Детский сад и дети с ОВЗ
консультация на тему

Малкина Юлия Викторовна

Проблемы и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Что надо знать и как подходить к этой проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_i_rebenok_s_ovz.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад и ребенок с ОВЗ

        Очень часто, в ясельную группу или младшую группу детского сада, приводят детей, которые молчат или издают отдельные  звуки, или пытаются говорить невнятно и нечетко. Пытливых, заботливых родителей это настораживает и они обращаются  к друзьям  и слышат в ответ, что у детей такое бывает до 3-4 лет, беспокоиться не надо, скоро они сами  заговорят.

       Но рассчитывать на диагноз  подруг или друзей  не стоит, это может быть пропущенный  или приобретенный  ребенком  диагноз – нарушение слуха.

       Ребенок с нарушением слуха - это ребенок с ограниченными возможностями, имеющий дефекты развития слухо - речевой зоны, приобретенные в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия, имеющий сохранный интеллект или задержку психического развития, в силу своего дефекта.

      Характеризуя детей с проблемами слуха, было отмечено, что у них идет  задержка физического  развития.  Одни дети страдают двигательной расторможенностью, чрезмерной возбудимостью,  другие, наоборот, малоподвижны, быстро истощаемы,  заторможены. Отмечаются слабость речевого дыхания, быстрая утомляемость, неумение подражать  движениям других. Ученые выделяют сниженную работоспособность,  замедленную переключаемость  с одного вида деятельности на другой, замедленное обучение практическими  умениям: техникой письма, трудовыми навыками, изобразительными умениями.   Наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка с нарушенным слухом. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движений. Это заметно в осанке, походке,  произвольных движениях.

      Рассматривая  психолого – педагогический портрет слабослышащего ребенка, то можно отметить, что ребенок с нормой развития и ребенок  с  ОВЗ развиваются по единым законам,  но у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением слуха  выявлено, что    

  •  Мышление длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно - образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно-логического мышления они отстает от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.
  • Память отличается кратковременностью и имеет свои особенности. Прежде всего, дети с нарушением слуха, усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные. Плохо слышащие школьники затрудняются в передаче  содержание текста своими словами,  стремятся к дословному его воспроизведению. Это можно еще отнести на счет  скудного воображения.
  • Внимание характеризуется трудностями в переключаемости. Продуктивность внимания плохо слышащих детей остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками.

Обозначенные дефекты физиологического и физического развития не являются  стабильными и непреодолимыми.  При  изменении условий воспитания, включения ребенка в детский коллектив, педагогической работе, создании уплотненной  слухо-речевой среды, обеспечивающей стимуляцию усвоения языка, многие недостатки преодолеваются полностью или заметно сглаживаются. И чем раньше  ребенку с нарушением слуха  наденут слуховые аппараты и начнут заниматься специалисты, чем активнее им будут помогать родители, тем лучше будут результаты развития у ребенка.

      Уважаемые родители,  любите своих детей,  будьте к ним внимательны, и если вы видите у вашего ребенка какую-либо проблему, не  закрывайте глаза делайте все, что бы принять все меры  к исправлению её.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу

Детей с нарушением слуха, которые оказываются    в массовой общеобразовательной школе, можно условно разделить на группы:

Детей с нарушением слуха, которые оказываются    в массовой общеобразовательной школе, можно условно разделить на группы:

• дети с незначительным понижением слуха, которые обычно испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи. Нередко ни они сами, ни окружающие не замечают этих затруднений

• дети, которые независимо от степени имевшегося у них снижения слуха в результате ранней систематической коррекционной работы к семи годам хорошо говорят, не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми, умеют читать и пишут печатными буквами. Уровень их общего и речевого развития оказывается заметно выше, чем у тех детей, которых психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) направляет в специальные (коррекционные) школы

• дети, потерявшие слух в возрасте пяти-шести лет или позже, так называемые позднооглохшие дети. Их устная речь формировалась на полноценной слуховой основе, вследствие чего она практически не отличается ни по структуре, ни по звучанию от речи слышащих сверстников. Однако вследствие внезапной потери слуха они утратили возможность воспринимать и в силу этого — понимать устную речь окружающих. При условии своевременно начатой и успешной работы по восстановлению устного общения эти дети могут учиться вместе со слышащими

Дети, обучающиеся в массовой общеобразовательной школе могут быть:

  • Не слухопротезированные
  • Слухопротезированные (моно или бинаурально)
  • Дети после кохлеарной имплантации

Закон об образовании позволяет родителям выбирать детский сад  такой,  куда бы они Слуховое восприятие при различной степени потери слуха

хотели отдать своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки в подготовительной к школе логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Вся работа учителя-логопеда регламентируется циклограммой, в которой поминутно расписаны все проводимые виды работ логопеда с детьми. Меняется циклограмма по периодам в зависимости от чередования той ...

Сценарий выпускного бала в детском саду для детей с нарушением зрения "До свидания, детский сад!"

Любой педагог хочет, чтобы выпускной бал остался надолго в памяти детей. Предлагаем Вашему вниманию выпускной бал из детского сада для детей с нарушением зрения. К его разработке мы подошли очень тщат...

"Детская типография" руками детей, как элемент "говорящей среды". Использование "Детской типографии" в подготовке к обучению грамоте.

Использование набора «Детская типография»   в подготовке к обучению грамоте. "Детская типография" руками детей.    Коллеги, хочу познако...

Конспект игрового развивающего занятия в детском саду во второй группе раннего возраста на тему: Зверушки Игровое занятие в детском саду для детей 2-3 лет

Организационный моментЗдесь и далее организационные моменты создадут положительный настрой на занятие, эмоционально затронут детей.Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, сделайте к...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)

В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....