Проект "Игралочка"
проект по коррекционной педагогике на тему

Третьякова Елена Сергеевна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igralochka.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С № 87

                                     

                                                     

                                         

Проект «Игралочка»

(сюжетно-ролевые игры)

по обучению игровой деятельности

в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

           Участники  проекта: учитель – дефектолог: Третьякова Е.С.

                                                         учитель – логопед : Чухина М.А.

        воспитатель :Игнатьева А.В.

2018/2019    уч. год

Пояснительная записка.

Игра — особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми. На данных занятиях у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, формируются сами предметно-игровые действия, сюжетная игра и закладываются основы сюжетно-ролевой игры.

В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий: развиваются восприятие, образы восприятия и образы-представления, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения детей и взрослых. Детей учат играть рядом, не отнимая игрушки друг у друга, сотрудничать, достигая общей цели. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.

.

Актуальность.

 Нарушение психического развития детей  с ОВЗ обусловливает своеобразие их игровой деятельности - ведущей деятельности в дошкольном возрасте.  У дошкольников с ОВЗ отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития. Уровень сформированности игровой деятельности у детей с ОВЗ не прошедших специальное обучение не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей и повлиять на коррекцию познавательного, речевого развития, эмоционально-волевой сферы.

Цели и задачи.

 Проект ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель проекта: коррекция познавательного, речевого развития, эмоционально-волевой сферы через обучение сюжетно-ролевой игре.

Задачи проекта:

1. Учить детей воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры.

 2. Учить детей играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры.

3. Учить принимать на себя роль другого лица (матери, отца, бабушки, шофера, воспитателя, музыкального работника, доктора, продавца)

4.  Учить детей наблюдать за деятельностью взрослых, фиксировать результаты своих наблюдений в речевых высказываниях.

 5.  Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации («Это магазин, а Маша - продавец», «Коля ведет машину. Коля - шофер. А все мы - пассажиры, едем в детский сад»)

6.  Учить детей участвовать в драматизации сказок с простым сюжетом.

 

Возраст детей: 3-8 лет.

Состав группы:  Дети с ОВЗ.

Принципы формирования группы: Группы формируются по принципу добровольного участия детей в игре, с учетом их заинтересованности, индивидуальных особенностей и психофизического развития.

 Сроки реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на один учебный год ( сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)

Тип проекта:  долгосрочный творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дошкольники 3 – 8 лет группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

     1. Подготовительный,

включает в себя:

- составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- беседы с  родителями об организации игровой деятельности дома;

- подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;

- организация  игрового уголка и оборудование  его в соответствии с поставленными задачами обучения игре;

 -  пополнение предметно – развивающей среды.

  1. Основной этап,

Включает в себя:

- экскурсия по детскому саду,

-беседы , презентации и альбомы по  темам «Магазин», «Парикмахерская», «Больница».

- чтение художественной литературы;

- наблюдения;

-обучение преобразованию предметных действий в игровые

-обучение игровым действиям на основе игровой ситуации.

- сюжетно - ролевые игры;

- игры-драматизации;

-игры со строительным материалом и обыгрывание построек.

  1. Заключительный этап,

включает в себя:

-сюжетная –ролевая  игра с объединением сюжетов

- оформление фотоальбома «Мы играем».

 Содержание.

 Всю работу можно разделить на 3 квартала:

1 квартал

Цель работы – привлечь внимание детей к игрушкам.

В этот период происходит формирование у детей интереса к игрушкам, пробуждение желания действовать с ними. Детей знакомят с необходимым набором игрушек. По мере постепенного заполнения игрового уголка новыми игрушками происходит ознакомление с названием очередной игрушки, ее внешним видом, действием с нею и названиями действий, а также формирование положительного эмоционального отношения к ней.

Основные методические приёмы – обыгрывание игрушек педагогом, эмоциональное сопровождение, показ игровых действий с различными игрушками, выполнение совместных игровых действий педагогом и детьми.

2 квартал

Цель работы - направленное обучение игровым действиям.

Детей учат выполнять элементарные действия с основными игрушками, особенно с куклой (кормление, укладывание спать, одевание/раздевание, катание, купание и др.). Игровые действия, хотя и складываются на основе предметных, но являются особыми действиями, в которых предметное содержание передается в обобщенной и сокращенной схеме.

Преобразование предметных действий в игровые осуществляется после того, как проявляется игровая ситуация – специальные отношения между ребёнком и объектом действия, Умственно отсталые дошкольники соскальзывают с выполнения игровых действий на предметные. Однако и они далеки от совершенства. Поэтому вначале отрабатываются предметные действия с игрушками, затем – игровые. Методика формирования игровых действий:

1.        Демонстрация игровых действий педагогом.

