Уроки психологии для педагогов "Способы выхода из конфликтной ситуации"
консультация на тему
«Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritcha.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИТЧА
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Наши пороки порождаем мы сами. Перед тем, как что-нибудь осуществить, стоит просто задуматься: "А нужно ли мне это?"
«Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями».
Перед выступлением воспитателям предлагается выполнить упражнение « Яблочко и червячок»: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто Вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблочко, которое живописно висит на веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к Вам червяк. И говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы Вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Причины конфликта различны: различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Конфликт «педагог – родитель», как правило, предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведения даже у миролюбивого родителя. Поэтому, во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Для описания способов разрешения конфликтов используют двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс - достижения «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Условия применения, сущность и недостатки каждого стиля описаны в таблице (раздаточный материал).
Теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации давайте проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
После того, как анализ проведен, выбирают стратегию разрешения конфликта (стиль
поведения). Специалисты выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных
ситуациях. Каждую из перечисленных ниже стратегий следует использовать только в
той ситуации, в которой данная стратегия целесообразна.
Стратегия "соперничество, конкуренция" - открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Эффективна, когда результат важен для обеих сторон, причем их интересы противоположны, или когда нужно принципиально решить проблему. Это стиль жесткий, в котором действует принцип "кто кого", и опасный,
поскольку есть риск проиграть. Эту стратегию следует избирать, когда:
- вы обладаете большими возможностями (властью, силой и т.п.), чем оппонент;
- требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
- нечего терять и нет иного выбора;
- исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
- вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется
очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; - приходится "работать" на глазах у других людей, мнение которых небезразлично.
Стратегия "игнорирование, уклонение от конфликта" - стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Эффективна, когда необходимо перенести решение проблемы на более позднее время, чтобы более серьезно изучить ситуацию или найти необходимые доводы и аргументы. Рекомендуется при разрешении конфликта с руководством. Эту стратегию следует избирать, когда:
- отстаивание своей позиции для вас непринципиально или предмет разногласия
более существенен для оппонента, чем для вас; - наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а
не разрешение конфликта; - открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;
- в ходе конфликта вы начинаете понимать, что неправы;
- проблема кажется безнадежной;
- отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных
интеллектуальных усилий; - вас не особо волнует случившееся;
- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем
отстаивать свои интересы; - пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение
конфликта может только ухудшить ситуацию.
Стратегия "приспособление" - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами. Внешне это может
выглядеть так, что вы принимаете и разделяете позицию оппонента. Близка к стратегии "игнорирование". Этот стиль поведения применяют в случаях, когда:
- проблема непринципиальна для вас;
- есть необходимость сохранить хорошие отношения с противоположной стороной;
- нужно выиграть время;
- предпочтительнее одержать моральную победу над оппонентом, уступив ему.
Стратегия "сотрудничество" - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон, пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу. Наиболее открытый и честный стиль, предполагает активное участие в решении конфликта с учетом интересов своих и оппонента. Часто используется для решения открытых и затянувшихся конфликтов. Применяется в случаях, когда:
- необходимо найти общее решение, если проблема слишком важна для обеих сторон, никто не хочет уступать, и компромисс поэтому невозможен;
- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной, и вы
хотите их сохранить; - есть время поработать над возникшей проблемой;
- ваши возможности примерно равны возможностям оппонента.
Стратегия "компромисс" - урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят
обе стороны. Варианты компромисса - принятие временного решения, корректировка
первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего.
Стратегия применяется, когда:
- у сторон одинаково убедительные аргументы;
- необходимо время для урегулирования сложных проблем;
- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
- сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к
успеху; - обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
- вас может устроить временное решение;
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы
можете несколько изменить поставленную вначале цель; - компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
У каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть собственная классификация трудных в общении людей. Я хочу предложить вашему вниманию одну из классификаций, в которую входят такие типы людей, как "агрессоры", "жалобщики", "молчуны", "сверхпокладистые", "вечные пессимисты", "нерешительные" (стопоры) и др. Однако какой бы классификации мы ни придерживались, главное - выяснение особенностей партнера по общению и выбор в соответствии с этим стратегии и тактики при взаимодействии с ним.
Успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: "Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека".
В данной классификации есть рекомендации по общению с конкретными "трудными" типами людей, однако мы должны иметь в виду, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких типов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки психологии для педагогов "Способы выхода из конфликтной ситуации"
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями...
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...