Итоговая работа.
материал на тему

Слюсарь Светлана Евгеньевна

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_slyusar_s.e.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой» от 3-4 лет.

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 30марта – 3апреля 2015г.

                            2 сессия: 13 апреля – 17 апреля 2015 г.

                                                                           

 Выполнила

Слюсарь Светлана Евгеньевна

Воспитатель ГБОУ СОШ

 с. Орловка, СП д/с Берёзка.

Самара, 2015г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Общеизвестно воздействие детской литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль в воспитании чувств и развитие речи детей. Детская литература открывает и объявляет ребѐнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребѐнка, обогащает его эмоции, даѐт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное еѐ воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к детской литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к детской литературе, в воспитании дошкольников знакомство с детской литературой используется в недостаточном объѐме, а также затронут только еѐ поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного  чтения; в-третьих, воспитание дошкольников детской литературой не только несѐт им радость, эмоциональный и творческий подъѐм, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Поэтому я и выбрала эту тему. Особенно с детьми 3-4 лет  так  как восприятие младшего дошкольника  носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина, вкус и другое, - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все, а только наиболее яркие, конкретные свойства или объекты предмета или произведения, а иногда и одно свойство или определение, и по нему отличает предмет или объект от других объектов.

Действуя с предметами или воспринимая литературные произведения, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств  предмета или литературного жанра.

Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете, что касается художественного слова, то ребенок в этом возрасте способен отличить сказку от стихотворения, догадаться о хороших и плохих качествах героев.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

  Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.

  В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.

Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.

  Ознакомление детей 3-4 лет с детской литературой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуальна, как никогда. Дошкольник, приученный к детской литературе, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

Недостатки в результатах:

  • ребенок не проявляет интерес к художественной и познавательной литературе;
  • недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
  • ребенок не проявляет желания беседовать по содержанию произведений
  • ребенок не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.

Недостатки в основном процессе:

  • недостаточно детской литературы в группе;
  • отсутствие мультимедийных презентаций;
  • нет мультимедийных игр.

недостатки в условиях профессиональной деятельности:

  •      недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
  • нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);
  • нет книжных уголков;
  • недостаточно привлекательно оформлен книжный уголок.

  Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:

  • формирование любознательности и интереса к детской литературе требуют четкой системы работы: совместного участия детей и родителей в НОД, однако данные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане;
  • формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
  • гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с детской литературой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.
  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа:

Усовершенствование  работы  педагога по ознакомлению детей дошкольного возраста 3-4 лет с детской литературой.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевой ориентир

Конкретизация цели  в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действии и речи ребенка

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку.

Слушать русские народные сказки « Колобок», « Теремок»,   « Заюшкина избушка».

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

Повторяет  наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного

 произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Сказки « Курочка Ряба», « Два жадных медвежонка», « Девочка чумазая» А. Барто.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

 Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...»,

«Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...»,

«Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...»,

«Заинька, попляши...», «Чики-чики-чикалочки...»,

«Ночь пришла...», «Сорока, сорока...»,

  1.  Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

 В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с детской литературой дошкольника 3-4 лет включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.; 
  • знаком с произведениями детской литературы;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Конкретизация с возрастом:

  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к детской литературе: высказывает свое мнение о произведении, обменивается мнением о содержании , рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
  • ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
  • ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
  • расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
  • определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
  • может назвать имена детских писателей и поэтов;
  • способен пересказать текст , эмоционально рассказать стихотворение;
  • проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность  — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».
  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства воспитания и обучения, контроля):

изменения в содержании:

В систему работы вносятся следующие изменения:

  • в свободной детской деятельности проведение: «Недели детской книги», организация «Книжкиной больницы» - совместная с детьми работа по ремонту книг; экскурсия в школьную библиотеку; организация игровой деятельности: игры-драматизации — кукольные, настольные театры (по сказкам С.Маршака и др.); настольно-печатные игры, режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»; тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
  • использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
  • включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
  • разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;
  • использование педагогического потенциала родителей: организация и проведение:  «Неделя детской книги», досуг-конкурс «Самая читающая семья», интеллектуальные игры, выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;

изменения в средствах обучения и воспитания:

  • интеграция образовательных областей;
  • использование новых мультимедийных средств.