2.        Вовлечение детей в игровую ситуацию

3.        Выполнение детьми игровых действий по подражанию.

4.        Самостоятельное выполнение детьми игровых действий.

Но начинаться занятие обязательно должно с создания игровой ситуации (разными способами), и иметь логическое завершение. Основные приёмы обучения на данном этапе – показ игровых действий с игрушками, сопровождающийся словесными объяснениями, выполнение действий по подражанию и образцу (сопряжённые или отражённые действия за педагогом – сильными детьми, совместные – слабыми). В результате обучения дети приобретают новые игровые умения. Каждое игровое действие, сформированное на занятиях, многократно повторяется на других занятиях и с другими игрушками.

3 квартал

Цель работы – учить детей соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку и овладевать последовательностью перехода от одного действия к другому.

Основные приёмы – наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни; специальная организация на занятиях ряда действий путём подбора игрушек и атрибутики, заведомо предполагающих ряд подготовительных или дополнительных к основному действий (например, купание куклы: подготовить ведро, ванну, стул с чистой одеждой).

Таким образом, осуществляется обучение сюжетно-ролевой игре (формирование ряда игровых действий, воспитание особого отношения к кукле как к заместителю живого человека и равноценного партнера по играм, развитие способности к перевоплощению как элемента ролевого поведения в последующем).

   Ожидаемые результаты выполнения проекта.

Дети должны научиться:

-проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;

 -выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со               сверстниками, не мешая другим; затем играть небольшими группами,   подчиняясь простому сюжету игры 

-совершать адекватные действия с куклой и машиной;

-выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

-по просьбе взрослого производить с игрушками цепочку знакомых игровых действий (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их);

-по предложению педагога и воспитателя выполнять знакомые роли;

- вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет;

- участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.

Реализация проекта через образовательные                            области.

Образовательные области

Направления развития

Содержание

Физическое развитие

Здоровье

Ритмические упражнения: «Мы по городу шагаем», пальчиковые игры «Далеко – близко» (аккомодация).

Физкультура

Эстафеты, подвижные игры «Животные нашего края» (имитация движений).

Социально – коммуникативное развитие

Труд

Трудовые поручения, дежурства. Закреплять умение самостоятельно готовить материалы к игре, убирать игрушки на место.

Безопасность

Дидактическая игра «Можно или нельзя».

Беседа «Что такое хорошо,что такое плохо».

Социализация

Познавательные игры «Оденем куклу на прогулку», «Наведем порядок», «Расскажи, где ты живешь?», «Когда у тебя день рождения?».

Познавательное развитие,  речевое развитие

Коммуникация

Беседы

Беседы о людях разных профессий. Рассматривание картины «В детском саду».

Викторина «В гостях у сказки».

Чтение художественной литературы

Стихи о маме и бабушке,папе,дедушке.

Белозеров М. «Майский праздник».

Маяковский В. «Кем быть».

"Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно» Е. Благинина,  потешки, колыбельные песни.

Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество

Рисование «Моя семья», открытки к Дню Победы.

Аппликация «Игрушки».

Фотогазета «Мы строим  город»,

Музыка

Песни о маме и бабушке, о людях военных профессий.

Прослушивание музыкальных произведений: марш, вальс и т.д.

Тематический план сюжетно-ролевых игр по проекту «Игралочка» в группе компенсирующей направленности для детейс ЗПР.

        Дата

Тема

1.

Октябрь

«Уложим куклу спать»

«Напоим куклу чаем»

2.

      Ноябрь

«Кукла Катя заболела»

«Оденем мишку на прогулку»

3

Декабрь

«Строители»

«Детский сад»

4.

Январь

«Больница»

«Драматизация сказки «Теремок»

5.

Февраль

«Магазин»,

«Парикмахерская»

6.

Март

«Зоопарк»

Драматизация сказки «Колобок»

7.

Апрель

«Семья»,

Драматизация сказки «Репка»

8.

             Май

«Поездка в театр на автобусе»

Игра –драматизация  « Три медведя»

Предварительная работа.

Октябрь

Игры месяца: «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем» :

Предварительная работа: экскурсия по территории д/сада, беседа «Что такое хорошо, что такое плохо», д/и «Оденем куклу на прогулку», коммуникативная игра «Назови ласково».

Ноябрь

 Игры месяца : «Кукла Катя заболела»,«Оденем мишку на прогулку».

