"Введение в педагогическую систему Марии Монтессори"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

О системе Марии Монтессори!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mariya_montessori.doc57 КБ
Файл mariya_montessori.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в  дидактическую систему Марии Монтессори.

Цели педагогической деятельности.

Студентка КЕМГУ:

Акинина Л.А.

Кемерово, 2015г.

Содержание:

  1. Исторические аспекты Монтессори педагогики.
  2. Монтессори педагогика в России.
  3. Основные принципы Монтессори- системы.
  4. Монтессори –система.
  5. Цели педагогической деятельности.
  6. Развивающая среда.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

Исторические аспекты Монтессори педагогики.

Мария Монтессори, чьим именем названа эта педагогическая система, - выдающийся педагог, психолог, первый в Италии врач-женщина, философ. Она действительно начинала работать с больными детьми и добилась колоссальных успехов в их обучении. А потом она пришла к выводу, что методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для этих детей, могут быть позитивно использованы для интеллектуального и сенсорного развития нормальных детей.

        Мария Монтессори разработала свою систему, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми и пришла к мысли, которая стала отправным пунктом её педагогической системы: для малышей необходима специальная развивающая среда, где были бы сконцентрированы все знания о мире, представлены эталоны основных достижений человеческой мысли.                 Первый детский сад появился в 1907 году. Мария Монтессори стала руководителем детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы там было уютно и удобно детям разных возрастов. Поскольку все материалы разработаны ею в результате наблюдений за малышами, она двигалась от практики к теории, постепенно совершенствуя свою методику. Ключевой принцип её педагогики – не подгонять ребенка под определенную программу, а гибко подстраиваться под каждого малыша. «Уважение к ребенку»- квинтэссенция философии Монтессори. Детей, воспитывающихся в Монтессори- садах и школах, характеризовали как «независимых учащихся». В некоторых странах, таких как США, Нидерланды таких школ довольно много. В этих государствах не было тоталитарных режимов, с которыми, как правило, не уживалась педагогика М. Монтессори. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности которые воспитываются в классах Монтессори.

        

Монтессори педагогика в России.

        В России система Монтессори впервые появилась в 1913 году, в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори детский сад. К 1917 году таких учреждений насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу угла воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. Такая же участь постигла её и в Италии, когда к власти пришли фашисты. Мария была вынуждена эмигрировать, перебравшись сначала в Испанию, а после 1936 года- в Голландию. Во время второй Мировой войны жила в Индии, где её взгляды обогатились мудростью восточной философии, а в её систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение Монтессори –педагогики в Россию произошло в 1991г. Сейчас в нашей стране работают сотни Монтессори -групп и несколько начальных Монтессори -школ, существует Ассоциация Монтессори –педагогов.

Основные принципы системы Монтессори:

. ребенок активный, а не пассивный ученик;

. центром в Монтессори- классе является ученик а не учитель, все идет от ребенка;

. учитель- помощник; взрослый может и должен помогать ребенку действовать самостоятельно, а не делать все за него. «Помоги мне сделать это самому» - главный девиз Монтессори- педагогики;

. Мария Монтессори заметила, что дети учат друг друга лучше, чем взрослые, да и нам приходится общаться и с теми кто старше нас, и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Монтессори наполнила свои классы учениками разных возрастов;

.упор делается на развивающую среду;

.работа как групповая, так и индивидуальная.

Монтессори- система.

Мария Монтессори впервые задумалась о том, что мир взрослых отличается от мира детей: ребенок зависим от великанов, которые кроят мир под себя, не задумываясь о маленьком человечке. А ему трудно расстегнуть пуговицы не курточке, завязать шнурки на ботинках, перенести свой стул в удобное место… Мария Монтессори предлагает дать 2,5- 3 летнему крохе возможность сделать это и многое другое. Учитель, взрослый лишь помогает. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много ( чашечки, подносики, губки, щеточки, карточки, коробочки и т.д.), причем в этом хозяйстве должна царить определенная строгая логика, поэтому малыши с первого дня учатся поддерживать установленный порядок: «Взял, поработал, положил на место.» Учитель дает ребенку короткий 2-3 минутный урок, показывая, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интереса. Мария Монтессори призывает не ускорять развития детей но и не упустить момент вовремя раскинуть перед ребенком скатерть-самобранку,  на которой будет представлена уменьшенная безопасная модель нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся а потом найдут то что нужно здесь и сейчас.

Цели педагогической деятельности.

«Помоги мне сделать это самому»- одна из главных целей и девиз всей педагогики Монтессори. Воспитание по Монтессори отмечено глубоким уважением и даже благоговением перед ребенком. Мария Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Как раз наоборот: им надо дать свободу пространства и свободу действий.

