Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития.
презентация на тему

Кабайкина Елена Викторовна

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы речевого развития и методы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_mnemotablitsy_red.docx69.18 КБ
Файл mnemoteh_na_sayt.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. Более того, практика показывает наличие в наших группах достаточное количество детей с общим недоразвитием речи разного уровня.

При решении проблем речевого развития, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

В речи детей встречаются следующие проблемы:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений основан такой метод как МНЕМОТЕХНИКА.

Понятие «Мнемотехника»  происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Мнемотехника или мнемоника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

У истоков создания и использования мнемотехники стояли Пифагор, Цицерон и Квинтилиан.

В работе с дошкольниками мнемотехнику можно использовать для решения следующих задач:
– развитие связной и диалогической речи у детей;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
– развитие у детей мышления, внимания, воображения, памяти.

Основными элементами мнемотехники являются:

  • мнемоквадраты,
  • мнемодорожки,
  • и мнемотаблицы.

Занятия по данной технологии проводятся по принципу - от простого к сложному. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.

МНЕМОКВАДРАТЫ

Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.

(примеры мнемоквадратов: таблички на шкафчике и полотенце, пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)

     

МНЕМОДОРОЖКИ

Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.Мнемотаблицы для дошкольников

У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа  огород Федоры,
Там растут помидоры.

  1. разучивание (короткие стихи, простые загадки, чистоговорки);
  2. выполнения алгоритма действий (режимные моменты, правила поведения).

МНЕМОТАБЛИЦЫ

 И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.Мнемотехнические приемы запоминания

Шуршат осенние кусты.
Шуршат засохшие цветы
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых, маленьких мышат.

Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается нами в зависимости от поставленной речевой задачи.

Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для:

  • обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов;
  • в режимных моментах;
  • в самостоятельной деятельности.

Составление описательного рассказа

       Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы при разучивании стихотворений

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Пересказ

  При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пересказ сказок

Отгадывание загадок

Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для свободной самостоятельной деятельности.

Этапы работы по мнемотаблицам

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации.


Таким образом,
В результате использования мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития.

Слайд 2

Речевые проблемы у детей дошкольного возраста: -односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; -недостаточный словарный запас; -употребление нелитературных слов и выражений; -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; -трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Актуальность

Слайд 3

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.Ушинский

Слайд 4

Мнемотехника используется для решения следующих задач : развитие связной и диалогической речи у детей; развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи; обучение детей правильному звукопроизношению; развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Слайд 5

Основные элементы мнемотехники.

Слайд 6

Мнемоквадраты – это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Слайд 7

Мнемодорожки - это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры.

Слайд 8

Мнемотаблицы - самая сложная структура. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Шуршат осенние кусты. Шуршат засохшие цветы Шуршит камыш. И дождь шуршит. И мышь шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых, маленьких мышат.

Слайд 9

Мнемотаблицы-использование Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов; в режимных моментах; в самостоятельной деятельности.

Слайд 10

Составление описательного рассказа Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Здесь важно научить выделять признаки предмета.

Слайд 11

Стихотворения Мнемотаблицы при разучивании стихотворений На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Слайд 12

Пересказ Внимание концентрируется на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд 13

Отгадывание загад ок

Слайд 14

Этапы работы по мнемотехники Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа: -кодирование элементов информации в зрительные образы; -собственно сам процесс запоминания; -запоминание последовательности информации; -закрепление информации в мозге.

Слайд 15

В результате использования мнемотаблиц : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Заключение

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"

В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

"Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития"

quot;Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития детей"...

Решение задач речевого развития в играх экологического содержания

Данный материал - представление опыта работы. Описанные игры и упражнения помогут воспитателям формировать не только познавательный интерес, экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраст...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....