ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Игралочка»
проект (старшая группа) на тему
«Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bobova-miheeva_detskiy_sad_no17.doc | 550.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Автор-составитель:
Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17,
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2012
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Тема проекта | Проект «Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. |
Автор проекта | Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | г. Нижневартовск, ул. Пермская 17 |
География | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Целевые группы | 15 детей с нарушениями зрения |
Тип проекта | Практико - ориентированный |
Сроки реализации | 2 года |
Цель | Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей с нарушениями зрения, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Проблема социализации в дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. (С.Л. Рубинштейн). Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, умению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.
В творческих играх, как правило, используются различные предметы. В ходе игры дети сравнивают их, мысленно отвлекаются от одних качеств, домысливают другие, упражняя свою способность к образному мышлению и воображению. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Таким образом, актуальность выбранной темы вызвана малой разработанностью теоретического аспекта социализации дошкольников с нарушениями зрения, отсутствием системного, комплексного подхода к процессу социализации, тогда как именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы жизни в обществе. Среди средств и способов, способствующих социализации детей данной группы, особо важным является сюжетно-ролевая игра. Для того чтобы игра стала действенным средством воспитания детей с нарушением зрения, педагог должен знать особенности формирования игровой деятельности в условиях зрительной недостаточности, уметь определить уровень развития у каждого ребенка интереса к игре, к выигрышу, мотивов, побуждающих его к игре, и владеть приемами педагогического воздействия на игру детей.
Поэтому моя работа построена на трех принципах:
первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Цель проекта: Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей с нарушениями зрения при поступлении в школу.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
- Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Повысить педагогическую компетентность педагогов, приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире.
Объект – социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет – система работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза проекта: предполагается, что целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры окажет положительное влияние на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Инновационная направленность проекта
Инновационная направленность опыта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации сюжетно - ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В связи с внедрением федеральных государственных требований в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно - образовательной деятельности.
На сегодняшний день социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетными направлениями.
Федеральные государственные требования определяют содержанием образовательной области «Социализация» следующее:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Также новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость опыта заключается в проявлении личностных качеств: игра для ребёнка - это мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.
Практическая значимость:
1) Разработана система работы по организации сюжетно – ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, которая предполагает системный анализ, отбор, конструирование и контроль всех управляемых компонентов педагогического процесса в их взаимосвязи с целью достижения педагогических результатов.
2) Создана среда для развития игровой деятельности детей.
3) Значительно расширен активный словарь детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4) Достигнуты положительные результаты по взаимодействию игровой деятельности с коррекционно-воспитательной работой, расширению свободы действий ребенка, а также снятию комплекса неполноценности у детей с нарушениями зрения.
Новизна. Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные требования (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Разработанная система работы в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников с нарушениями зрения путем формирования компетентностей, в образовательных областях реализуемой в ДОУ программы, как показатель готовности к обучению в школе.
Психологическая целесообразность педагогического опыта. Целевой аудиторией педагогического опыта являются дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, родители, педагоги. Отмечается положительная роль сюжетно-ролевой игры в развитии компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (Л.И. Солнцева). Кроме того, творческая игровая деятельность рассматривается как средство развития и коррекции коммуникативной деятельности дошкольников со зрительной патологией (Г.В. Григорьева, И.Г. Корнилова, И.В. Новичкова др.); определено также влияние творческой игровой деятельности на процесс развития зрительного восприятия детей с нарушенным зрением (Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева и др.). В исследованиях игровой деятельности детей с нарушением зрения указывается на то, что игра способствует объективизации их представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, возникновению и развитию у них активного отношения к окружающему миру, повышению уровня самооценки, преодолению ограниченности социального опыта и суженности круга социальных ролей ребенка с нарушением зрения (A.M. Витковская, Г.В. Григорьева, М.Заорска, И.Г. Корнилова, В.А. Кручинин, Д.М. Маллаев, И.В. Новичкова, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева, Э.М. Стернина, СМ. Хорош, и др.).
В результате усвоения детьми с нарушением зрения социального и двигательного опыта, возникают психические системы, включающие в себя характерные для каждого возраста структуры, отражающие индивидуальные и специфические особенности развития слабовидящего ребенка. Они содержат в себе сочетание различных уровней развития познавательных качеств, физических возможностей, социальных навыков и умений. Эти новообразования являются предпосылкой и основой для дальнейшего присвоения ребенком социального опыта и совершенствования уровня общения в среде сверстников.