Предварительная работа:  беседа на тему «Вместе дружная семья», рисование «Моя мама самая красивая», фотогазета к международному Дню матери, пальчиковая гимнастика «Семья».

Декабрь

  Игры  месяца:«Строители», «Детский сад». 

Предварительная работа:  экскурсия к перекрестку, наблюдение за транспортом, рассматривание зданий, беседа «Расскажи, где ты живешь», ритмическое упражнение «Мы по городу шагаем», оформление фотогазеты «А у нас во дворе».

Январь

Игры месяца: «Больница»,  драматизация сказки «Теремок»

 Предварительная работа:   чтение сказки «Теремок», беседа о профессии врача, презентация по теме «Больница».

Февраль

 Игры месяца: «Магазин», «Парикмахерская» :

Предварительная работа:   счет в пределах 5,беседа о профессиях продавец, парикмахер, рассматривание альбома «Что купили в магазине?».

Март

 Игры месяца: «Зоопарк», драматизация сказки «Колобок»

Предварительная работа:   чтение сказки «Колобок»,беседа о диких животных»,д.игра «Чья мама?» участие в утреннике, посвященном Женскому дню, беседа «Когда у тебя день рождения?», заучивание стихотворений о маме и бабушке.

Апрель

Игры месяца:«Семья»,драматизация сказки «Репка»:

 Предварительная работа:   чтение сказки «Репка», беседа «Как я помогаю маме», рисование «Моя семья», д/и «Когда у тебя день рождения»,

Май

 Игры месяца: «Поездка в театр на автобусе», « Три медведя»:

 Предварительная работа:   чтение сказки «Три медведя»,Беседа о правилах поведения в общественном транспорте, игра «Перекресток».

Взаимодействие с родителями 

1. Способствование развитию содержательной игровой деятельности  дома на основе создания  в семье благоприятной атмосферы   доброжелательности и взаимопонимания.

2. Анкетирование на тему: Игровая деятельность дома.

4. Посещение детьми  с родителями  магазина, парикмахерской, поликлиники с целью обогащения словаря , активизации интереса к людям разных профессий.

5. Трудовая деятельность «Как я помогаю маме» (фотовыставка).

6. Консультация «Организация досуга в семье: выходные дни, семейные праздники, чаепития» 

7.Совместная  творческая деятельность детей и родителей, изготовление        костюмов  и         атрибутов к сюжетно-ролевым играм, помощь в оформлении игровых уголков, участие в создании выставок,  рекомендации родителям о посещении совместно с ребенком парикмахерской, аптеки, библиотеки и пр.

Методическое обеспечение:

 

.Игрушки: куклы пластмассовые, куклы-младенцы , куклы - персонажи  литературных произведений;

картинки и фотографии  изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец);

 игрушки, изображающие сказочных персонажей (Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фигурок (высота 5—7 см); игрушечные удочки с магнитами;  мелкие резиновые,  пластмассовые,  игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для  театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы  (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички и перчатки с изображением мордочек животных. .

 Одежда и обувь для медвежонка из сказки «Три медведя»: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помещении; верхняя зимняя одежда и обувь .

  Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник. .

 Модули  для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»;  

Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, чайная — пластмассовая; кухонная; наборы для стирки (тазик,  ведро, прищепки для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы;  предметы домашнего обихода , миски, ложки, кастрюли;  тазы, подносы различных размеров ;

 Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; стол, пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки,  ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки, муляжи овощей и фруктов натурального размера; плетеные и пластмассовые корзины;  фартуки; кухонные прихватки  с картинками, знакомыми детям, и т. п

Подвижные игрушки ( грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах); настольная  ширма; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: репка,  домик-теремок; магнитная доска; иллюстрации со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. п, прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса ; кошельки; сумки для покупателей; весы;  калькулятор); наборы для игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т. п.

Литература 

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005

Приложение.

 Сюжетно-ролевые игры для проекта «Игралочка».


«Зоопарк»


Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, кассир, посетители зоопарка.
Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках).  Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят  на животных. Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал:  строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных.

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Продукты», «Книги».
Предварительная работа: Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми . Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. 
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб ?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

«Парикмахерская»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво»

Игровой материал: Набор игрушек  «Парикмахерская»: зеркало,  набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, альбом с образцами причесок, краска для волос, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.


«Строительство»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Предварительная работа: Беседа о стройке.  Чтение сказки «Теремок». Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал:  строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника,  журналы по дизайну, предметы-заместители, машинки.

«Поликлиника»

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. 
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные. 
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. 
Игровые ситуации: «На приеме у врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др. 
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.) 
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, игрушки - фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.