Вообще быть педагогом Монтессори не так просто: надо чувствовать себя не воспитателем, который рассказывает и объясняет, стоя в центре группы, а не назойливым помощником, находящимся  где то за ребенком.

        Мария Монтессори убеждена, что в ребенке от рождения заложен план построения его души, и поэтому он в принципе сам способен построить себя как Человек, окружающий мир может и должен лишь обеспечить его «материалом», а взрослые при этом признаны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию . Мария Монтессори предложила теорию сенситивных периодов- периодов особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности, когда у ребенка просыпаются максимальные возможности для усвоения чего –либо. Человеку больше никогда не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в сенситивный период. Эти периоды длятся определенное время и проходят без возвратно. Знать об этих периодах необходимо для того, чтобы предоставить ребенку соответствующую окружающую среду для реализации своих потребностей. Отсюда вторая цель- «Принять во внимание и направить на благо ребенка сенситивные периоды его внутреннего построения личности».

Мария Монтессори понимает свою педагогику как  обращенную ко всем возрастным категориям «Помощь личности в завоевании права на независимость». Она развила «педагогическую систему самовоспитания ребенка в дидактически подготовленной среде». Её материалы с одинаковым успехом можно применять в работе с детьми разного дошкольного возраста, потому что весь их дидактический и логический смысл ориентирован не на возрастной отрезок, а на сенситивные фазы.

        Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством- «впитывающим умом», умение запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Без особого напряжения, только «живя», ребенок абсорбирует (впитывает, поглощает) всё, что его окружает, включая язык. Задача взрослых- создать условия для такого «впитывания». Мария Монтессори выделяла две фазы:

. от рождения до трёх лет- бессознательное «впитывание»;

. от трёх до шести лет- осознанное «впитывающее мышление».

Открытие, что ум ребёнка способен впитывать подобно губке, совершило настоящую революцию в области воспитания и образования. Теперь понятно, почему первый период человеческого развития, в котором формируется характер, является таким важным. Функция взрослого, который выступает как образец, как «модель» для подражания, имеет тоже важнейшее значение, особенно в каждодневном социальном поведении. И если дети увидят в поведении взрослых и переживут позитивные проявления, это благотворно скажется на всем их дальнейшем развитии.

Понимание этого приводит нас к определению следующей цели:- «Взрослые, прежде всего родители и педагоги, во всем должны служить образцом для детей и формировать, таким образом, их позитивное социальное поведение».

Следующей очередной целью педагогической деятельности является – «Поддержание поляризации внимания». Поляризация внимания- это ключевой феномен, открытие которого дало Марии Монтессори допуск к действенной поддержке детского развития. Феномен поляризации внимания Монтессори открыла однажды в процессе наблюдения за трехлетним ребенком, который занимался со вставными цилиндрами. Внимание ребенка интенсивно и длительное время было направлено на данный предмет, с которым он сорок раз повторил упражнение со вставлением цилиндров в нужные ячейки. Несмотря на целенаправленные и очень интенсивные попытки отвлечь ребенка от этого занятия, воспитателю этого не удалось.

Процесс поляризации- привязанности внимания к конкретному предмету – требует собранности, концентрации детских сил. Концентрация в таком случае означает собрание внимания, углубление в какое-то дело при одновременном внутреннем отключении от окружающей среды.

        Концентрацию нужно отличать от занятия, при котором ребенок безучастно переходит от одного предмета к другому. Концентрация наступает только тогда, когда ребенок проявляет интерес к какому-нибудь занятию, которое поглощает всю его личность.

Главным показателем здесь будет «растворение в работе, в интересной, свободно выбранной        работе, которая заставляет сконцентрировать на ней все силы».

Развивающая среда.

        Весь дидактический материал Марии Монтессори распределяется по зонам:

  1. Зона упражнений практической жизни.
  2. Сенсорная зона.
  3. Языковая зона.
  4. Математическая зона.
  5. Космическая зона.

Каждая зона предназначена для определенной цели. В зоне упражнений практической жизни ребенок приобретает навыки самообслуживания и ухода за собой (обучаются застегивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, застегивать ремни на специальных стендах-пособиях); закрепляют культурно-гигиенические навыки (мытье рук, чистка зубов, чистка обуви); осуществляют уход за окружающей средой

(пересыпание, переливание, мытье посуды, вытирание стола, подметание); получают навыки социальной  жизни.

        Сенсорная зона объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков(цвет, форма, величина и т.д.).Основная цель использования этого материала –усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений, уточнение своих чувств, при помощи которых ребенок упражняет : внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является не знание, а верные и точные пути- навыки распознания.

