски» (Смешивание цветов)

В.:У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.

В.: Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите  внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.

В.: А теперь я предлагаю  вам смешать две краски. Как вы думаете: «Если к синей добавить желтую, то какая краска получится?(зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски,  то какой цвет получите в результате? (фиолетовая)

Рисование на мокром листе

В.: Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

В,: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения ,  поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности.

В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.( см. Приложение 5)

Свое выступление хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я знаю!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного родительского собрания родители научились способам организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице. Сформировался навык совместной работы с ребенком, как партнёром по серьёзному, новому для родителей, и для ребенка делу. Родители получили знания об индивидуальных особенностях и возможностях детей. Подвели их к пониманию того, что только общими усилиями семьи и

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста:-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

2.Мартынова Е.А.,Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:-Волгоград: Учитель, 2011.

3.Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.

4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

Приложение1

                                 

 Анкета «Детское экспериментирование в семье»

1. ФИО ребенка ____________________________________________________

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

 (нужное подчеркнуть):

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);

б) пробует создавать что-то новое  из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?  (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

  4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда) 

5.Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию

 (нужное подчеркнуть):

 - проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

- другие методы (какие именно?).

 6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?

 (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

 8. Что вам больше по душе:

 когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с   родителями?

Приложение2

Консультация

Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?

На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.  

   Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Это можно показать на опыте «Вулкан»:

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.       Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.

  • Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
  • Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
  • Вставьте в конус пробирку.
  • Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

  1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
  2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Очень простой опыт, но тоже очень интересный:

«Яйцо утонет или всплывет?»

Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу.

 Приложение3

Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 

Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.

Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир?),почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

В этом должны помогать и вы родители.

 Приложение 4

Средняя группа

Живая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Семена растений

 Хитрые семена

 Познакомить со способами проращивания семян. Упражнять в навыках посадки.

 Семена бобов, кабачков, земля, контейнеры, салфетка из марли.

2.

Растения

Что любят растения?

 Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Два комплекта растения, картонная коробка, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности

3.

Растения

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

4.

Растения

Где прячутся детки?

 Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения

 Почва, лист, отросток растения.

5.

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

6.

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.


Неживая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

 Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель, ёмкость, палочки для размешивания

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

3.

Снег

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

4.

Воздух

Воздух повсюду

 Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

 Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги

5.

Воздух

 Воздух работает

 Дать представление о том , что воздух может двигать предметами(парусные суда, воздушные шары и т.д.) 

 Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

6.

Песок

 Песочная страна

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка

 Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши

7.

Песок, глина.

Где вода? 

Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные  стаканчики с водой, лупа.

 

Физические явления

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет

 Разноцветные шарики

Получить  путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра,  гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели-цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

2.

Магнит

 Ловись, рыбка, и мала, и велика

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

 Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

3.

Свет

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

 

Человек

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Орган обоняния.

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

2.

Орган осязания.

 Отгадай на вкус.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

3

Орган слуха

Значение расположения ушей

Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека

Рукотворный мир

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Стекло.

 Необычные кораблики

 Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

 Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

2.

Резина.

Узнай всё о себе, шарик.

 Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления

 Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос

3.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

                                                                                                               

 Приложение 5

Памятка

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

1. Во время купания. В ванной комнате разрешить играть: с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. ( Куда больше воды поместилось?  Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром, или губкой?)  Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2.Во время уборки. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. Во время поливки цветов. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

4. В ходе проведения ремонта. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

5. Однажды на кухне. Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Экспериментирование детей в семье"

собрание проводилось с родителями детей средней группы...

Родительское собрание "Здоровые дети -здоровая семья"

Родительское собрание "Здоровые дети -здоровая семья"...

Родительское собрание "Экспериментирование детей в семье"

Расширение знаний родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.   Ознакомление родителей с условиями развития любознательности у детей с...

Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома».

Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка....

Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома»

Родительское собрание: «Экспериментирование детей дома»...

Родительское собрание «Экспериментирование детей дома»

Родительское собрание в средней группе «Экспериментирование детей дома»...