"Электронные методические пособия"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад «Электронные методические пособия»
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И мы не исключение. Самостоятельно освоив работу на компьютере, мы применяю свои умения и в работе с дошкольниками. Но передо нами, как и перед многими педагогами стоит вопрос. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.
АКТУАЛЬНОСТЬ
• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.
Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Возникает вопрос: как же поправить ситуацию?
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности.
В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения - практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.
Технологии, описанные ниже, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных, способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Как известно, методы развития дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.
В качестве методов развития дошкольников по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.
Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения.
По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы развития:
объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности;
метод проблемного изложения,
частично-поисковый метод,
метод компьютерных дидактических игр.
При использовании проблемного изложения детям предлагается найти способы разрешения проблем. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками.
Метод дидактических компьютерных игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
Выбор методов развития определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.
В развитии дошкольников можно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми.
В нашем детском саду была создана творческая группа по разработке электронных методических пособий. Основываясь на приоритетном направлении работы детского сада, нами было принято решение о создании пособий с учетом художественно-эстетической направленности. Эти пособия способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Творческая группа детского сада разработала и внедрила в организацию игрового и воспитательно-образовательного процесса дидактические электронные пособия, преимуществами которых являются:
-увеличение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
-позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
-использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
-одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
-при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
-с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни.
Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:
1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).
2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)
3. Определить цель и обучающие задачи игры.
4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.
5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).
6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).
Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.
Это позволяет:
-предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
-ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
-привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
-поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
-развивать у дошкольников исследовательское поведение;
-расширять творческие возможности самого педагога.
А теперь перейдем к непосредственно к пособиям, которые мы разработали.
Тема пособия: «В гости к героям сказки «Теремок»
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст
Цель пособия: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста
Задачи пособия:
1.Обогащать знания детей об эмоциях и их внешних проявлениях.
2.Закреплять знание пиктограмм эмоций, уметь соотносить их с внешними проявлениями у детей.
3.Формировать умение детей оказывать положительные знаки внимания, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
4.Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Тема пособия: «Картинки – находилки»
Возраст целевой группы: старшая группа
Цель пособия: закрепление умений детей использовать электронное интерактивное дидактическое пособие в образовательном процессе; развитие воображения и кругозора детей.
Задачи пособия:
- учить сравнивать и выбирать нужные картинки;
- учить детей видеть целостный образ в отдельных частях;
- развивать самостоятельную игровую деятельность детей;
- создать положительный эмоциональный настрой.
Зазвонили звоны. Подготовительная группа.
Цель пособия. Развивать восприятие классической музыки и воспитывать музыкальный вкус детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Задачи.
- Дать детям представления о способности музыки изображать колокольные звучания.
- Развивать умение детей различать средства музыкальной выразительности, передающие образ.
- Осваивать навыки различения изобразительности музыки, сравнивая пьесы, передающие разное настроение.
Тема пособия: « Подбери картинку»
- Возраст целевой группы: старшая группа 5-6 лет
- Цель пособия: формировать интерес к народам, жившим на Руси и отечественным праздникам в России;
- Задачи пособия: закреплять знания о образе русского народа, закреплять знания об старинной домашней утвари, используемых в старину. Развивать словарный запас детей, внимание и мышление.
Мы не стали останавливаться на достигнутом и начали разработку игр по всем направлениям работы детского сада, в соответствии с ФГОС ДО.
Транспорт. Старший дошкольный возраст.
Цель пособия.
Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
Задачи.
- Формировать умение использовать в игровой деятельности мультимедийные средства.
- Уточнить знания детей, что такое « транспорт».
- Закрепить умение различать, называть и классифицировать различные виды транспорта.
- Упражнять в умении внимательно слушать задания, выполнять предлагаемые правила игры.
- Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Приобщение дошкольников к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное методическое пособие для развития дошкольников.
Вот уже третий год, как я практикую в работе с детьми использование мультимедиа на занятиях, а именно веду кружок «умники и умницы». Создаю развивающие презентации в программе «power point». Это удобн...
Электронное методическое пособие для развития дошкольников.
Вот уже третий год, как я практикую в работе с детьми использование мультимедиа на занятиях, а именно веду кружок «умники и умницы». Создаю развивающие презентации в программе «power point». Это удобн...
Электронно- методическое пособие по теме " Развитие памяти, внимания и мышления" ( для детей 5-6 лет)
Электронно- методическое пособиедля педагоговТема: « Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста» Подготовила воспитатель ГБДОУ №12...
Электронное методическое пособие по формированию элементарных математических представлений "Давайте поиграем!" для 2 младшей группы
Это электронное дидактическое пособие для закрепления знаний о геометрической фигуре (круг) для детей 2 младшей группы...
Электронно-методическое пособие для дошкольников "Цыпленок и утенок""
Задачи:1. Упражнять детей в отгадывании загадок на описание и сравнение.( Речевое развитие)2.Развивать слуховое восприятие при чтении, тренировать в узнавании голоса птиц.(Речевое развитие)3.Побуждать...
Электронное методическое пособие "опиши животное"
Электронное методическое пособие рекомендуется для воспитателей ДОУ на занятиях по формированию целостной картины окружающего мира по теме "Домашние животные"и коммуникативных занятиях по формированию...
Электронно- методическое пособие "Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Цель методического пособия: развитие внимания, памяти и мышления. Пояснительная записка.Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируют...