МР познавательно – исследовательского, практико - ориентированного проекта "Честь солдата береги свято..."
методическая разработка (старшая группа)

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Формировать у детей 5–6 лет патриотические чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_proekt_viv_18.06.2022.docx53.36 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧЕСТЬ СОЛДАТА БЕРЕГИ СВЯТО…»

краткосрочный проект ко Дню Победы

для детей старшего дошкольного возраста

Разработчик проекта: Викторова Ирина Владимировна

Актуальность проекта

Дети старшего дошкольного возраста не достаточно  знают о родном городе, крае, стране,  русских традиций,  о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Недостаточно сформирована система работы по взаимодействию с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Цель проекта: формировать у детей 5–6 лет патриотические чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны, воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за русский народ, который из поколения в поколение несет народная культура, историческое прошлое России.

Задачи проекта:

- расширять и систематизировать у детей 5–6 лет представления  о войне, защитниках Отечества, празднике «День Победы».

- рассказать о подвигах солдат, лётчиках и тружеников тыла. 

- знакомить с художественными (музыкальными) произведениями военных лет;

- развивать умение декламировать  стихи, составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас;

- развивать коммуникативные навыки, воображение, мышление;

- формировать у детей 5–6 лет интерес к истории своей семьи (народа);

- формировать нравственно-патриотические качества, как храбрость, мужество, стоикость, стремление защищать свою Родину.

- развивать знания, умения, навыки взаимодействия друг с другом, побуждать к совместной деятельности.

- воспитывать в детях 5-6 лет бережное отношение к семейным фото альбомам (фотографиям), наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, практико - ориентированный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, ДО, родители (законные представители), воспитанники старшей возрастной группы «Хрусталик».

Предполагаемый результат:

Систематизированные (иллюстрированный) литературный материал по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг». Рекомендации для родителей. Конспекты: занятий, сценарии праздников, досугов, бесед.

Оформленные выставки детских творческих работ (рисунков, аппликаций, макетов, открыток).

Пополнение (оформление) Книги Памяти «Этих дней не смолкнет слава».

Посещение выставки к Дню Победу в МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»

Посещение выставки «День Победы» в «Музее детского изобразительного искусства народов  Сибири и Дальнего Востока» г. Юрги.

Посещение парада Победы (г. Юрга, проспект Победы).

Участие семей в шествии Бессмертного полка (семьями).

Экскурсия на Мемориальный комплекс в память о павших героях за Родину.

Экскурсия в музей военной техники под открытым небом.

Срок реализации проекта

Работа над проектом состоит из трех этапов

Задачи

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Результат деятельности

1-й этап - организационный

Составить план деятельности «Как рассказать детям о войне»; рекомендации воспитателя (педагога-психолога) родителям.

Подготовить список: художественной литературы (для детей 5-6 лет); музыкальных произведений (для детей 5-6 лет); сюжетных картинок, иллюстраций на военную тематику. Подобрать беседы о ВО войне, дидакти-ческие, подвижные игры патриотического содержания.

Составить «Системную паутинку», подготовить «Модель трёх вопросов».

Групповой сбор «Вхождение в тему». Познакомить детей с государственным праздником и с историями лётчиков-истребителей, воевавших на Як-1/Як-7.

Конструирование бумажных самолётов.

Беседа «Родина-мать зовёт».

Просмотр презентации «9 мая – День Победы».

Ввести родителей в проблему. Анкетирование

«Как сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне». Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. Распределить ответственных за проведение мероприятий проекта.

Анкета для родителей.

Беседы о ВО войне, о подвиге русского народа, о подвиге пионеров – героев.

УДП «Пионеры – герои»

Картотека дидакти-ческих, сюжетно – ролевых, подвижных игры патриотического содержания.

Выставка художест-венной литературы о ВО войне на книжной полке (в группе).

2-й этап основной

Провести беседу 5 мая

«Города-герои», «Герои ВОв»,

Воспитывать у детей граждан-ственность, патриотизм сред-ствами продуктивной деятельности совместно с взрос-лыми. Обогатить представления о Дне Победы, о подвиге русского народа. Закрепить умение слушать музыкальные произведения. Развивать чувства сожаления и сопереживания.

