"Введение в педагогическую систему Марии Монтессори"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
О системе Марии Монтессори!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mariya_montessori.doc | 57 КБ |
mariya_montessori.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение в дидактическую систему Марии Монтессори.
Цели педагогической деятельности.
Студентка КЕМГУ:
Акинина Л.А.
Кемерово, 2015г.
Содержание:
- Исторические аспекты Монтессори педагогики.
- Монтессори педагогика в России.
- Основные принципы Монтессори- системы.
- Монтессори –система.
- Цели педагогической деятельности.
- Развивающая среда.
- Заключение.
- Список литературы.
Исторические аспекты Монтессори педагогики.
Мария Монтессори, чьим именем названа эта педагогическая система, - выдающийся педагог, психолог, первый в Италии врач-женщина, философ. Она действительно начинала работать с больными детьми и добилась колоссальных успехов в их обучении. А потом она пришла к выводу, что методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для этих детей, могут быть позитивно использованы для интеллектуального и сенсорного развития нормальных детей.
Мария Монтессори разработала свою систему, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми и пришла к мысли, которая стала отправным пунктом её педагогической системы: для малышей необходима специальная развивающая среда, где были бы сконцентрированы все знания о мире, представлены эталоны основных достижений человеческой мысли. Первый детский сад появился в 1907 году. Мария Монтессори стала руководителем детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы там было уютно и удобно детям разных возрастов. Поскольку все материалы разработаны ею в результате наблюдений за малышами, она двигалась от практики к теории, постепенно совершенствуя свою методику. Ключевой принцип её педагогики – не подгонять ребенка под определенную программу, а гибко подстраиваться под каждого малыша. «Уважение к ребенку»- квинтэссенция философии Монтессори. Детей, воспитывающихся в Монтессори- садах и школах, характеризовали как «независимых учащихся». В некоторых странах, таких как США, Нидерланды таких школ довольно много. В этих государствах не было тоталитарных режимов, с которыми, как правило, не уживалась педагогика М. Монтессори. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности которые воспитываются в классах Монтессори.
Монтессори педагогика в России.
В России система Монтессори впервые появилась в 1913 году, в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори детский сад. К 1917 году таких учреждений насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу угла воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. Такая же участь постигла её и в Италии, когда к власти пришли фашисты. Мария была вынуждена эмигрировать, перебравшись сначала в Испанию, а после 1936 года- в Голландию. Во время второй Мировой войны жила в Индии, где её взгляды обогатились мудростью восточной философии, а в её систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение Монтессори –педагогики в Россию произошло в 1991г. Сейчас в нашей стране работают сотни Монтессори -групп и несколько начальных Монтессори -школ, существует Ассоциация Монтессори –педагогов.
Основные принципы системы Монтессори:
. ребенок активный, а не пассивный ученик;
. центром в Монтессори- классе является ученик а не учитель, все идет от ребенка;
. учитель- помощник; взрослый может и должен помогать ребенку действовать самостоятельно, а не делать все за него. «Помоги мне сделать это самому» - главный девиз Монтессори- педагогики;
. Мария Монтессори заметила, что дети учат друг друга лучше, чем взрослые, да и нам приходится общаться и с теми кто старше нас, и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Монтессори наполнила свои классы учениками разных возрастов;
.упор делается на развивающую среду;
.работа как групповая, так и индивидуальная.
Монтессори- система.
Мария Монтессори впервые задумалась о том, что мир взрослых отличается от мира детей: ребенок зависим от великанов, которые кроят мир под себя, не задумываясь о маленьком человечке. А ему трудно расстегнуть пуговицы не курточке, завязать шнурки на ботинках, перенести свой стул в удобное место… Мария Монтессори предлагает дать 2,5- 3 летнему крохе возможность сделать это и многое другое. Учитель, взрослый лишь помогает. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много ( чашечки, подносики, губки, щеточки, карточки, коробочки и т.д.), причем в этом хозяйстве должна царить определенная строгая логика, поэтому малыши с первого дня учатся поддерживать установленный порядок: «Взял, поработал, положил на место.» Учитель дает ребенку короткий 2-3 минутный урок, показывая, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интереса. Мария Монтессори призывает не ускорять развития детей но и не упустить момент вовремя раскинуть перед ребенком скатерть-самобранку, на которой будет представлена уменьшенная безопасная модель нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся а потом найдут то что нужно здесь и сейчас.
Цели педагогической деятельности.
«Помоги мне сделать это самому»- одна из главных целей и девиз всей педагогики Монтессори. Воспитание по Монтессори отмечено глубоким уважением и даже благоговением перед ребенком. Мария Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Как раз наоборот: им надо дать свободу пространства и свободу действий.
Вообще быть педагогом Монтессори не так просто: надо чувствовать себя не воспитателем, который рассказывает и объясняет, стоя в центре группы, а не назойливым помощником, находящимся где то за ребенком.
Мария Монтессори убеждена, что в ребенке от рождения заложен план построения его души, и поэтому он в принципе сам способен построить себя как Человек, окружающий мир может и должен лишь обеспечить его «материалом», а взрослые при этом признаны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию . Мария Монтессори предложила теорию сенситивных периодов- периодов особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности, когда у ребенка просыпаются максимальные возможности для усвоения чего –либо. Человеку больше никогда не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в сенситивный период. Эти периоды длятся определенное время и проходят без возвратно. Знать об этих периодах необходимо для того, чтобы предоставить ребенку соответствующую окружающую среду для реализации своих потребностей. Отсюда вторая цель- «Принять во внимание и направить на благо ребенка сенситивные периоды его внутреннего построения личности».
