МР познавательно – исследовательского, практико - ориентированного проекта "Честь солдата береги свято..."
методическая разработка (старшая группа)
Формировать у детей 5–6 лет патриотические чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_proekt_viv_18.06.2022.docx | 53.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЧЕСТЬ СОЛДАТА БЕРЕГИ СВЯТО…»
краткосрочный проект ко Дню Победы
для детей старшего дошкольного возраста
Разработчик проекта: Викторова Ирина Владимировна
Актуальность проекта
Дети старшего дошкольного возраста не достаточно знают о родном городе, крае, стране, русских традиций, о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Недостаточно сформирована система работы по взаимодействию с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Цель проекта: формировать у детей 5–6 лет патриотические чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями, способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны, воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за русский народ, который из поколения в поколение несет народная культура, историческое прошлое России.
Задачи проекта:
- расширять и систематизировать у детей 5–6 лет представления о войне, защитниках Отечества, празднике «День Победы».
- рассказать о подвигах солдат, лётчиках и тружеников тыла.
- знакомить с художественными (музыкальными) произведениями военных лет;
- развивать умение декламировать стихи, составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас;
- развивать коммуникативные навыки, воображение, мышление;
- формировать у детей 5–6 лет интерес к истории своей семьи (народа);
- формировать нравственно-патриотические качества, как храбрость, мужество, стоикость, стремление защищать свою Родину.
- развивать знания, умения, навыки взаимодействия друг с другом, побуждать к совместной деятельности.
- воспитывать в детях 5-6 лет бережное отношение к семейным фото альбомам (фотографиям), наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, практико - ориентированный.
Участники проекта: педагоги ДОУ, ДО, родители (законные представители), воспитанники старшей возрастной группы «Хрусталик».
Предполагаемый результат:
Систематизированные (иллюстрированный) литературный материал по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг». Рекомендации для родителей. Конспекты: занятий, сценарии праздников, досугов, бесед.
Оформленные выставки детских творческих работ (рисунков, аппликаций, макетов, открыток).
Пополнение (оформление) Книги Памяти «Этих дней не смолкнет слава».
Посещение выставки к Дню Победу в МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»
Посещение выставки «День Победы» в «Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока» г. Юрги.
Посещение парада Победы (г. Юрга, проспект Победы).
Участие семей в шествии Бессмертного полка (семьями).
Экскурсия на Мемориальный комплекс в память о павших героях за Родину.
Экскурсия в музей военной техники под открытым небом.
Срок реализации проекта
Работа над проектом состоит из трех этапов
Задачи | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями | Результат деятельности | ||||
1-й этап - организационный | |||||||
Составить план деятельности «Как рассказать детям о войне»; рекомендации воспитателя (педагога-психолога) родителям. Подготовить список: художественной литературы (для детей 5-6 лет); музыкальных произведений (для детей 5-6 лет); сюжетных картинок, иллюстраций на военную тематику. Подобрать беседы о ВО войне, дидакти-ческие, подвижные игры патриотического содержания. Составить «Системную паутинку», подготовить «Модель трёх вопросов». | Групповой сбор «Вхождение в тему». Познакомить детей с государственным праздником и с историями лётчиков-истребителей, воевавших на Як-1/Як-7. Конструирование бумажных самолётов. Беседа «Родина-мать зовёт». Просмотр презентации «9 мая – День Победы». | Ввести родителей в проблему. Анкетирование «Как сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне». Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. Распределить ответственных за проведение мероприятий проекта. | Анкета для родителей. Беседы о ВО войне, о подвиге русского народа, о подвиге пионеров – героев. УДП «Пионеры – герои» Картотека дидакти-ческих, сюжетно – ролевых, подвижных игры патриотического содержания. Выставка художест-венной литературы о ВО войне на книжной полке (в группе). | ||||