Акция с 5 по 9 мая

«Бессмертный полк»

Праздник белых журавлей - (прослушивание песен военных лет).

Участие в акции «Бессмертный полк»

Привлечение родителей к совместно-творческой выставке макетов.

Консультация:«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».

Выставка экспозиций, макетов, проектов «День Победы. Помним и гордимся!» (закрепление представлений детей о военных профессиях, технике).

6 мая

Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм. Обучать выразительному чтению, авторскому мастерству.

Конкурс чтецов «Они сражались за Родину»

Привлечение родителей к конкурсу чтецов на базе ДОУ.

Привлечение родителей к конкурсу чтецов на городском уровне.

8 мая

Систематизировать знания о воинах-героях, воинах-защитниках, празднике – День Победы. Познакомить детей с достопримечательностью города. Научить хранить память о людях, отдавших свою жизнь за Родину.

Музыкальный досуг «Пусть гремит салют Победы!»

Экскурсия на площадь Памяти к Вечному огню.

Участие в параде 9 мая

11 мая

Научить детей слушать и понимать произведения, посвященные Великой Отечественной войне.

Чтение рассказов С. Алексеева о войне

Привлечение родителей к оформлению выставки книг.

3-й этап заключительный

11 мая

Сформировать знания, навыки военной подготовки. Сформировать чувства товарищества.

Военно-патриотическая игра «Наследники победы»

Оформление фотовыставки по материалам проекта.

Презентация.

Проект «Это Великое слово – «Победа!»

(системная паутинка интеграции видов детской деятельности)

ИЗО Д

ИД

КД

Выставка рисунков 

«Будем помнить и гордится!»

Выставка-конкурс экспозиций, макетов, проектов  «День Победы», «Помним, гордимся»

Развивающие игры «Отгадай-ка»

«Воинские звания»

«Один в поле воин», «Стой! Стрелять буду!»

СР игра «Военный госпиталь»

Беседы «Родина-мать зовет», «Города- герои».

Акции: «Красная гвоздика», «Свеча Памяти», «Бессмертная эскадрилья», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк»

МД

ПИД

ДД

Музыкальный досуг «Пусть гремит салют Победы!»

Разучивание песен: «Катюша»

«Россия», «Идёт солдат по городу», «Я хочу, чтобы не было войны…», «Вальс Победы»

«Пусть всегда будет солнце», «Служить России», «День Победы», «Катюша» Праздник белых журавлей (прослушивание песен военных лет).

VIDEO презентации

«9 мая – День Победы!»

Онлайн викторины ИОР:

«Нам Родину завещано беречь!»

«Россия – Родина моя!»

«Шаг вперед» «Мы за мир!»

Посещение музея боевой славы. Возложение цветов на площади Памяти к Вечному огню.

Военно-патриотическая игра  «Наследники Победы!»

Квест игра «Дорогами бессмертного полка»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Конструирование, ручной труд

Чтение произведений С.М. Михалкова «Быть для детей», «Курсант», «Здравствуй, воин-победитель».

Конкурс чтецов на базе ДОУ

«Они сражались за Родину»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Российская армия», «Военные разведчики», «Граница РФ». Трудовой десант.

Конструирование из бумаги «Самолёт» «Корабль», «Танк Т34»

Модель трёх вопросов

Что знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

9 мая наша страна отмечает - День Победы.

В этот день люди идут на площадь, на парад.

Что такое война?

Кто нас защищал?

Зачем нужен парад?

На какой территории шли боевые действия?

Как празднуют День Победы?

Спросить у взрослых.

Прочитать книгу о войне.

Посмотреть в интернете информацию и фильмы о войне.

Приложение

Анкета для родителей

«Как сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне»

Посредством чего, по вашему мнению, нужно формировать у детей знания о ВО войне?

Просмотр фильмов;

Чтение художественной литературы;

Изучение семейных архивов;

Посещение музеев, выставок;

Знакомство с участниками войны и тыла.