Впоследствии, решая игровые задачи, дети проявили максимальную компетенцию, они действовали уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Задача закрепления у ребенка уверенности в себе очень актуальна для наших детей и действия их во время игры подтвердили правильность нашего выбора.
Основной формой работы является совместная деятельность педагога с детьми, беседы проводимые малым групповым составом (7-8 чел.), экскурсии, традиции группы «Встреча с интересными людьми», просмотр презентаций, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, дидактические игры, тренинги.
Основное содержание проекта. Настоящий педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность. Предметный результат проекта ориентирован на интересы и особые потребности самих воспитанников конкретного дошкольного учреждения, результат четко обозначен и сформулирован в самой цели проекта, вытекающей из актуальности заявленной темы.
Концептуально-методологические основы. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др.), показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста. Проект разработан с опорой на базисные установки программы «Радуга», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» Л.И.Плаксиной с учетом использования следующих педагогических технологий: Н.Я. Михайленко, Коротковой Н.А. по организации сюжетно – ролевой игры;
- Комаровой Н.Ф. по комплексному руководству сюжетно-ролевыми играми в детском саду;
- Моргулиса И.С. руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста;
- Русскова Л.В. руководство игровой деятельности и использовании ее в целях всестороннего развития личности ребенка"
Педагогический опыт опирается на современные государственные образовательные требования. При определении содержания образования учитываются возрастные психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Все функции, реализуются в комплексе, а не параллельно, соединены в коррекционной работе. Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:
Принцип наглядности предполагает использование атрибутов, предметов-заменителей, панно, которые помогают создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия.
Принцип доступности и посильности предполагает, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры
Принцип индивидуальности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности воспитанников, уровень развития их способностей к обучению.
Систематичность и последовательность обучения подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к сложному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.
Данная система работы рассматривается как:
- своеобразное методическое обеспечение к программе «Радуга» по которой работает МБДОУДСКВ № 17 «Ладушки»;
- система педагогического процесса, имеющая конкретную цель, задачи и спланированные на определенный срок мероприятия;
- совокупность средств, методов, приемов, гарантирующих результативность.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
I этап – планово-прогностический
Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение стратегических целей и задач, разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.
II этап – организационно - исполнительский
Обследование детей по определению уровня развития сюжетно - ролевой игры, степени социализации воспитанников, фиксация результатов в протоколах обследования, определение количественных показателей, создание и реализация системы работы по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, которая предполагает системный анализ, отбор, конструирование и контроль всех управляемых компонентов педагогического процесса в их взаимосвязи с целью достижения педагогических результатов.
Предлагаемая система работы по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения состоит из нескольких модулей.
Целевой модуль |
Цель: формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи: - учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры; -формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников; -учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре; - воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре. |
Содержательный модуль |
1этап - подготовительный: расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы. 2 этап - основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря. 3 этап - творческий: распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни. |
Процессуально – деятельностный модуль |
Участники образовательного процесса: - дети (15 человек) и их родители, воспитатели. Формы работы с дошкольниками: ознакомление с окружающим, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, праздники и развлечения, театральные представления, выступления перед родителями, творческая деятельность, встречи с людьми разных профессий, рассказы воспитателя о труде взрослых, инсценировки литературных произведений, работа в микроцентрах: «Дом моделей», «Театральная страна», «Игротека», «Родительский клуб». Методы и приёмы: чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, наблюдения, проблемные ситуации, этические беседы, разъяснения, советы рассматривание, проговаривание диалогов, обыгрывание игрушек, распределение ролей, подготовка игровой среды, совместное изготовление атрибутов, непосредственное участие воспитателя в игре. Средства обучения:
С родителями: анкетирование; беседы; консультации; выступления на родительских собраниях; участие родителей в праздниках; совместные игры; мастер-классы, круглые столы. С педагогами: консультации; мастер-классы; круглые столы; деловые игры; анкетирование. Последовательность 1. Диагностика исходного уровня развития сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также степени социализации. 2.Внедрение системы работы по развитию социализации через сюжетно-ролевую игру. 3.Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, после проведения работы. |
Результативный модуль |
Ожидаемый результат:
|
- Содержание и методика работы строилась на разработках таких авторов, как Н.Я. Михайленко, Коротковой Н.А., Комаровой Н.Ф.,Руссковой Л.В. предполагающих руководство игровой деятельности и использовании ее в целях всестороннего развития личности ребенка
- Реализация системы потребовала единства со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало работы предполагало соответствующую теоретическую подготовку родителей. С этой целью проводили анкетирование и консультирование с освещением вопросов о роли родителей в развитии сюжетно-ролевой игры.
