Применение ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
презентация на тему
Применение ИКТ в работе с детьми с ОВЗ. Теоретический аспект вопроса: виды, задачи применения, плюсы и минусы использования ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informatsionnyh_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 25.65 КБ |
ikt.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
По теме:
«Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья»
Подготовила учитель-логопед
Шарифуллина А.Ф.
Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Что же такое информационные технологии? (слайд 2) ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Если сказать простыми словами ИКТ – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. Информация может быть (слайд 3) текстовой (учебники и учебные пособия), визуальной (картины, фотографии, иллюстрации и т.п.), аудиоинформацией (музыка, звуки живой и неживой природы, песни), аудио-и видеоинформацией (обучающие фильмы, виртуальные экскурсии, компьютерные игры). Часто термин "информационная технология" выступает синонимом термина "компьютерные технологии". Но термин информационные технологии значительно шире и включает в себя компьютерные технологии лишь в качестве составляющей.
Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ? (слайд 4)
И.В.( Ирэна Веньяминовна) Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
- усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности и др.
Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, инетернет). По области методического назначения можно предложить следующую классификацию средств ИКТ…(слайд 5).
Рассмотрим данные виды средств ИКТ на примере логопедической работы с детьми с ОВЗ.
Обучающие: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы, «Игры для Тигры» (артикуляционные уклады звуков), «Дельфа-142» (сила звука, правильное звукопроизношение и т.д.), «Играем и учимся».
Тренажеры: «игры для Тигры» (тренировка фонационного дыхания, плавности речи, закрепление словарного запаса), «Учимся говорить правильно» (развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки, составлять описательные рассказы по схемам), «ВОТ» (закрепление определенной лексики) и др. игры и тренажеры.
Демонстрационные (муляжи и макеты, картинный материал по лексическим темам, презентации, слайдшоу, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления, сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями. – реализуется один из важным принципов обучения – принцип наглядности. (Пример о медведе и зайце.)
Имитационные и Моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор, лего, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)
Учебно-игровые (разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ, интерактивные доски)
В логопедической практике созданы так же программно-аппаратные средства «Видимая речь III» и комплекс «БОС» - это комплексные коррекционные средства.
По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ компьютер обладает рядом преимуществ (слайд 6)
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный детям;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред.
Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка: (слайд 7)
- нагрузка на зрение;
- стеснённая поза;
- нагрузка на психику;
- излучение.
Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)
Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям. Множество авторов дают разного рода рекомендации, но большинство из них сходятся в следующих положениях:
- Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него. (лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора)
- Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их. (н-р, устроить чаепитие куклам с игрушечной чайной посудой, а на компьютере расставить посуду по полкам по заданной инструкции.)
- Игры должны соответствовать возрастным возможностям детей.
- Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
- Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
- По ходу занятий необходимо проводить физминутки.
- Все занятия должны проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 мин. - у детей 6 лет.
И напоследок, раз уж мы говорим о применении информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, нельзя не отметить такую форму обучения – как дистанционное обучение посредством сети Интернет. В настоящее время есть возможность организовывать различные вебинары, работать посредством Skype, создавать образовательные порталы и т.п., что облегчает возможность получения специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Информация
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; Усиление мотивации к обучению; Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; Обеспечение гибкости процесса обучения.
Преимущества ИКТ Повышают интерес и мотивацию учения. Несут в себе образный тип информации. Формируют самостоятельность, повышают познавательную активность. Позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении (различная степень трудности) Позволяют моделировать такие жизненные процессы, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Позволяют ребенку самостоятельно определять темп деятельности.
Вредные факторы нагрузка на зрение; стеснённая поза; нагрузка на психику; излучение .
Рекомендации по использованию компьютерных технологий Применять только там, где не обойтись без них. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры. Проводить предварительную работу с детьми. Г отовить разноуровневые варианты заданий. Проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Продолжительность использования на более 10-15 минут 2 раза в неделю.
Дистанционное обучение Дистанционное ( дистантное ) обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах ; - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат ТЕМА: «ИГРА, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Игра - основная форма активности ребенка в социуме Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрос...
Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги. Эта статья базируется на многолетнем практическом опыте обучения и воспитания детей. Если вы хотите, чтобы ребенок шел в детский сад с удовольствием, на занятиях активно работал, уд...
Практическое применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста
В презентации отражен опыт работы применения лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое лэпбук? Как создать лэпбук своими руками?...
Консультация для воспитателей «Технология ЛЭПБУК и применение её в работе с детьми раннего возраста»
Консультация для педагогов«Технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития...
«Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»
Современные методы работы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности, и музыкальная деятельность не исключение.На собственном опыте убедилась, что использование ИКТ приносят больш...
Мастер – класс для педагогов : «технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук....
Применение ИКТ в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы).
Из опыта работы...