Как вы будете закреплять знания детей о войне?

Беседовать;

Рассматривать книги, альбомы;

Закреплять в рисунках, поделках;

Создавать семейный фильм, фотовыставку;

Ваш вариант ответа ____________________________________

Сколько времени вы планируете уделять ребенку, чтобы решить эти задачи?

Каждый день;

По  выходным;

2 раза в неделю;

2 раза в месяц;

Ваш вариант ответа____________________________________

Какую помощь вы хотели бы получить от педагогов ДОО?

Рекомендации по теме;

Подбор литературы и фильмов по теме;

Подробную консультацию;

Ваш вариант ответа____________________________________

Какие советы и практическую помощь вы можете предложить?

____________________________________________________________________________

Приложение

Советы педагога - психолога

«Как рассказать детям о войне»

Рекомендации воспитателям.

Детям 5 – 6 лет нужно знать: ВО война – это плохо и страшно, люди боятся её. Люди хотят жить в мире и спокойствии. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. Рассказывать детям о ВО войне с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

С чего начать беседу

Перед тем, как рассказывать детям о ВО войне, воспитателю необходимо самому прочувствовать то, что пережили люди в годы великой отечественной войне. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр фильмов о военных годах.

Педагоги могут начать разговор с объяснения того, что в мире есть много стран, которые населяют разные люди и говорят на разных языках. Далее, можно рассказать о том, что у каждой страны есть правительство, которое, исходя из своих представлений о добре и зле, управляет народом. Война – это конфликт правительств, а не народов, но решается он за счет мирного населения. Причина происходящих военных конфликтов не в том, что одна из сторон «плохая». Терпит бедствие население всех стран-участников. Например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских.

О войне невозможно рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

Что можно рассказывать

Детям старшего дошкольного возраста рассказывать о ВО войне 1941 – 1945 г.г. с особой осторожностью. Воспитателям (родителям) необходимо с осторожностью объяснить суть войны, при этом не акцентировать внимание на гибели и горестях людей.

О блокаде Ленинграда детям 5 – 6 лет достаточно сказать, что фашисты блокировали все подъезды к городу, чтобы в Ленинград нельзя было доставить еду, и поэтому жители города вынуждены были голодать. Детям старшего дошкольного возраста необходимо показать, что русские люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

Дети старшего дошкольного возраста хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и исторических фактах. Во время рассказа можно показывать детям 5 – 6 лет портрет их прадедов, про бабушек в военной форме из семейного альбома. Рассказать, как они жили до войны, как ушли на фронт, как воевали. В заключении рассказа предложить детям написать письмо прадедушке или про бабушке сложить его треугольником, как это делали на фронте.

Детям старшего дошкольного возраста нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде, например через дневник Тани Савичевой.

Рассказать о ВО войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами:

А.П. Гайдар «Клятва Тимура», «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове»;

К.Г. Паустовский Солдатская сказка «Похождения жука-носорога»;

В книгу А.В. Митяева «Письмо с фронта» вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Книга не простая, в ней автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Слушая, читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе. А.В. Митяев заострил внимание на трогательных подробностях военной (послевоенной) жизни, которые больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Слушатели вместе с автором сочувствуют юным солдатам, которые на глазах стали взрослыми. Для солдат война – тяжелая работа, а самое главное они меньше всего думают о геройских поступках. Мальчишки честно выполнив приказ командира, становятся героями.

А.В. Митяев «Дедушкин орден», «Землянка»;

Рассказы Ю.Я.Яковлева нравственно - патриотического содержания: «Семеро солдатиков», «Кепка – неведимка», «Пусть стоит старый солдат».

Сказка Ю.Я.Яковлева «Как Сережа на войну ходил»;

Рассказ Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом);

Повесть Л.А. Кассиль «Улица младшего сына» (Посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны), «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники», «Сестра».

