Применение ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
презентация на тему

Применение ИКТ в работе с детьми с ОВЗ. Теоретический аспект вопроса: виды, задачи применения, плюсы и минусы использования ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informatsionnyh_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx25.65 КБ
Файл ikt.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

По теме:

«Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья»

Подготовила учитель-логопед

Шарифуллина А.Ф.


Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Что же такое информационные технологии?  (слайд 2) ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Если сказать простыми словами ИКТ – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. Информация может быть (слайд 3) текстовой (учебники и учебные пособия), визуальной (картины, фотографии, иллюстрации и т.п.), аудиоинформацией (музыка, звуки живой и неживой природы, песни), аудио-и видеоинформацией (обучающие фильмы, виртуальные экскурсии, компьютерные игры). Часто термин "информационная технология" выступает синонимом термина "компьютерные технологии". Но термин информационные технологии значительно шире и включает в себя компьютерные технологии лишь в качестве составляющей.

Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?  (слайд 4)

И.В.( Ирэна Веньяминовна) Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: 

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
  • развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, абстрактного);
  • усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
  • формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, инетернет). По области методического назначения можно предложить следующую классификацию средств ИКТ…(слайд 5).

Рассмотрим данные виды средств ИКТ на примере логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Обучающие: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы, «Игры для Тигры» (артикуляционные уклады звуков), «Дельфа-142» (сила звука, правильное звукопроизношение и т.д.), «Играем и учимся».

Тренажеры: «игры для Тигры» (тренировка фонационного дыхания, плавности речи, закрепление словарного запаса), «Учимся говорить правильно» (развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки, составлять описательные рассказы по схемам), «ВОТ» (закрепление определенной лексики)  и др. игры и тренажеры.

Демонстрационные (муляжи и макеты, картинный материал по лексическим темам, презентации, слайдшоу, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления, сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями. – реализуется один из важным принципов обучения – принцип наглядности. (Пример о медведе и зайце.)

Имитационные и Моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор, лего, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)

Учебно-игровые (разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ, интерактивные доски)

В логопедической практике созданы так же программно-аппаратные средства «Видимая речь III» и комплекс «БОС» - это комплексные коррекционные средства.

По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ компьютер обладает рядом преимуществ (слайд 6)

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный детям;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  7. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  8. компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред.

Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка: (слайд 7)

  • нагрузка на зрение;
  • стеснённая поза;
  • нагрузка на психику;
  • излучение.

Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)

Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям. Множество авторов дают разного рода рекомендации, но большинство из них сходятся в следующих положениях:

  1. Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него. (лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора)
  2. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их. (н-р, устроить чаепитие куклам с игрушечной чайной посудой, а на компьютере расставить посуду по полкам по заданной инструкции.)
  3. Игры должны  соответствовать возрастным возможностям детей.
  4. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
  5. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
  6. По ходу занятий необходимо проводить физминутки.
  7. Все занятия должны проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 мин. - у детей 6 лет.

И напоследок, раз уж мы говорим о применении информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ,   нельзя не отметить такую форму обучения – как дистанционное обучение посредством сети Интернет. В настоящее время есть возможность организовывать различные вебинары, работать посредством Skype, создавать образовательные порталы и т.п., что облегчает возможность получения специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение Информационных технологий В работе с детьми с ОВЗ Учитель-логопед Шарифуллина А.Ф.

Слайд 2

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Слайд 3

Информация

Слайд 4

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; Усиление мотивации к обучению; Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; Обеспечение гибкости процесса обучения.

Слайд 6

Преимущества ИКТ Повышают интерес и мотивацию учения. Несут в себе образный тип информации. Формируют самостоятельность, повышают познавательную активность. Позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении (различная степень трудности) Позволяют моделировать такие жизненные процессы, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Позволяют ребенку самостоятельно определять темп деятельности.

Слайд 7

Вредные факторы нагрузка на зрение; стеснённая поза; нагрузка на психику; излучение .

Слайд 8

Рекомендации по использованию компьютерных технологий Применять только там, где не обойтись без них. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры. Проводить предварительную работу с детьми. Г отовить разноуровневые варианты заданий. Проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Продолжительность использования на более 10-15 минут 2 раза в неделю.

Слайд 9

Дистанционное обучение Дистанционное ( дистантное ) обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах ; - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат ТЕМА: «ИГРА, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Игра - основная форма активности ребенка в социуме Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрос...

Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги. Эта статья базируется на многолетнем практическом опыте обучения и воспитания детей. Если вы хотите, чтобы ребенок шел в детский сад с удовольствием, на занятиях активно работал, уд...

Практическое применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста

В презентации отражен опыт работы применения лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое лэпбук? Как создать лэпбук своими руками?...

Консультация для воспитателей «Технология ЛЭПБУК и применение её в работе с детьми раннего возраста»

Консультация для педагогов«Технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития...

«Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»

Современные методы работы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности, и музыкальная деятельность не исключение.На собственном опыте убедилась, что использование ИКТ приносят больш...

Мастер – класс для педагогов : «технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей   на основе использования технологии лэпбук....