2-й этап основной | |||||||
Провести беседу 5 мая «Города-герои», «Герои ВОв», Воспитывать у детей граждан-ственность, патриотизм сред-ствами продуктивной деятельности совместно с взрос-лыми. Обогатить представления о Дне Победы, о подвиге русского народа. Закрепить умение слушать музыкальные произведения. Развивать чувства сожаления и сопереживания. | Акция с 5 по 9 мая «Бессмертный полк» Праздник белых журавлей - (прослушивание песен военных лет). | Участие в акции «Бессмертный полк» Привлечение родителей к совместно-творческой выставке макетов. Консультация:«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне». | Выставка экспозиций, макетов, проектов «День Победы. Помним и гордимся!» (закрепление представлений детей о военных профессиях, технике). | ||||
6 мая Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм. Обучать выразительному чтению, авторскому мастерству. | Конкурс чтецов «Они сражались за Родину» | Привлечение родителей к конкурсу чтецов на базе ДОУ. Привлечение родителей к конкурсу чтецов на городском уровне. | |||||
8 мая Систематизировать знания о воинах-героях, воинах-защитниках, празднике – День Победы. Познакомить детей с достопримечательностью города. Научить хранить память о людях, отдавших свою жизнь за Родину. | Музыкальный досуг «Пусть гремит салют Победы!» Экскурсия на площадь Памяти к Вечному огню. | ||||||
Участие в параде 9 мая | |||||||
11 мая Научить детей слушать и понимать произведения, посвященные Великой Отечественной войне. | Чтение рассказов С. Алексеева о войне | Привлечение родителей к оформлению выставки книг. | |||||
3-й этап заключительный | |||||||
11 мая Сформировать знания, навыки военной подготовки. Сформировать чувства товарищества. | Военно-патриотическая игра «Наследники победы» | Оформление фотовыставки по материалам проекта. Презентация. |
Проект «Это Великое слово – «Победа!»
(системная паутинка интеграции видов детской деятельности)
ИЗО Д | ИД | КД |
Выставка рисунков «Будем помнить и гордится!» Выставка-конкурс экспозиций, макетов, проектов «День Победы», «Помним, гордимся» | Развивающие игры «Отгадай-ка» «Воинские звания» «Один в поле воин», «Стой! Стрелять буду!» СР игра «Военный госпиталь» | Беседы «Родина-мать зовет», «Города- герои». Акции: «Красная гвоздика», «Свеча Памяти», «Бессмертная эскадрилья», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк» |
МД | ПИД | ДД |
Музыкальный досуг «Пусть гремит салют Победы!» Разучивание песен: «Катюша» «Россия», «Идёт солдат по городу», «Я хочу, чтобы не было войны…», «Вальс Победы» «Пусть всегда будет солнце», «Служить России», «День Победы», «Катюша» Праздник белых журавлей (прослушивание песен военных лет). | VIDEO презентации «9 мая – День Победы!» Онлайн викторины ИОР: «Нам Родину завещано беречь!» «Россия – Родина моя!» «Шаг вперед» «Мы за мир!» Посещение музея боевой славы. Возложение цветов на площади Памяти к Вечному огню. | Военно-патриотическая игра «Наследники Победы!» Квест игра «Дорогами бессмертного полка» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Конструирование, ручной труд |
Чтение произведений С.М. Михалкова «Быть для детей», «Курсант», «Здравствуй, воин-победитель». Конкурс чтецов на базе ДОУ «Они сражались за Родину» | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Российская армия», «Военные разведчики», «Граница РФ». Трудовой десант. | Конструирование из бумаги «Самолёт» «Корабль», «Танк Т34» |
Модель трёх вопросов
Что знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
9 мая наша страна отмечает - День Победы. В этот день люди идут на площадь, на парад. | Что такое война? Кто нас защищал? Зачем нужен парад? На какой территории шли боевые действия? Как празднуют День Победы? | Спросить у взрослых. Прочитать книгу о войне. Посмотреть в интернете информацию и фильмы о войне. |
Приложение
Анкета для родителей
«Как сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне»
Посредством чего, по вашему мнению, нужно формировать у детей знания о ВО войне?
Просмотр фильмов;
Чтение художественной литературы;
Изучение семейных архивов;
Посещение музеев, выставок;
Знакомство с участниками войны и тыла.
