жаворонки
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Досуг для старшей и подготовительной группы.Фольклорное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhavoronki.docx | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ Д/С №152 «Колокольчик»
Досуг
«Жаворонки»
Музыкальный руководитель
Ефремова О.Ю.
Рязань-2015г.
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Цель и задачи.
3. Сценарий.
Актуальность проблемы.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор- считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Цель и задачи.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- Приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- Использовать виды фольклора (потешки, заклички, загадки, хороводы, игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Сценарий «ЖАВОРОНКИ» ( досуг).
Современная дата: 9 марта (22 марта)
Дата по календарю XVI века: 9 марта
Дата по старому стилю: 9 марта
Дата по новому стилю: 22 марта
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт.
По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба – таким образом, призывает урожай на своё поле.
На Жаворонки обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!» Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки.
Птичек раздают детям, и те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну.
Поговорки.
Сколько проталинок, столько жаворонков.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!
Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!
Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
Приметы.
Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу.
Ранний прилет журавлей – к ранней весне.
Журавль прилетит на наст – к неурожаю.
Заклички.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. Закличек было много. Это был своеобразный ритмичный речитатив, наполненный определенным смыслом:
Ансамбль «Сударушка» исполняет закличку:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам у в одонушки*
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
"Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тепло летечко!"
*Одонушки, одонья - большие скирды сена, остающиеся на зиму в полях
Понравилась вам закличка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.
Какой же праздник без игр. Давайте поиграем в народные игры.
Игры.
Игра «Перепрыгни ручеек».
Дети встают в колонну,каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди.Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70-80см одна от другой.В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на « другой берег ручейка».Тот,кто не перепрыгнет,»наступит в воду и промокнет»,выбывает из игры.
Разлился ручеек,золотой рожок,
Разлился водой,холодной,снеговой,
По пням,по болотам,по лесным колодам –УХ!
Игра «Веселая змейка».
В кругу водящий выбирает одного человека и идут в противоположную сторону, выбирают следующего и так пока все не окажутся задействованы.(идти нужно змейкой)
Игра «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
«Солнышко»
Берется заготовленная палка с лентами, встают дети и держат за кончик лент. Один из детей проходит через ленты то понизу то сверху ленты, потом следующий ребенок так же проходит, и так пока все не пройдут(ребенка, который прошел меняют на другого ребенка)
Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла. Испеките «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.
Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....
Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите
Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок" закличками зазыва...
ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ. ПЕЧЕМ ЖАВОРОНКИ
Мастер - класс для родителей...
Жаворонки
Воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички....
"Жаворонок"
Конспект занятия по рисованию...
Жаворонок, жаворонок!
Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?...
План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»
Знакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться....