Итоговая работа.
материал на тему
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_slyusar_s.e.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой» от 3-4 лет.
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 30марта – 3апреля 2015г.
2 сессия: 13 апреля – 17 апреля 2015 г.
Выполнила
Слюсарь Светлана Евгеньевна
Воспитатель ГБОУ СОШ
с. Орловка, СП д/с Берёзка.
Самара, 2015г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
Общеизвестно воздействие детской литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль в воспитании чувств и развитие речи детей. Детская литература открывает и объявляет ребѐнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребѐнка, обогащает его эмоции, даѐт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное еѐ воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к детской литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к детской литературе, в воспитании дошкольников знакомство с детской литературой используется в недостаточном объѐме, а также затронут только еѐ поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников детской литературой не только несѐт им радость, эмоциональный и творческий подъѐм, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Поэтому я и выбрала эту тему. Особенно с детьми 3-4 лет так как восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина, вкус и другое, - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все, а только наиболее яркие, конкретные свойства или объекты предмета или произведения, а иногда и одно свойство или определение, и по нему отличает предмет или объект от других объектов.
Действуя с предметами или воспринимая литературные произведения, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета или литературного жанра.
Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете, что касается художественного слова, то ребенок в этом возрасте способен отличить сказку от стихотворения, догадаться о хороших и плохих качествах героев.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.
В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.
Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.
Ознакомление детей 3-4 лет с детской литературой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуальна, как никогда. Дошкольник, приученный к детской литературе, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.
Недостатки в результатах:
- ребенок не проявляет интерес к художественной и познавательной литературе;
- недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
- ребенок не проявляет желания беседовать по содержанию произведений
- ребенок не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
Недостатки в основном процессе:
- недостаточно детской литературы в группе;
- отсутствие мультимедийных презентаций;
- нет мультимедийных игр.
недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
- нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);
- нет книжных уголков;
- недостаточно привлекательно оформлен книжный уголок.
Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:
- формирование любознательности и интереса к детской литературе требуют четкой системы работы: совместного участия детей и родителей в НОД, однако данные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане;
- формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
- гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с детской литературой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа:
Усовершенствование работы педагога по ознакомлению детей дошкольного возраста 3-4 лет с детской литературой.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой ориентир | Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действии и речи ребенка |
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку. | Слушать русские народные сказки « Колобок», « Теремок», « Заюшкина избушка». |
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; | Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. | Сказки « Курочка Ряба», « Два жадных медвежонка», « Девочка чумазая» А. Барто. |
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. | «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...», «Чики-чики-чикалочки...», |
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с детской литературой дошкольника 3-4 лет включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.;
- знаком с произведениями детской литературы;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Конкретизация с возрастом:
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к детской литературе: высказывает свое мнение о произведении, обменивается мнением о содержании , рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
- ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
- ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
- расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
- определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
- может назвать имена детских писателей и поэтов;
- способен пересказать текст , эмоционально рассказать стихотворение;
- проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства воспитания и обучения, контроля):
изменения в содержании:
В систему работы вносятся следующие изменения:
- в свободной детской деятельности проведение: «Недели детской книги», организация «Книжкиной больницы» - совместная с детьми работа по ремонту книг; экскурсия в школьную библиотеку; организация игровой деятельности: игры-драматизации — кукольные, настольные театры (по сказкам С.Маршака и др.); настольно-печатные игры, режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»; тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
- использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
- включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
- разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;
- использование педагогического потенциала родителей: организация и проведение: «Неделя детской книги», досуг-конкурс «Самая читающая семья», интеллектуальные игры, выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;
изменения в средствах обучения и воспитания:
- интеграция образовательных областей;
- использование новых мультимедийных средств.
Изменения в контроле:
- наблюдение с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности: в самостоятельной, в игровой, в коммуникативной.
V. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные условия, которые способны обеспечить достижение новых образовательных результатов:
кадровые условия:
- наличие квалифицированных педагогов, обладающих знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий, обладающих организаторскими способностями и коммуникативными умениями, способными сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии;
- курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров;
- организация мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов, круглых столов: «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках», «Как проводить беседу по художественному произведению», круглый стол «Сказка ложь, да в ней намек!..»;
- сотрудничество с библиотекой;
- взаимодействие педагогов с узкими специалистами — психологами, логопедами;
научно-методические условия:
- создание методической банка материалов в помощь педагогам по теме- «Литературная копилка»;
- доступность интернет-ресурсов для получения знаний по самообразованию педагогов MAAM.ru, дошкалёнок.ru;
- разработать серию консультаций и цикла бесед, изготовить буклеты-памятки для родителей по проблеме приобщения детей к книге;
- изготовление схем и игр в работе с книгой, составление кроссвордов и ребусов, изготовление рукописных книг, выпуск групповой стенгазеты «Мы играем и читаем», игры в рифмы, выполнение творческих заданий для детей и родителей.
материально-технические условия:
- техническое обеспечение образовательного процесса (проектор, экран, телевизор, компьютер с выходом в Интернет и пр.) для накопления знаний у детей, для возможности анализа ситуаций и показа разнообразия проявлений знаний детей в области книжной культуры, примеров взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
- наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы;
- наличие портретного фонда детских писателей;
- организация групповых книжных уголков;
нормативно-правовые:
- ФГОС ДО утвержденный МО и науки РФ от 1710.2013г. №1155;
- календарно-тематическое планирование по приобщению детей к детской литературе.
информационные условия:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса - создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе с детьми (посещение сайтов, с целью получения опыта работы других воспитателей);
- доступность интернет-ресурсов для получения дополнительных знаний по заданной теме ознакомление дошкольников с художественной литературой;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- размещение на сайте ДОУ материала в помощь другим педагогам из опыта работы по данной проблеме, консультаций для родителей, электронных презентаций по теме.
- заключение договоров о сотрудничестве с библиотеками.
организационные условия:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
- повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей); групповых родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи); проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»; в нетрадиционной обстановке с обязательным участием психолога обсуждаются с родителями актуальные проблемы; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (НОД «Литературная викторина по сказкам А.Пушкина» - родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ); дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.
Используемая литература.
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.
- Гавриш Н.В., Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой – М.: ТЦ Сфера, 1998.
- Гурович Л.М. Ребенок и книга. С-Петербург, 2004 год.
- Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.: Питер, 1996.
Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой – М.: «Педагогика нового времени» - 2007.- Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982.
- Ленкова И.Я. Дети и книга. Москва, 1970 год.
Панков В.И. Ваши помощники книги. Москва, 1978 год.- Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова;
- Токмакова И. П. Детская литература — первооснова воспитания // Дошкольное воспитание1989№6.
Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление итоговой работы
оформление итоговой работы...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
итоговая работа "художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста"
Данный материал поможет молодым педагогам в работе по теме самообразования, поможет разнообразить работу по речевому развитию детей,поможет применить правильные методы и приёмыв работе по приобщ...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
Итоговая работа по курсам повышения квалификации.
Формирование гендерного сознания дошкольников в процессе театрализованной деятельности в ДОУ....
Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"
Итоговая работапо курсу повышения квалификации ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...