        Материал в языковой зоне имеет особое значение, так как шаг за шагом позволяет расширять языковое развитие и образование детей. Дети, например открывают для себя, что слова состоят из звуков, которые с помощью специальных знаков(букв) можно сделать видимыми. Эти ключи ведут детей к осознанному овладению родной речью. Родной язык для детей исключительно важен- он даёт им реальный доступ в мир, а также пробуждает интерес к изучению других языков.

        Математический материал позволяет ребенку усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно математические действия на сложение, вычитание, умножение и деление.

        В космической зоне дети знакомятся со всем окружающим миром: мир растений, животный мир, география, солнечная система.

Заключение.

Цель, таким образом, не просто заставить ребенка что-то понимать, и ещё меньше- принудить его запоминать то-то и то-то, но в том, чтобы заставить звучать его сокровенные струны.

        Наше время требует новых подходов к работе с детьми. Чтобы они легче адаптировались к последующей взрослой жизни, нужно, чтобы ещё в раннем возрасте максимально использовались и развивались заложенные в детской голове, душе, сердце великие потенциальные природные возможности. И потому закономерен сегодняшний заказ любого цивилизованного общества- стучатся именно в душу ребенка, будить и развивать весь его чувственный опыт.

Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учится у ребенка. Дети были моими учителями. Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыла мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех».

Список литературы:

1. М. Монтессори «Дети-другие» (пер. с нем.)

М.: Карапуз 2004г.

2. М. Монтессори «Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в домах ребенка»

пер. с итал. М. 1993г.

3. К. Е. Сумнительный «Как помочь ребенку построить себя?» М. 1999г.

4. Журнал «Раннее развитие 2005», статья «Помоги мне сделать это самому» (система Монтессори)

5. В.Э. Бауэр «Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори»

М.: Аркти 2002г.



Предварительный просмотр:

1 слайд

Мария Монтессори, чьим именем названа эта методика, - выдающийся педагог, психолог, первый в Италии врач-женщина, философ. Она действительно начинала работать с больными детьми и добилась колоссальных успехов в их обучении. А потом она пришла к выводу, что методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для этих детей, могут быть позитивно использованы для интеллектуального и сенсорного развития нормальных детей.

        Мария Монтессори разработала свою систему, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми и пришла к мысли, которая стала отправным пунктом её педагогической системы: для малышей необходима специальная развивающая среда, где были бы сконцентрированы все знания о мире, представлены эталоны основных достижений человеческой мысли.                 Первый детский сад появился в 1907 году. Мария Монтессори стала руководителем детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы там было уютно и удобно детям разных возрастов. Поскольку все материалы разработаны ею в результате наблюдений за малышами, она двигалась от практики к теории, постепенно совершенствуя свою методику. Ключевой принцип её педагогики – не подгонять ребенка под определенную программу, а гибко подстраиваться под каждого малыша. «Уважение к ребенку»- квинтэссенция философии Монтессори. Детей, воспитывающихся в Монтессори- садах и школах, характеризовали как «независимых учащихся».

В России система Монтессори впервые появилась в 1913 году, в 1914 году в Петербурге был открыт первый детский сад.

2 Слайд

Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

3 слайд

Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

4 слайд

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

5 слайд

В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо. 

6 слайд

Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:

Жизненная практика

Сенсорное развитие

Математическое развитие

Языковое развитие

Естественнонаучное и космическое развитие

 Двигательное развитие

7 слайд.

Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

8 Слайд

Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений:

Материал для рисования, штриховки.

Карточки с шершавыми буквами.

Подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.

Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.

9 слайд

Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

10 слайд

Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.

Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.

11 Слайд

Двигательное развитие

Двигательные упражнения развивают ребенка физически

и помогают ему почувствовать свое тело и осознать

свои возможности. 

Физическая свобода - первостепенная потребность детства.

М. Монтессори сравнивает школьные парты с ортопедической повязкой на позвоночник ребенка, которая калечит его физическое и психическое здоровье. Создание Дома ребенка она начала с того, что продумала условия сохранения двигательной свободы детей, при разработке методик обучения особенно учитывались возможности их двигательной активности.   

12 слайд

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Педагогическая система Марии Монтессори

Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...

Введение в дидактическую систему Марии Монтессори. Цели педагогической деятельности.

1.   Исторические аспекты Монтессори педагогики.2.   Монтессори педагогика в России.3.   Основные принципы Монтессори- системы.4.   Монтессори –система.5....

Доклад "Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования"

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.Новые со...

Педагогическая система Марии Монтессори

Педагогическуя система Мария Монтессори или система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде....

Педагогический метод Марии Монтессори

Посмотреть и скачать можно по ссылке https://prezi.com/ywydnukzqzt4/presentation/...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....