Повесть В.П. Катаев «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.);

Рассказ В.А. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.);

Баллада К.М. Симонов «Сын артиллериста» (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.);

Ю.В. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.);

С.П. Алексеев «Брестская крепость»;

С.А. Баруздин «Шел по улице солдат»;

В.Н. Орлов «Брат мой в Армию идёт»

К.Н. Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад»

С.В. Михалков «День Победы»

Приложение

«Пусть гремит салют Победы!»

сценарий праздника в старших и подготовительных к школе групп,

посвященный 9 Мая – Дню Победы

(слайд 1)

Ведущий:

Ребята, 9 Мая вся наша сильная и непобедимая страна Россия будет отмечать славный и замечательный праздник День Победы. Прошло уже 77 года, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, ведь она коснулась каждой семьи.

Дети и читают стих А. Усачёва «Что такое День Победы?».

Ведущий:

Песню про синий платочек

Тихо запел патефон,

В давние годы военные

Снова уносит нас он.                               (слайд 2)

Девочки старшей группы исполняют танец «Синий платочек»

муз. Е. Петерсбурского, сл. Я. Галицкого и М. Максимова.

После танца выходит ребенок и читает стих В. Степанова «Рассказ ветерана». (слайд 3)

Ведущий:

Вечный огонь – постоянно горящий огонь,

Который, символизирует вечную память солдатам,

Которые не вернулись с войны.                          (слайд 4)

Ребенок читает стих Д. Чибисова «Вечный огонь».

Ведущий:

Пусть Вечный огонь освещает гранит –

«Ничто не забыто, никто не забыт!»

Звучит музыка и отрывок в записи из поэмы «Реквием» Р. Рождественского «Помните», педагоги с детьми возлагают цветы к «вечному огню».

Минута молчания

После минуты молчания все рассаживаются на места в зале.

Музыкально-поэтическая композиция

«По страницам военных лет»

Дети подготовительной к школе группы исполняют танец

«Довоенный вальс» муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе (2 куплета), замирают в позе.

(слайд 5)

Включается сирена и запись голоса Левитана «Начало войны».

на музыку «Вставай, страна огромная»

муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумач

девочки берут гимнастерки, пилотки одевают мальчикам.

(слайд 6)

Мальчики «уходят» на фронт и «прощаются» с девочками.

Девочки машут вслед мальчикам.

Вдруг включается тревожная музыка.

Мальчики, одетые в черные костюмы с черными крыльями исполняют миниатюру

«Война, дым, огонь…».

(слайд 7)

После этой миниатюры выходит девочка и читает стих А. Дементьева «Баллада о матери».

(слайд 8)

Девочки, одетые в белых журавлей, на плечи накинуты гимнастерки, на голове пилотки, исполняют танец «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.

(слайд 9)

После танца девочки берут голубые шарики с прикрепленными на них журавликами и стоят с ними – слушают стих «Вспомним всех» Р. Рождественского.

Прослушав отрывок стиха, девочки выпускают из рук шарики.

(слайд 10)

Выходят девочки одетые в платья с горошками в пилотках, мальчики в военной форме, пилотках – исполняют танец на последний куплет песни

«Довоенный вальс» муз. П. Аединицкого, сл. Ф. Лаубе.

(слайд 11)

Выходит после танца мальчик и читает стих

«Бессмертный полк» Св. Комогорцевой.

Дети с портретами своих прадедушек и прабабушек выстраиваются в «Бессмертный полк», шагают в колонне и поют песню «Прадедушка» муз. А. Ермолова, сл. М. Загота.

Ведущий:

В этот замечательный праздник мы говорим всем,

Кто боролся за то, чтоб мы жили сегодня под мирным небом

«Спасибо!» – героям победы, «Слава!» - ветеранам.

(слайд 12)

Мальчики читают стихи «Героям Победы – спасибо!»

О. Масловой, «Слава ветеранам» Берегинюшки.

Ведущий:

Даже в тяжелое военное время солдаты и моряки

В короткие минуты затишья находили в себе силы для веселья, песни и пляски.

Ну, а эту песню все в России знают

И на праздниках её часто исполняют.