Как вы будете закреплять знания детей о войне?
Беседовать;
Рассматривать книги, альбомы;
Закреплять в рисунках, поделках;
Создавать семейный фильм, фотовыставку;
Ваш вариант ответа ____________________________________
Сколько времени вы планируете уделять ребенку, чтобы решить эти задачи?
Каждый день;
По выходным;
2 раза в неделю;
2 раза в месяц;
Ваш вариант ответа____________________________________
Какую помощь вы хотели бы получить от педагогов ДОО?
Рекомендации по теме;
Подбор литературы и фильмов по теме;
Подробную консультацию;
Ваш вариант ответа____________________________________
Какие советы и практическую помощь вы можете предложить?
____________________________________________________________________________
Приложение
Советы педагога - психолога
«Как рассказать детям о войне»
Рекомендации воспитателям.
Детям 5 – 6 лет нужно знать: ВО война – это плохо и страшно, люди боятся её. Люди хотят жить в мире и спокойствии. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. Рассказывать детям о ВО войне с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
С чего начать беседу
Перед тем, как рассказывать детям о ВО войне, воспитателю необходимо самому прочувствовать то, что пережили люди в годы великой отечественной войне. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр фильмов о военных годах.
Педагоги могут начать разговор с объяснения того, что в мире есть много стран, которые населяют разные люди и говорят на разных языках. Далее, можно рассказать о том, что у каждой страны есть правительство, которое, исходя из своих представлений о добре и зле, управляет народом. Война – это конфликт правительств, а не народов, но решается он за счет мирного населения. Причина происходящих военных конфликтов не в том, что одна из сторон «плохая». Терпит бедствие население всех стран-участников. Например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских.
О войне невозможно рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.
Что можно рассказывать
Детям старшего дошкольного возраста рассказывать о ВО войне 1941 – 1945 г.г. с особой осторожностью. Воспитателям (родителям) необходимо с осторожностью объяснить суть войны, при этом не акцентировать внимание на гибели и горестях людей.
О блокаде Ленинграда детям 5 – 6 лет достаточно сказать, что фашисты блокировали все подъезды к городу, чтобы в Ленинград нельзя было доставить еду, и поэтому жители города вынуждены были голодать. Детям старшего дошкольного возраста необходимо показать, что русские люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и исторических фактах. Во время рассказа можно показывать детям 5 – 6 лет портрет их прадедов, про бабушек в военной форме из семейного альбома. Рассказать, как они жили до войны, как ушли на фронт, как воевали. В заключении рассказа предложить детям написать письмо прадедушке или про бабушке сложить его треугольником, как это делали на фронте.
Детям старшего дошкольного возраста нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде, например через дневник Тани Савичевой.
Рассказать о ВО войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами:
А.П. Гайдар «Клятва Тимура», «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове»;
К.Г. Паустовский Солдатская сказка «Похождения жука-носорога»;
В книгу А.В. Митяева «Письмо с фронта» вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Книга не простая, в ней автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Слушая, читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе. А.В. Митяев заострил внимание на трогательных подробностях военной (послевоенной) жизни, которые больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Слушатели вместе с автором сочувствуют юным солдатам, которые на глазах стали взрослыми. Для солдат война – тяжелая работа, а самое главное они меньше всего думают о геройских поступках. Мальчишки честно выполнив приказ командира, становятся героями.
А.В. Митяев «Дедушкин орден», «Землянка»;
Рассказы Ю.Я.Яковлева нравственно - патриотического содержания: «Семеро солдатиков», «Кепка – неведимка», «Пусть стоит старый солдат».
Сказка Ю.Я.Яковлева «Как Сережа на войну ходил»;
Рассказ Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом);
Повесть Л.А. Кассиль «Улица младшего сына» (Посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны), «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники», «Сестра».
Повесть В.П. Катаев «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.);
Рассказ В.А. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.);
Баллада К.М. Симонов «Сын артиллериста» (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.);
Ю.В. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.);
С.П. Алексеев «Брестская крепость»;
С.А. Баруздин «Шел по улице солдат»;
В.Н. Орлов «Брат мой в Армию идёт»
К.Н. Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад»
С.В. Михалков «День Победы»
Приложение
«Пусть гремит салют Победы!»
сценарий праздника в старших и подготовительных к школе групп,
посвященный 9 Мая – Дню Победы
(слайд 1)
Ведущий:
Ребята, 9 Мая вся наша сильная и непобедимая страна Россия будет отмечать славный и замечательный праздник День Победы. Прошло уже 77 года, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, ведь она коснулась каждой семьи.
Дети и читают стих А. Усачёва «Что такое День Победы?».
Ведущий:
Песню про синий платочек
Тихо запел патефон,
В давние годы военные
Снова уносит нас он. (слайд 2)
Девочки старшей группы исполняют танец «Синий платочек»
муз. Е. Петерсбурского, сл. Я. Галицкого и М. Максимова.
После танца выходит ребенок и читает стих В. Степанова «Рассказ ветерана». (слайд 3)
Ведущий:
Вечный огонь – постоянно горящий огонь,
Который, символизирует вечную память солдатам,
Которые не вернулись с войны. (слайд 4)
Ребенок читает стих Д. Чибисова «Вечный огонь».
Ведущий:
Пусть Вечный огонь освещает гранит –
«Ничто не забыто, никто не забыт!»
Звучит музыка и отрывок в записи из поэмы «Реквием» Р. Рождественского «Помните», педагоги с детьми возлагают цветы к «вечному огню».
Минута молчания
После минуты молчания все рассаживаются на места в зале.
Музыкально-поэтическая композиция
«По страницам военных лет»
Дети подготовительной к школе группы исполняют танец
«Довоенный вальс» муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе (2 куплета), замирают в позе.
(слайд 5)
Включается сирена и запись голоса Левитана «Начало войны».
на музыку «Вставай, страна огромная»
муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумач
девочки берут гимнастерки, пилотки одевают мальчикам.
(слайд 6)
Мальчики «уходят» на фронт и «прощаются» с девочками.
Девочки машут вслед мальчикам.
Вдруг включается тревожная музыка.
Мальчики, одетые в черные костюмы с черными крыльями исполняют миниатюру
«Война, дым, огонь…».
(слайд 7)
После этой миниатюры выходит девочка и читает стих А. Дементьева «Баллада о матери».
(слайд 8)
Девочки, одетые в белых журавлей, на плечи накинуты гимнастерки, на голове пилотки, исполняют танец «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
(слайд 9)
После танца девочки берут голубые шарики с прикрепленными на них журавликами и стоят с ними – слушают стих «Вспомним всех» Р. Рождественского.
Прослушав отрывок стиха, девочки выпускают из рук шарики.
(слайд 10)
Выходят девочки одетые в платья с горошками в пилотках, мальчики в военной форме, пилотках – исполняют танец на последний куплет песни
«Довоенный вальс» муз. П. Аединицкого, сл. Ф. Лаубе.
(слайд 11)
Выходит после танца мальчик и читает стих
«Бессмертный полк» Св. Комогорцевой.
Дети с портретами своих прадедушек и прабабушек выстраиваются в «Бессмертный полк», шагают в колонне и поют песню «Прадедушка» муз. А. Ермолова, сл. М. Загота.
Ведущий:
В этот замечательный праздник мы говорим всем,
Кто боролся за то, чтоб мы жили сегодня под мирным небом
«Спасибо!» – героям победы, «Слава!» - ветеранам.
(слайд 12)
Мальчики читают стихи «Героям Победы – спасибо!»
О. Масловой, «Слава ветеранам» Берегинюшки.
Ведущий:
Даже в тяжелое военное время солдаты и моряки
В короткие минуты затишья находили в себе силы для веселья, песни и пляски.
Ну, а эту песню все в России знают
И на праздниках её часто исполняют.
Её бойцы в окопах напевали,
И в честь неё орудие назвали. (слайд 13)
Выходят педагоги на середину зала и исполняют песню «Катюша»
муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
Ведущий: Над Веной седой и прекрасной
Плыл вальс, полон грёз и огня.
Звучал он то нежно, то страстно,
И всех опьяняла весна.
Дети парами вальсируют под песню «Ах, эти тучи в голубом»
муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова, П. Синявского.
Ведущий:
Много есть на свете важных слов:
«Мама», «Родина», «Россия».
Ведущий:
А еще есть одно очень важное доброе слово – «Мир».
Мир – это планета,
Ведущий:
Мир – это солнце,
Мир – это улыбки,
Мир – это дети.
Нет войны – нет слёз, горя.
Мир нужен всем и всегда! (слайд 14)
Выходит ребенок и читает стих «Пусть будет мир» О. Масловой.
(слайд 15)
После стиха дети и все взрослые встают в круг и исполняют песню
«Солнечный круг» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.
Ведущий:
Победа! Победа! Великое слово,
В нем слава Отчизны и слава бойца,
Оно трепетать заставляет любого.
Оно, как огонь, зажигает сердца,
Рассеялись чёрные тучи,
Над Родиной солнце встаёт.
И голос народа могучий
Победную песню поёт.
Победа! Победа! И залпы гремят отовсюду
И радости светлой настала пора,
Да здравствует русский прославленный воин!
Народу великому грянем «Ура!»
Все кричат: УРА! УРА! УРА!
(слайд 16)
Все поют победную песню «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Приложение
Викторина «Я помню! Я горжусь!»
Как называется наша страна сегодня?
____________________________________________________________________
Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая?
____________________________________________________________________
Какую годовщину Победы наша страна будет праздновать в этом
году? (Отметь правильный ответ).
- 77-ю годовщину.
-70-летие.
- 60-летие.
Когда началась эта война? (Отметь правильный ответ).
- 22 июня 1941 года.
- 22 июня 1942 года.
- 22 июня 1943 года.
Когда закончилась эта война? (Отметь правильный ответ).
- 9 мая 1946г.
- 9 мая 1945г.
- 9 мая 1947г.
Какое государство напало на нашу страну? (Отметь правильный ответ).
- Франция.
- Германия.
- Англия.
Какой город во время войны находился в блокаде 900 дней? (Отметь
правильный ответ).
- Ленинград, Москва, Севастополь.
Как называется двухцветная ленточка, распространяемая бесплатно в канун очередной годовщины Дня Победы? (Отметь правильный ответ).
- Дмитриевская ленточка.
- Михайловская ленточка.
- Георгиевская ленточка.
Что означают полоски на георгиевской ленте?
____________________________________________________________________
Как называют людей, прошедших войну и доживших до наших дней?
____________________________________________________________________
Как называется металлический знак с выпуклым изображением, который вручался людям в военные годы за героизм или особые заслуги?
- Значок.
- Медаль.
- Эмблема.
Как называется торжественное шествие, которое проходит каждый
год 9 Мая на Красной площади в столице нашей Родины Москве?
- Парад Победы.
- Праздничный концерт.
- Представление.
Ответы:
Российская Федерация
Великая Отечественная война
77-ю годовщину
22 июня 1941 года.
9 мая 1945г.
Германия.
Ленинград.
Георгиевская ленточка.
Черный цвет-дым, оранжевый – пламя.
Ветераны войны
Медаль.
Парад Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный исследовательский практико-ориентированный проект
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко пр...
«Наблюдаю, играю, исследую». Рекомендации к детской творчески исследовательской, практика – ориентированной деятельности
Учить детей наблюдать, выдвигать гипотезу, эксперементировать....
Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быст...
Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...
Исследовательский, практико-ориентированный проект «Новосибирская область – мой край любимый и родной»
laquo;Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.»(Д. С. Лихачев)...
Экологический, познавательно – исследовательский практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова!»
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру....
Долгосрочный исследовательский,практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Достопримечательности России - какие они?"
Многие из воспитанников нашего детского сада в каникулы посещают разные интересные, красивые места. Но чаще всего это места нашей области. А сколько таких мест по всей России, о которых многие просто ...