«Наблюдаю, играю, исследую». Рекомендации к детской творчески исследовательской, практика – ориентированной деятельности
опыты и эксперименты на тему

Золотых Ольга Анатольевна

Учить детей наблюдать, выдвигать гипотезу, эксперементировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudayu_igrayu_issleduyu.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Наблюдаю, играю, исследую».

Рекомендации к детской творчески исследовательской, практика – ориентированной деятельности

Как подвести дошкольника к объекту исследования?

Во время НОД, на прогулке, в вечерние часы, в беседах.

- Направлять дошкольника на выдвижение гипотезы в процессе наблюдения, рассуждения, экспериментирования.

- побуждать дошкольника задавать вопросы по интересующим его объектам наблюдений, стараться и самостоятельно, и с помощью взрослых находить ответы посредством познавательно – исследовательской деятельности, чтения со взрослыми занимательно энциклопедической литературы.

- Формировать желание получать ответ на поставленное предположение через игровое моделирование, исследование , наблюдение.

Какими могут быть темы исследования ?

- Кто зажигает звезды

- Кто построил пирамиды?

-Почему надуваются мыльные пузыри?

- Что делает под водой водолаз?

-    Почему репейник колючий?

- Зачем зебре полоски?

Цели и задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель.

Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги исследования.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

Обычно гипотезы начинаются словами:

Предположим, допустим, возможно, что, если…

( Почему самолет в небе оставляет след? – допустим, потому, что он разрезает небо…; или – возможно, чтоб не заблудиться…)

Структура исследования

-Поисковая самостоятельная деятельность – педагог, родитель, дошкольник

(совместные прогулки, наблюдения, опыты, чтение познавательной литературы, ситуативные беседы)

-Самостоятельная деятельность – дошкольник ( наблюдение глазами самого дошкольника, выдвижение гипотезы на основе наблюдений, самостоятельное игровое моделирование, экспериментирование)

-Продуктивная коммуникативная деятельность – дошкольник, родитель.

Помочь дошкольнику подумать самостоятельно

- Начало исследовательской работы.

Вопросы:

- Что ты уже знаешь об этом?

-Что можешь высказать по этому поводу?

 -Какие можешь сделать выводы

- что тебе уже известно о предмете исследовании?

( а дедушка говорил…, а в сказке….,)

Вместе с дошкольником просмотреть книги об исследуемом объекте

Развивать интерес и желание работать с энциклопедией и справочниками.

Помочь дошкольнику в общении со взрослыми по вопросу наблюдений

Сформировать понятие, что людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

Познакомить дошкольника с кино- и телефильмами по теме исследования

Сформировать понятие, что фильмы бывают научные, научно – популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.

Понятие когда компьютер помощник

Развивать понимание дошкольника, что сегодня не один ученый не работает без верного помощника – компьютера, через сеть Интернет можно почерпнуть огромные сведения по многим вопросам.

Провести с дошкольником наблюдение.

( интересно, кто такие красные карлики?, можно ли увидеть их в микроскоп?)

Помочь провести эксперимент.

Сформировать понятие, что эксперимент – проба, опыт. Это главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие то действия с предметом исследования и определит, что изменилось в ходе эксперимента.

Подготовка к защите исследовательской работы.

- Выделить из текста основные предметы, явления и основные понятия и дать им определения

- Классифицировать объект наблюдения.

-Выявить и обозначить все замеченные неожиданности.

- Выстроить по порядку основные идеи.

- Предложить примеры, сравнения и сопоставления подготовить текст сообщения, чертежи и макеты.

- Приготовиться к ответам на вопросы

- Приготовить рисунки, схемы

Пожелать удачи юному исследователю.

Новых знаний, новых открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный исследовательский практико-ориентированный проект

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко пр...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быст...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.

    Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...

Исследовательский, практико-ориентированный проект «Новосибирская область – мой край любимый и родной»

laquo;Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.»(Д. С. Лихачев)...

МР познавательно – исследовательского, практико - ориентированного проекта "Честь солдата береги свято..."

Формировать у детей 5–6 лет патриотические чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями....

Экологический, познавательно – исследовательский практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова!»

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру....

Долгосрочный исследовательский,практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Достопримечательности России - какие они?"

Многие из воспитанников нашего детского сада в каникулы посещают разные интересные, красивые места. Но чаще всего это места нашей области. А сколько таких мест по всей России, о которых многие просто ...