Для родителей и воспитателей помимо общих консультаций по развитию сюжетно-ролевой игры детей были предложены анкеты «Мой ребенок играет», «Играем вместе с детьми», беседа «Просто ли играть?», встреча с интересными людьми «Я современная бабушка», совместные игры с детьми «Вместе мы многое сможем».
Работа по развитию сюжетно-ролевой игры состояла из трех этапов.
Задачи первого - подготовительного этапа
- Показать детям социальный мир «изнутри» и помочь понять ребенку его место в этом мире как его члена, участника событий.
- Формировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Задачи второго - основного этапа
- Развивать умение детей использовать предметы-заместители.
- Развивать умение детей делать игрушки из бумаги путем складывания, из тонкого картона по выкройкам, изготовления игрушек из природного и дополнительного материала и т.п.
Задачи третьего этапа
- Воспитывать умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка.
- Развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учить вживаться в образ того или иного персонажа, играя определенную роль.
- Формировать умение выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.
Важнейшей предпосылкой развития игровой деятельности является обогащение детей конкретными представлениями об окружающем мире. С этой целью использовали специально организованные наблюдения во время коррекционных занятий, прогулок, экскурсий и т.д. Например, во время экскурсии в аптеку дети сначала рассматривали витрину, запоминали названия лекарств и медицинских приборов, потом наблюдали, как покупатели подают рецепт, оплачивают стоимость лекарств, получают заказ. А затем сами заказали морскую соль для полоскания горла после еды, заплатили деньги, получили препарат и поблагодарили кассира.
После экскурсии обсудили смысл наблюдаемой деятельности взрослых людей, их взаимоотношения. Затем закрепили наблюдаемое беседой по картине, познакомили детей с элементами сюжета предстоящей игры, обыграли имеющиеся игрушки, которые будут использованы в ролевой игре. Затем организовали посильное изготовление атрибутов для предстоящей игры (подготовление пакетов, денег, лекарств и т.д.). Прочитали рассказы: И.Тургенева «Человек заболел», JI. Кассиль «Сестра», «Мы с Тамарой -санитары» (в разное время), которые вызвали у детей желание играть.
При проведении экскурсий строим наблюдение вокруг одного - двух стержневых проблемных вопросов, так как иначе внимание детей рассеивается, они отвлекаются на несущественное, первое попавшее им в поле зрения. Глаза быстро утомляются и экскурсия зачастую цели не достигает. Поэтому, считаем целесообразным цикл экскурсий на одну и ту же тему, ограничивая процесс наблюдения поискам ответа на один - два вопроса, носящих проблемный характер. Например: во время первой экскурсии в библиотеку наблюдение было вокруг двух проблемных вопросов: «Кто работает в библиотеке? Для чего нужна библиотека?» Во время второй экскурсии выяснили: «Как можно взять книгу в библиотеке? Для чего нужен читальный зал?»
Затем провели итоговое занятие, на котором использовали материалы, собранные во время экскурсий, подвели итоги.
При этом стараемся чтобы каждый ребенок сумел рассказать об увиденном и мог ответить на все проблемные вопросы, вокруг которых развертывалась поисковая деятельность во время прошедших экскурсий.
При обучении детей использованию предметов-заместителей в игре поначалу подбираем предметы, имеющие значительное сходство с заменяемым предметом. Например, палочку вместо ложки, термометра, пипетки; круг, обруч, диск вместо руля и т.д. В конце старшей и подготовительной группах сходство уже менее выраженное. Подводим детей к использованию предметов - заместителей постепенно. При этом учитываем, чтобы ребенок твердо знал название и свойства заменяемых предметов и предметов-заместителей. Кроме того, обращаем внимание на то, чтобы предмет-заместитель по своему содержанию не противоречил заменяемому предмету (например, кукла-мама по величине меньше куклы - дочери).