Изменения в контроле:

  • наблюдение с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности: в самостоятельной, в игровой, в коммуникативной.

V. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

   Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные условия, которые  способны обеспечить достижение новых образовательных результатов:

кадровые условия:

  • наличие квалифицированных педагогов, обладающих знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий, обладающих организаторскими способностями и коммуникативными умениями, способными сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии;
  • курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров;
  • организация мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов, круглых столов: «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках», «Как проводить беседу по художественному произведению», круглый стол «Сказка ложь, да в ней намек!..»;
  • сотрудничество с библиотекой;
  • взаимодействие педагогов с узкими специалистами — психологами, логопедами;

научно-методические условия:

  • создание методической банка материалов в помощь педагогам по теме- «Литературная копилка»;
  • доступность интернет-ресурсов для получения знаний по самообразованию педагогов MAAM.ru, дошкалёнок.ru;
  •  разработать серию консультаций и цикла бесед, изготовить буклеты-памятки для родителей по проблеме приобщения детей к книге;
  • изготовление схем и игр в работе с книгой, составление кроссвордов и ребусов, изготовление рукописных книг, выпуск групповой стенгазеты «Мы играем и читаем», игры в рифмы, выполнение творческих заданий для детей и родителей.

материально-технические условия:

  • техническое обеспечение образовательного процесса (проектор, экран, телевизор, компьютер с выходом в Интернет и пр.) для накопления знаний у детей, для возможности анализа ситуаций и показа разнообразия проявлений знаний детей в области книжной культуры, примеров взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
  • наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы;
  • наличие портретного фонда детских писателей;
  • организация групповых книжных уголков;

нормативно-правовые:

  • ФГОС ДО утвержденный МО и науки РФ от 1710.2013г. №1155;
  • календарно-тематическое планирование по приобщению детей к детской литературе.

информационные условия:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса - создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе с детьми (посещение сайтов, с целью получения опыта работы других воспитателей);
  • доступность интернет-ресурсов для получения дополнительных знаний по заданной теме ознакомление дошкольников с художественной литературой;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • размещение на сайте ДОУ материала в помощь другим педагогам из опыта работы по данной проблеме, консультаций для родителей, электронных презентаций по теме.
  • заключение договоров о сотрудничестве с библиотеками.

организационные условия:

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
  •  повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей); групповых  родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи); проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»; в нетрадиционной обстановке с обязательным участием психолога обсуждаются с родителями актуальные проблемы; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (НОД «Литературная викторина по сказкам А.Пушкина» - родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ); дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.

Используемая литература.

  • Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
  • Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.
  • Гавриш Н.В., Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой – М.: ТЦ Сфера, 1998.
  • Гурович Л.М. Ребенок и книга. С-Петербург, 2004 год.
  • Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.: Питер, 1996.

  • Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой – М.: «Педагогика нового времени» - 2007.
  • Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982.
  • Ленкова И.Я. Дети и книга. Москва, 1970 год.

  • Панков В.И. Ваши помощники книги. Москва, 1978 год.
  • Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова;
  • Токмакова И. П. Детская литература — первооснова воспитания // Дошкольное воспитание1989№6.
    Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление итоговой работы

оформление итоговой работы...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

итоговая работа "художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет молодым  педагогам в работе по теме самообразования, поможет разнообразить работу по речевому развитию детей,поможет применить правильные методы и приёмыв работе по приобщ...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

Итоговая работа по курсам повышения квалификации.

Формирование гендерного сознания дошкольников в процессе театрализованной деятельности в ДОУ....

Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"

Итоговая работапо курсу повышения квалификации  ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...