Её бойцы в окопах напевали,

И в честь неё орудие назвали.                        (слайд 13)

Выходят педагоги на середину зала и исполняют песню «Катюша»

муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

Ведущий: Над Веной седой и прекрасной

Плыл вальс, полон грёз и огня.

Звучал он то нежно, то страстно,

И всех опьяняла весна.

Дети парами вальсируют под песню «Ах, эти тучи в голубом»

муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова, П. Синявского.

Ведущий:

Много есть на свете важных слов:

«Мама», «Родина», «Россия».

Ведущий:

А еще есть одно очень важное доброе слово – «Мир».

Мир – это планета,

Ведущий:

Мир – это солнце,

Мир – это улыбки,

Мир – это дети.

Нет войны – нет слёз, горя.

Мир нужен всем и всегда!                              (слайд 14)

Выходит ребенок и читает стих «Пусть будет мир» О. Масловой.

(слайд 15)

После стиха дети и все взрослые встают в круг и исполняют песню

«Солнечный круг» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

Ведущий:

Победа! Победа! Великое слово,

В нем слава Отчизны и слава бойца,

Оно трепетать заставляет любого.

Оно, как огонь, зажигает сердца,

Рассеялись чёрные тучи,

Над Родиной солнце встаёт.

И голос народа могучий

Победную песню поёт.

Победа! Победа! И залпы гремят отовсюду

И радости светлой настала пора,

Да здравствует русский прославленный воин!

Народу великому грянем «Ура!»

Все кричат: УРА! УРА! УРА!

(слайд 16)

Все поют победную песню «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Приложение

Викторина «Я помню! Я горжусь!»

Как называется наша страна сегодня?

____________________________________________________________________

 Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая?

____________________________________________________________________

 Какую годовщину Победы наша страна будет праздновать в этом

году? (Отметь правильный ответ).

- 77-ю годовщину.

-70-летие.

- 60-летие.

Когда началась эта война? (Отметь правильный ответ).

- 22 июня 1941 года.

- 22 июня 1942 года.

- 22 июня 1943 года.

Когда закончилась эта война? (Отметь правильный ответ).

- 9 мая 1946г.

- 9 мая 1945г.

- 9 мая 1947г.

Какое государство напало на нашу страну? (Отметь правильный ответ).

- Франция.

- Германия.

- Англия.

Какой город во время войны находился в блокаде 900 дней? (Отметь

правильный ответ).

- Ленинград, Москва, Севастополь.

Как называется двухцветная ленточка, распространяемая бесплатно в канун очередной годовщины Дня Победы? (Отметь правильный ответ).

- Дмитриевская ленточка.

- Михайловская ленточка.

- Георгиевская ленточка.

Что означают полоски на георгиевской ленте?

____________________________________________________________________

Как называют людей, прошедших войну и доживших до наших дней?

____________________________________________________________________

Как называется металлический знак с выпуклым изображением, который вручался людям в военные годы за героизм или  особые заслуги?

- Значок.

- Медаль.

- Эмблема.

Как называется торжественное шествие, которое проходит каждый

год 9 Мая на Красной площади в столице нашей Родины Москве?

- Парад Победы.

- Праздничный концерт.

- Представление.

Ответы:

Российская Федерация

Великая Отечественная  война

77-ю годовщину

22 июня 1941 года.

9 мая 1945г.

Германия.

Ленинград.

Георгиевская ленточка.

Черный цвет-дым, оранжевый – пламя.

Ветераны войны

Медаль.

Парад Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный исследовательский практико-ориентированный проект

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко пр...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быст...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.

    Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...

Исследовательский, практико-ориентированный проект «Новосибирская область – мой край любимый и родной»

laquo;Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.»(Д. С. Лихачев)...

Экологический, познавательно – исследовательский практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова!»

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру....

Долгосрочный исследовательский,практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Достопримечательности России - какие они?"

Многие из воспитанников нашего детского сада в каникулы посещают разные интересные, красивые места. Но чаще всего это места нашей области. А сколько таких мест по всей России, о которых многие просто ...