конспект родительского собрания "Экспериментирование детей в семье"
методическая разработка (средняя группа) на тему
собрание проводилось с родителями детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_eksperimentirovaniyu.docx | 94.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Экспериментирование детей в семье»
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Воспитатели: Дьячкова Н.В.,
Травкина О.А.
ЗАТО п.Солнечный
2015 год
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
-формировать умение общаться с детьми.
Предшествующая работа:
1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей.
3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» .
Материал и оборудование:
шаблоны бумажных цветов, ножницы, карандаши, тарелки с водой; бутылки с минеральной водой, виноградинки, прозрачные стаканы; вода в стаканчике, стаканчик пустой, соломинка для коктейля; тарелка с молоком, бутылочки с пищевым красителем, пипетки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды; альбомные листы, ручки; памятки.
ХОД СОБРАНИЯ
Ведущий:
Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу.
Показ сценки «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.
В.:- И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование?
(родители высказывают свои предположения)
В.: Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
В.: Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
(ответы родителей).
В.: Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.
Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир?),почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
В этом должны помогать и вы родители.
В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- Специальная посуда
- Природный материал
- Утилизированный материал
- Прочие материалы: это приборы – помощники
- Медицинский материал
- Технический материал
- Коллекция семян
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности.
В.: Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?
(ответы родителей)
В.: При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.
5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
В.: Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек».
(родители совещаются и отвечают)
В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более подробно мы можем рассмотреть и разобрать в представленной таблице «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
Средняя группа
Живая природа
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
1. | Семена растений | Хитрые семена | Познакомить со способами проращивания семян. Упражнять в навыках посадки. | Семена бобов, кабачков, земля, контейнеры, салфетка из марли. |
2. | Растения | Что любят растения? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | Два комплекта растения, картонная коробка, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности |
3. | Растения | Что любят растения? | Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
4. | Растения | Где прячутся детки? | Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения | Почва, лист, отросток растения. |
5. | Мех | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
6. | Гнездо птиц (на дереве) | Из чего птицы строят гнезда? | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
Неживая природа
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
1. | Вода | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель, ёмкость, палочки для размешивания |
2. | Вода | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. |
3. | Снег | Возьмем с собой снеговика. | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. |
4. | Воздух | Воздух повсюду | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги |
5. | Воздух | Воздух работает | Дать представление о том , что воздух может двигать предметами(парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
6. | Песок | Песочная страна | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши |
7. | Песок, глина. | Где вода? | Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. |
Физические явления
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
1. | Цвет | Разноцветные шарики | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели-цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. |
2. | Магнит | Ловись, рыбка, и мала, и велика | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. |
3. | Свет | Солнечные зайчики. | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала. |
Человек
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
1. | Орган обоняния. | «Умный» нос. | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
2. | Орган осязания. | Отгадай на вкус. | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
3 | Орган слуха | Значение расположения ушей | Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека |
Рукотворный мир
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
1. | Стекло. | Необычные кораблики | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). |
2. | Резина. | Узнай всё о себе, шарик. | Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления | Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос |
3. | Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой. |
МАСТЕР-КЛАСС
В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
(ответы родителей)
В.: Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
Во-первых, самим быть любознательными.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
В.:А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
(Родители по подгруппам выполняют задание)
Вот мы с вами сейчас тоже поэкспериментируем.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.
Опыт № 3
Налейте немного молока в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
И молоко, и моющее средство состоит из частичек. При прикосновении таких разных частичек происходит процесс, при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.
Опыт №4
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
В,: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения , поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности.
В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста:-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2.Мартынова Е.А.,Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:-Волгоград: Учитель, 2011.
3.Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.
4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ "ПОГОВОРИМ О СЕМЬЕ"
Тема: «Разговор о семейных ценностях»Цель: создавать настрой на доброжелательный разговор.Побеседовать с родителями о семейных традициях и ихзначении в воспитании и развитии ребенка. Способствовать у...
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Я – семья – род – народ».
Разговор и рекомендации о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника....
Конспект родительского собрания "В здоровой семье - здоровый ребенок"
Конспект родительского собрания содержит план проведения собрания, выступления педагогов по каждому вопросу собрания, предполагаемое решение собрания....
Конспект родительского собрания "Здоровьесбережение в семье и ДОУ"
Конспект родительского собрания «Сдоровьесбережение в семье и ДОУ»МБДОУ №19Подготовила: воспитатель Субботина О.Г.Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семь...
Конспект родительского собрания Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ по обеспечению психологической безопасности детей »
(с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)...
Конспект родительского собрания Тема: «Взаимодействие семьи и ДОУ по обеспечению психологической безопасности детей » (с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)
(с применением фасилитативного метода «Поиск будущего »)...
Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
Конспект родительского собрания по ранней профориентации дошкольников....