Методические разработки «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство формирования креативности " сти»
методическая разработка по теме
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста , я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
- Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
- Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
- Проявление фантазии, художественного творчества;
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебный мир красок». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако учёные придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.Н.П.Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой помогут овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную(карандаши, краски) и нетрадиционную( мыльной пеной, свечой). Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации ( например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения. Использование нетрадиционных техник даёт возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков). Предлагаю несколько вариантов нетрадиционного рисования с детьми.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.
“Вместо кисточки рука”
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).
Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.
“Печатаем пальчиками”
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.
Порядок работы:
“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.
“Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.
Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.
Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто - печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа.
Приёмы нетрадиционного рисования с детьми средней группы
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Приёмы нетрадиционного рисования с детьми старшей группы
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Приёмы нетрадиционного рисования с детьми подготовительной группы
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
аТаким образом, исходя из всего этого мною была поставлены цели:
Цели:
-раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
- показать актуальность кружковой работы в детском саду.
- ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
Задачи:
- раскрытие значения техники изображения в процессе создания детских рисунков;
- рассмотрение проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
- рассмотрение содержания и методики работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
В моей работе использовала следующие методы и формы работы с детьми:
занятий не только удовольствие.
- кляксография;
- ниткография;
- точечный рисунок;
- поролоновые рисунки;
-рисунки мелками, свечой;
- метод пальцевой живописи;
-монотипия;
- рисование на мокрой бумаге.
При работе с родителями использовались такие формы как:
- индивидуальные консультации, беседы;
-оформление папок- передвижек о роли и значении использования нетрадиционных форм рисования;
-мастер класс: «Рисуем пальчиками вместе с ребёнком».
В своих методических разработках хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме. Предлагаю несколько конспектов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
е того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, сочинять и
Используемая литература:воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
р1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.
, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники
я,Конспект занятия для детей второй младшей группы.азвивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельностирисование, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.
Работая в детском саду воспитателем, а также преподавателем студии наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они о «Красавец Мухомор».
Рисование пальчиками.
Цель занятия: воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Материал для занятия: изображение мухомора, пальчиковые краски белого цвета, аппликация «Мухомор» без белых пятнышек на шляпке, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Мухомор» из серии «Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.
Ход занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение К. Бальмонта «За грибами»:
Вот мы дружною семьёй –
За грибами в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий – тёмный бор,
Пасмурно глядел.
А как наш раздался хор
Весь он загудел.
Белка слушала в сосне,
И с размаху – прыг!
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперёд,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первым гриб найдёт,
Он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай.
Был не мухомор.
– Ребята, а вы уже ходили с родителями в лес за грибами?
Ответы детей.
Воспитатель показывает иллюстрации мухомора.
- А вы знаете, что это за гриб? Как он называется?
- Это мухомор!
- Можно его брать к себе в корзинку, когда собираешь грибы?
- Нет!
- А почему? Он такой красивый!
- Он ядовитый! Им отравишься!
- Правильно ребята. И всё же он не напрасно растёт в лесу. Небольшой кусочек этого гриба может стать лекарством для некоторых лесных зверей, например для лося. Ну а теперь пойдёмте грибы собирать.
Физкультминутка «Грибочки».
Я по лесу по осеннему бреду, (Ходьба в хороводе)
Я грибочки в кузовок соберу, (Наклоны вперёд с
Я в осиннике рыжики беру, движениями рук,
По березничку – берёзовики, имитирующих
По сосновым пням – пеночки, сбор грибов)
А под ёлочкой – белый гриб –
боровик.
Воспитатель достаёт игрушечную белочку.
- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости из леса прискакал. Здравствуй белочка!
Дети приветствуют белочку.
Воспитатель делает вид, что белочка что-то шепчет ей на ухо.
- Ой, беда в лесу! Лось заболел, а Айболит уехал к другому больному. Но белочка говорит, что по телефону он просил дать лосю маленький кусочек мухомора. Белочка отправилась на его поиски, но забыла, как он выглядит. Ребята, давайте поможем белочке. Нарисуем и покажем её, как выглядит мухомор.
Воспитатель раздаёт детям аппликацию «Мухомор» без белых пятнышек, краску и салфетки.
- Ребята, чего не хватает на этих мухоморах?
- Белых пятнышек!
- Правильно. Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора. Молодцы! Теперь вытирайте пальчики салфеткой, а мы с белочкой подойдём и посмотрим на ваши мухоморы. Белочка шепчет, что ей очень понравилась ваша работа, и она вспомнила, как выглядит мухомор. Теперь ей пора в лес, она говорит вам спасибо и до свидания!
Дети прощаются с белочкой.
- А нам пора поиграть.
Игра «У медведя во бору»
Выбирается водящий-медведь и становится на одной стороне ковра, а все остальные на другой. Медведь засыпает, а дети двигаются в его сторону, читая стихотворение и имитируя сбор грибов и ягод:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.
Медведь просыпается, дети убегают на свою сторону ковра. Медведь догоняет детей и ловит того, кто не успел убежать. Из тех, кого поймали, выбирается новый водящий-мед
могут стать маленькими
Комплек
с Конспект занятия для детей средней
группы. и творить чудеса на б
«Пушистый котёнок».
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии «Домашние животные» загадки и стихи о котятах.
Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята»:
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ – котёнок самый белый,
ДВА – котёнок самый смелый,
ТРИ – котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам ребята, Посмотреть и посчитать.
- Ребята, а у кого дома живёт котёнок?
- У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живёт кот!
- Какие они у вас, расскажите!
- У меня рыжий! У меня пушистый! А у моей бабушки всё время спит на батарее, он уже старенький!
- А что едят кошки, вы знаете?
- Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!
- А во что они любят играть?
Ответы детей.
- А вы любите играть с котятами?
- Да!
- Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!
Физкультминутка «Котята»
Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)
На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)
Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)
За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)
Прыг-скок! (Прыжки вверх)
Цап-царап! (Движения рук вперёд)
Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками
за противоположные плечи)
- Молодцы, весело играете! Жалко, что в детском саду нет котёнка, с которым можно было бы поиграть. А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать.
Воспитатель раздаёт детям листы с нарисованным контуром котёнка или трафарет и жёсткие кисти.
- Ну что, ребята, решили какого котёнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть полосатого?
Дети говорят какого цвета котёнка они будут рисовать, а воспитатель раздаёт нужные краски.
- Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.
- Колючей.
- Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.
Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребёнку этапы выполнения работы.
- Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?
- Да! Да!
- Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью и без воды, делая тычки на рисунке. А теперь можно и поиграть. Бегите ко мне.
Игра «Лови-лови»
Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к палочке длинной 0,5 или 0,75 м.
- Смотрите, ребята, что у меня есть. В такую игру очень любят играть котята. А вы сможете поймать бантик? Лови-лови.
Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям поймать бант.аге.
Конспект занятия в старшей группе.
«Аквариум».
Восковые мелки + акварель.
Цель занятия: дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции.
Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера.
Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.
Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»:
Тепло на солнышке. Река Шалунья рыбка, вижу я,
Берёт свои права; Играет с червяком.
В воде местами глубь ясна, Голубоватая спина,
На дне видна трава. Сама как, серебро,
Чиста холодная струя, Глаза – блестящих два зерна,
Слежу за поплавком,- Багряное перо...
- Ребята, а где живут рыбки?
- В море. В реке. В озере.
- Правильно. Отгадайте загадки.
Посмотрите – дом стоит, Вильнёт хвостом
До краёв водой налит. Туда-сюда –
В этом домике жильцы – И нет её,
Все умелые пловцы. И нет следа.
(Аквариум) (Рыбка)
Теремок ползёт. На окошке – пруд,
На себе его везёт В нём пловцы живут.
Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов
Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.
(Улитка) (Аквариум)
- Ребята, так где же ещё могут жить рыбки?
- В аквариуме!
- Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?
Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды.
- Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?
- Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.
- Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Игра «Аквариум»
Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума – рыбок и улиток, а также водоросли и камешки.
«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.
«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.
«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.
«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.
Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даёт команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д. После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.
- Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.
Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.
- Обратите внимание на форму тела рыбы – овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники – с их помощью она плавает в воде.
Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др.
- А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками.
После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются всеми детьми.
- Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть!
Игра «Рыбки»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится.
Рыбки плавают, ныряют – («плавать» как рыбки)
Корм подводный собирают. («собирать» воображаемый корм -
Раз, два, три – присесть и брать его с пола
Со-бе-ри! обеими руками)
Рыбки плавают, ныряют – («плавать»)
И друг друга догоняют.
Раз, два, три – (бегать друг за другом
Догони, догони, догони... по комнате)
Рыбки плавают по дну – («плавать»)
Не поймаешь ни одну.
Раз, два, три – (при слове «замри» дети останавливаются
Замри! в тех позах, в которых их застала команда)
Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:
Раз, два, три – отомри!
Игра проводится 2-3 раза.
Конспект занятия в подготовительной
группе.
«Зимний вечер в лесу».
Чёрно-белый граттаж.
Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой ...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь стихи о зиме?
Дети читают стихи.
- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Послушайте.
Воспитатель включает музыку и читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника»:
«... Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит...
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела...
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются...
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
- Вот какую чудную картину нарисовала Зимушка-Зима. Сегодня мы с вами тоже нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Зимой солнышко светит мало, дни короткие, темнеет рано, поэтому мы изобразим зимний вечер в лесу А вы рады, что пришла зима? Что вы любите делать зимой больше всего?
- Играть в снежки! Лепить снеговика! Кататься на санках с горки!
- Да, ребята, зимой очень весело. Давайте поиграем.
Физкультминутка «Снежки»
Пойдёмте вместе на лужок, (воспитатель жестом приглашает за собой детей на открытое
пространство группы)
Возьмём в руки мы снежок, (наклониться и изобразить,
Белый да пушистый, что одной рукой взяли снег)
На солнце серебристый.
Раз, два, три – лепим, лепим – посмотри. (изображать, что лепим снежки)
А теперь начнём кидать, (изображать, что кидаем снежки)
И друг в друга попадать.
А мороз-то – ой-ой-ой! (обхватить плечи руками)
Но не хочется домой (покачать головой)
Руки трите, трите, трите. (далее выполняются движения описанные в тексте)
Ручками похлопайте,
И на руки подышите (длинный выдох)
Ножками потопайте,
Попрыгайте на месте...
А после сядьте вместе. (жестом пригласить детей сесть на места)
- Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнём рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому – царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес. Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы, снеговик, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.
После того, как дети справятся с работой, воспитатель предлагает отправиться на прогулку в зимний лес.
Физкультминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки, (дети поднимают
Как на сказочной картинке. руки над головой
Будем их ловить руками и делают движения,
И покажем дома маме. словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте,
Поднимаем выше ноги. высоко поднимая колени)
А вот зайка проскакал, (прыжки)
От лисы он убежал!
Это серый волк рыщет, (имитировать «волчью» походку)
Он себе добычу ищет!
Ну а мы идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дошкольные группы
Методическая разработка
«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми дошкольного возраста как средство
формирования креативности»
Разработала: воспитатель дошкольных групп
МБОУ «СОШ № 4»
Захарова Ирина Викторовна
г.Югорск
2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....
Методическая разработка «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»
Для младших групп ДОУ, работников ДОУ, родителей. Представленные разработки занятий по освоению нетрадиционных техник в рисовании направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие м...
План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей».
План самообразования...
Методическая разработка: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»
Методическая разработка: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»...
План по самообразованию на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Известно, немало важную роль в развитии психических...
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. weight:bold'>...
Самообразование Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
СамообразованиеТема: «Использование разнообразных техник нетрадиционногорисования в работе с детьми дошкольного возраста»...