При подготовке детей к игре большое внимание уделяем работе над словарем детей. Для этого эмоционально входим в роль, становимся участником детской игры, и, войдя в контакт с детьми, развиваем ее в нужном направлении, при этом постоянно уточняем и обогащаем словарь детей. Только после проделанной подготовительной работы начинаем играть в сюжетно - ролевую игру. При этом поначалу были обязательными участниками, одними из действующих лиц каждой новой игры детей.
В дальнейшем, по мере овладения детьми игрой, наше вмешательство становилось менее активным, а именно направлено на развитие игры, введение новых ролей, показ новых атрибутов игры, т.е. в форме помощи, совета, фрагментарного участия в игре. Всегда наблюдаем за тем, как складываются взаимоотношения детей в игре, предупреждаем и гасим конфликты между детьми, воспитываем у них стремление помочь, желание уступить и т.д. Чтобы дети в игре могли понять субординацию ролей, в начале игры побуждаем исполнителя главной роли познакомить играющих с набором ролей, которые присутствуют в этой игре. Если нам нужно подсказать дальнейшее развитие события в логике развертывающегося сюжета, сначала сообщаем о появлении каких - нибудь новых объектов или неожиданных обстоятельств. Затем, как «диспетчер», интересуемся, что играющие дети собираются предпринять по этому поводу. Всегда стараемся «подбирать» такие события, чтобы все участники игры были заняты делом. Дети видят во взрослом компетентного советчика, организующего и подпитывающего игру, не принимая участия в ней, т.к. они многое могут и хотят делать сами.
III этап – описательно-итоговый
Систематизация и обобщение результатов инновационной деятельности, соотнесение результатов с поставленной целью, проведение обследования по выявлению уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, анализ полученных результатов, оформление и описание хода и результатов эксперимента.
Механизм мониторинга результативности проекта
Карты оценки результативности проекта разработаны на основе методического пособия О.В. Солодянкиной «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста».
Критерии оценки эффективности проекта:
- самостоятельная организация игровой деятельности детьми,
- представления детей о правилах взаимоотношений со сверстниками, умения дать оценку детских поступков.
- умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог с взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—ребенок» «ребенок - взрослый»;
- умение выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
- умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
Средства оценки эффективности проекта:
Карты оценки результативности проекта разработаны на основе методического пособия О.В. Солодянкиной «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста».
Опыт работы неоднократно представлялся на педагогических советах, семинарах в рамках ДОУ: «Осуществление коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, при организации сюжетно-ролевой игры дошкольников», «Игровая ситуация с включением разных форм двигательной активности», «Игры для души». В 2012 году принимала участие во Всероссийском конкурсе «Детский сад будущего»: на сайте gallery_2
Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)
Ресурсное обеспечение проекта:
- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии праздников, конспекты сюжетно-ролевых игр.
- Предметно-развивающая среда группы, микроцентр «Книжкин дом», мини-уголки: «Дом мод», «Театральная страна», «Игротека», зимний сад.
- Беседы на этические темы.
- Подбор художественной литературы.
- Видеофильмы.
- Подбор методической литературы.
Программно-методическое обеспечение:
- Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.
- цикл консультаций для педагогов и родителей;
- перспективный план сюжетно-ролевых игр;
- разработан комплекс мини – проектов по организации сюжетно – ролевых игр.
Нормативно-правовые ресурсы:
- Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989г.).
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666.
- Приказ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 28.10.2005г (редакции Закона ХМАО-Югры от 29.06.2006г № 65-03) с изменениями и дополнениями.
- Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2007-2011 годы.
- Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы от 06.07.2006г.
- Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 «Ладушки» на 2007-2011 годы.
Материально-техническое обеспечение: групповая комната разделена на функциональные зоны: игровую, речевую, сенсорную, релаксационную, предметно-развивающую. Имеются в наличии необходимые информационно – технические средства, пособия, игрушки, инвентарь.
Кадровое обеспечение характеризуется: уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшая квалификационная категория, среднее педагогическое образование, Нижневартовское педагогическое училище, 1990г., воспитатель в дошкольных учреждениях; повышение квалификации: «Организационная деятельность воспитателя коррекционных групп», г.Нижневартовск, 2012г., удостоверение №3570
Партнеры. Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель, родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения речи шестого и седьмого года жизни.
