Развивающая среда для эмоционального благополучия детей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
создание предметно-развивающей среды для эмоционального благополучия детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-_razvivayushchaya_sreda.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста.
Создание и обновление предметно – развивающей среды связано с ее влиянием на физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также с реализацией ФГТ.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психическую комфортность.
Поэтому, создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием.
Предметно - развивающую среду организую на основе следующих принципов:
1. Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе постоянно оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В моей группе мальчиков и девочек поровну, поэтому игр для мальчиков и девочек подобрано поровну.
В соответствии с комплексно – тематическими принципами планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:
В центре развития речи находятся дидактические игры, картотека коммуникативных игр: «Назови ласково», «Мальчики и девочки», «Подарки» и другие игры-упражнения, которые способствуют развитию навыков общения у дошкольников.
В театрализованном центре - различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в эмоциональном развитии ребенка. Дети, принимая участие в театрализованной деятельности, знакомится с социальным миром во всем ее многообразии через образы, краски, звуки. Участие ребенка в драматизации, в инсценировках помогают ему раскрыться эмоционально, увлекают его, вызывают радость, помогают коммуникативному общению. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Теневой театр», пиктограммы на эмоции: вид – в альбоме, на кубиках, на персонажах сказок (личики гномиков)
В центре детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. Все это необходимо для проведения элементарных опытов, экспериментов, которые так любят дети.
В центре природы подобраны растения согласно возрасту детей: колеус, традесканция, хлорофитум, сенполия \фиалка\, ктенанта, и другие. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней, проанализировать и сделать выводы.
В центр конструирования собрала разнообразные виды конструкторов и большие - напольные и маленькие – настольные. Наиболее любимые мальчиками «Лего», «Тико».
Спортивный центр пополнила нестандартным оборудованием, сделанным совместно с родителями:
Волчки,
Скакалки,
Кегли,
Мешочки для метания с наполнителем,
Ходунки,
Массажные следочки и многое другое, этот спортивный материал помогает снять эмоциональное напряжение и получить удовлетворение от занятия спортом.
В центре художественного творчества большое разнообразие трафаретов, раскрасок, красок, карандашей, пластилина. Также находится цветная бумага, клей для творчества. Различные дидактические игры, сухой бассейн с разным наполнителем, где дети рисуют разные рожицы, обсуждают мимику, делают Домик веселых человечков, Страну веселых человечков.
В центре уединения - за ширмой, на мягких подушках, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, альбомы с иллюстрациями на определение эмоций чувств: различение и сравнение ярко контрастных эмоций (смех - слезы). Мама улыбается; Бабушка радуется; Я был маленький. Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался) и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянная переносная ширма служит у ребят и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, они делают комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
Все центры оборудованы таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной деятельностью.
С каждым годом содержание этих центров будет меняться, цели и задачи игр усложняться.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет созданный в группе уголок психологической разгрузки - "домотека", это такое место в группы, где дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
В моей группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, кресла, пуфики. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность нам, педагогам, приблизиться к позиции ребенка.
В приемной комнате для родителей организую выставки работ детского творчества , собираю «Портфолио» на каждого ребенка).
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов группы, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
(МДОУ «Сланцевский детский сад №4»)
« Создание предметно – развивающей среды для эмоционального благополучия детей».
Подготовил воспитатель
Цветкова Нина Борисовна
г. Сланцы 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».
ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...
Влияние развивающей среды музыкального зала на эмоциональное благополучие детей
Иллюстративный материал...
"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"
В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...
Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...
Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"
Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...
Обновление развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ « Д/С № 125 к.в.» для обеспечения эмоционального благополучия детей
В презентаии представлен материал по организаици предметно - развивающей среды в группе раннего возраста...