Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольника
консультация на тему
Рекомендации по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие социально-эмоциональной сферв дошкольника | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2-3 года
Основные психические процессы – восприятие, память, внимание, мышление, речь носят у детей 2-3 лет непроизвольный характер.
Восприятие. Не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач.
Характеризуется;
- ориентацией на смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план;
- предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т.д.).
Появляется взаимодействие в работе разных органов чувств (внешне малозаметно).
Постепенно увеличивается острота зрения и различение цветов.
Внимание. Дети не могут произвольно направлять и удерживать своё внимание на объекте. Они внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их к себе. Устойчивость внимания зависит от интереса и может составлять до 20-25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит.
В поле зрения малыш может удерживать лишь один предмет!
Память. Проявляется главным образом в узнавании. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. Но прекрасно запоминают то, что им понравилось. Ребёнок запоминает то, что запомнилось само.
Речь. Происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она осуществляется в процессе диалога, требует постоянной поддержки со стороны собеседника.
Словарный запас за этот год должен значительно возрасти. В 2 года-270 слов, в 2,6-450, в 3-800, а у хорошо развитых детей – более 1000 слов.
Ребенок должен много, разнообразно и охотно общаться со взрослыми. В противном случае, совершенно нормальные дети начинают отставать в развитии. Их словарный запас может составить в 2 года – 50 слов, а в 3 – не более 300.
Мышление. У малышей носит наглядно-действенный характер, поэтому основным типом является предметно-манипулятивная игра.
Ещё одно направление действий ребёнка с окружающими предметами – исследование их внутреннего устройства. Итак, он использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить или опустошить ёмкость.
Детям интересны все игрушки, которые двигаются, озвученные игрушки, настоящие вещи, которыми пользуются взрослые.
На основе восприятия малыш к 3 годам учится осуществлять простые классификации, например по цвету, по размеру. У детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним.
Нужно помнить, что у детей этого возраста сохраняется чрезмерная привязанность к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют.
3-4 года
Восприятие. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако, некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Наряду с ориентацией при восприятии предметов на их смыслообразующие признаки (островерхая крыша и труба домика) появляется способность как бы обводить взглядом контуры предметов. Появляется способность зрительно разделить предмет на части.
Внимание. Объём внимания не превышает одного объекта. Устойчивость возрастает, но по прежнему зависит от интереса: на интересном занятии до 50 минут, на интересном, выполняемом по заданию и в присутствии взрослого – до 25-30 минут с перерывами. Способность ребёнка управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему трудно направить его внимание на что-то с помощью слов. Маленький ребёнок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему не интересно.
Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения.
Память. Хорошо запоминают то, что им интересно, или то, что им понравилось. Часто они запоминают даже такие стихи или песни, слова и смысл которых ребёнку не понятны. Иногда, если ребёнка попросить принести что-то, то придя на место, ребёнок напрочь забывает, зачем он пришёл.
Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объём памяти существенно зависит от того, увязан ли материал в смысловое целое или разрознен.
Речь. Продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развёрнутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнения с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
Появляется «приборматывание» - «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей.
Речь не может пока полноценно использоваться в качестве средства проверки и выявления знаний.
Мышление. Носит уже наглядно-образный характер. От манипулирования объектами ребёнок способен перейти к оперированию представлениями о них и их образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем его в данный момент.
Слушать рассказ педагога дети могут в пределах пяти минут.
4-5 лет
Восприятие. Начинает как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве.
Внимание. Остаётся в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путём словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется.
Память. Также остаётся в основном непроизвольной. Но уже появляются элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру.
Речь. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Используемые ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за предметы конкретных предметно-действенных ситуаций. Заметно возникает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества.
Мышление. После 4 лет постепенно становится речевым. Ребёнок пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Мыслительный процесс малыша теперь протекает преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.
Совершенствуется способ классифицировать.
Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.
5-6 лет
Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. При этом не меньшее значение, чем способность самостоятельно ставить цель или принять цель, поставленную взрослым, имеет овладение теми особыми способами, с помощью которых только и можно их реализовать.
Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают увеличиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Теперь ребёнок способен воспринимать предметы независимо от того, действует он с ними практически или нет.
Восприятие становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.
Внимание. Объём и устойчивость внимания возрастают. Появляется способность произвольно направлять и удерживать внимание на любом объекте. Благодаря этому возрастает эффективность словесных указаний взрослого, направляющих и переключающих внимание ребёнка.
Произвольное внимание кратковременно и требует от ребёнка больших усилий.
Память. Наряду с расширением объёма и упрочением непроизвольной памяти происходят существенные сдвиги в становлении произвольной памяти.
На 6 году жизни у детей появляется ясное понимание того, что существует необходимость запомнить то, что само не запоминается, и приложить для этого некоторые усилия.
Произвольное запоминание представляет для детей значительные трудности, его становление продолжается и в школьные годы.
Речь. Становится внеситуативной, и доля такой речи возрастает. Речь также становится более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения.
Мышление. Ребёнок после 5 лет отличается способностью удерживать в представлении уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи.
Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях.
На основе яркого зрительного представления ребёнок может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи.
Воображение. Большинство детей по сравнению с более старшими детьми обладает весьма развитым пространственным воображением. Они отлично чувствуют различие между плоской фигурой и объёмным телом.
Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения.
6-7 лет
Внимание. Возможности произвольного внимания уже достаточно велики. Но несмотря на это. Преобладающим на протяжении всего дошкольного детства является непроизвольное внимание.
Память. Структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
Воображение. Большую роль в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. Замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи.
Мышление. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления.
К 6-7 годам ребёнок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке целей всё более сложных и разнообразных, достижению которых способствует достижение волевой регуляции поведения. Ребёнок 6-7 лет может стремиться к далёкой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается, в то же время ребёнок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Поведение ребёнка строится на основе определённого эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характере ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребёнок считает взрослого, однако при определённых условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ...
Тема: «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бес...
Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников посредством игр
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно бес...
Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...
«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»
Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...
Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие социально-эмоциональных отношений у дошкольников.
В данной статье рассказывается об использовании разнообразных арт-терапевтических технологий, которые приобретают все большее значение в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что данные т...
Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.
hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...