Целевой аудиторией педагогического опыта являются 15 воспитанников детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки», для детей с нарушением зрения, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии г. Нижневартовска.
План реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Итоговый продукт |
I этап: планово-прогностический Задачи: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции | ||
1.1 Изучение нормативно-правовой документации | Сентябрь 2010 | Пакет нормативно-правовых документов |
1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста | Сентябрь 2010 | выводы о степени разработанности и об особенностях развития сюжетно-ролевой игры в образовательной работе |
1.3 Разработка концепции применения системы развития сюжетно-ролевой игры | Сентябрь 2010 | Педагогический проект |
1.4 Анализ условий реализации проекта | Сентябрь | Ресурсная база проекта |
1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга | Сентябрь | Механизм мониторинга реализации проекта |
II этап: организационно-исполнительский Задачи: изучить уровень развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста со зрительными нарушениями, провести анализ; разработать и апробировать технологию развития сюжетно-ролевой игры. | ||
2.1 Обследование детей, диагностика развития сюжетно-ролевой игры | Сентябрь | Результаты обследования |
2.2 Фиксация результатов обследования в протоколах | Сентябрь | Протоколы обследования |
2.3 Определение количественных показателей уровня развития сюжетно-ролевой игры воспитанников. | Сентябрь | Графики, диаграммы |
2.4 Разработка технологии развития сюжетно-ролевой игры 1этап-подготовительный: расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы. 2 этап – основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря. 3 этап - творческий: распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни. | Сентябрь-ноябрь2010 Ноябрь-апрель2010-2011, Сентябрь-апрель 2011-2012 | Мотивационная готовность ребенка, , Разработка моделей непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, бесед на этические темы видеофильмы, художественная литература. Диалоги между партнерами по игре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, основные моменты организации игры. Распределение ролей детьми, самостоятельные творческие игры детей, обогащение содержания игры, применение в повседневной жизни социального опыта полученного во время игры, улучшение положения ребенка в коллективе сверстников. |
III этап: описательно-итоговый Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов | ||
3.1Мониторинг уровня развития сюжетно-ролевой игры Итоговая оценка | Май 2011 Сентябрь 2011 Май 2012 | Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования. |
3.2 Анализ полученных данных, их сопоставление с прогнозируемыми результатами | Май 2011 | Графическое отображение |
3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента | Май 2012 | Аналитическая справка, педагогический проект |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Анализ сравнительных результатов: сентябрь 2010-11 учебный год и май 2011-12 учебный год позволяет говорить о положительной динамики в данном направлении.
Ур-и р - я год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010 – 2011 год | 24% | 76% | - |
2011 – 2012 год | 76% | 24% | - |
Таким образом, система работы развития сюжетно-ролевой игры в процессе обучения способствует успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также выравниванию стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу
Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта.
- Доказана актуальность использования сюжетно – ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
- Подобранные и систематизированные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, способствовали: ведению простого диалога с взрослыми и сверстниками, взаимодействию в системах «ребенок—ребенок», «ребенок - взрослый»; самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка; умению выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.
3. Разработана и реализована система работы по организации сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Удалось добиться положительной динамики в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста с нарушениями зрения, успешной социализации воспитанников с данными нарушениями.
Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации системы развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушениями зрения, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное развитие сюжетно-ролевой игры влияет на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу.
Перспективы дальнейшего развития проекта. В дальнейшей своей работе планирую систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал и организовать практико-ориентированный семинар на тему: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования гармонически развитой активной личности».
Литература
1. Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд. "Скрипторий", 2003.
3.Моргулис И.С. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Киев. 1981.
4. Михйленко Н., Н. Короткова "Организация сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.
6. Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» 7.«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова
8. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
10. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992 г.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
13. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта "Игралочка"
Выступление на Августовской конференции по реализации проекта "Игралочка"...
Проект "Игралочка" Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы
Проек "Игралочка" поможет воспитателям в том, чтот если применять игровые, нетрадиционные приемы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольн...
Проект "Игралочка"
---...
Проект "Игралочка"
Обучение игре детей с ОВЗ...
Презентация: проект "Игралочка"
проек по игровой деяельности для детей с ОВЗ...