Мария Монтессори понимает свою педагогику как обращенную ко всем возрастным категориям «Помощь личности в завоевании права на независимость». Она развила «педагогическую систему самовоспитания ребенка в дидактически подготовленной среде». Её материалы с одинаковым успехом можно применять в работе с детьми разного дошкольного возраста, потому что весь их дидактический и логический смысл ориентирован не на возрастной отрезок, а на сенситивные фазы.
Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством- «впитывающим умом», умение запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Без особого напряжения, только «живя», ребенок абсорбирует (впитывает, поглощает) всё, что его окружает, включая язык. Задача взрослых- создать условия для такого «впитывания». Мария Монтессори выделяла две фазы:
. от рождения до трёх лет- бессознательное «впитывание»;
. от трёх до шести лет- осознанное «впитывающее мышление».
Открытие, что ум ребёнка способен впитывать подобно губке, совершило настоящую революцию в области воспитания и образования. Теперь понятно, почему первый период человеческого развития, в котором формируется характер, является таким важным. Функция взрослого, который выступает как образец, как «модель» для подражания, имеет тоже важнейшее значение, особенно в каждодневном социальном поведении. И если дети увидят в поведении взрослых и переживут позитивные проявления, это благотворно скажется на всем их дальнейшем развитии.
Понимание этого приводит нас к определению следующей цели:- «Взрослые, прежде всего родители и педагоги, во всем должны служить образцом для детей и формировать, таким образом, их позитивное социальное поведение».
Следующей очередной целью педагогической деятельности является – «Поддержание поляризации внимания». Поляризация внимания- это ключевой феномен, открытие которого дало Марии Монтессори допуск к действенной поддержке детского развития. Феномен поляризации внимания Монтессори открыла однажды в процессе наблюдения за трехлетним ребенком, который занимался со вставными цилиндрами. Внимание ребенка интенсивно и длительное время было направлено на данный предмет, с которым он сорок раз повторил упражнение со вставлением цилиндров в нужные ячейки. Несмотря на целенаправленные и очень интенсивные попытки отвлечь ребенка от этого занятия, воспитателю этого не удалось.
Процесс поляризации- привязанности внимания к конкретному предмету – требует собранности, концентрации детских сил. Концентрация в таком случае означает собрание внимания, углубление в какое-то дело при одновременном внутреннем отключении от окружающей среды.
Концентрацию нужно отличать от занятия, при котором ребенок безучастно переходит от одного предмета к другому. Концентрация наступает только тогда, когда ребенок проявляет интерес к какому-нибудь занятию, которое поглощает всю его личность.
Главным показателем здесь будет «растворение в работе, в интересной, свободно выбранной работе, которая заставляет сконцентрировать на ней все силы».
Развивающая среда.
Весь дидактический материал Марии Монтессори распределяется по зонам:
- Зона упражнений практической жизни.
- Сенсорная зона.
- Языковая зона.
- Математическая зона.
- Космическая зона.
Каждая зона предназначена для определенной цели. В зоне упражнений практической жизни ребенок приобретает навыки самообслуживания и ухода за собой (обучаются застегивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, застегивать ремни на специальных стендах-пособиях); закрепляют культурно-гигиенические навыки (мытье рук, чистка зубов, чистка обуви); осуществляют уход за окружающей средой
(пересыпание, переливание, мытье посуды, вытирание стола, подметание); получают навыки социальной жизни.
Сенсорная зона объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков(цвет, форма, величина и т.д.).Основная цель использования этого материала –усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений, уточнение своих чувств, при помощи которых ребенок упражняет : внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является не знание, а верные и точные пути- навыки распознания.
Материал в языковой зоне имеет особое значение, так как шаг за шагом позволяет расширять языковое развитие и образование детей. Дети, например открывают для себя, что слова состоят из звуков, которые с помощью специальных знаков(букв) можно сделать видимыми. Эти ключи ведут детей к осознанному овладению родной речью. Родной язык для детей исключительно важен- он даёт им реальный доступ в мир, а также пробуждает интерес к изучению других языков.
Математический материал позволяет ребенку усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно математические действия на сложение, вычитание, умножение и деление.
В космической зоне дети знакомятся со всем окружающим миром: мир растений, животный мир, география, солнечная система.
Заключение.
Цель, таким образом, не просто заставить ребенка что-то понимать, и ещё меньше- принудить его запоминать то-то и то-то, но в том, чтобы заставить звучать его сокровенные струны.
Наше время требует новых подходов к работе с детьми. Чтобы они легче адаптировались к последующей взрослой жизни, нужно, чтобы ещё в раннем возрасте максимально использовались и развивались заложенные в детской голове, душе, сердце великие потенциальные природные возможности. И потому закономерен сегодняшний заказ любого цивилизованного общества- стучатся именно в душу ребенка, будить и развивать весь его чувственный опыт.
Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учится у ребенка. Дети были моими учителями. Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыла мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех».
Список литературы:
1. М. Монтессори «Дети-другие» (пер. с нем.)
М.: Карапуз 2004г.
2. М. Монтессори «Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в домах ребенка»
пер. с итал. М. 1993г.
3. К. Е. Сумнительный «Как помочь ребенку построить себя?» М. 1999г.
4. Журнал «Раннее развитие 2005», статья «Помоги мне сделать это самому» (система Монтессори)
5. В.Э. Бауэр «Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори»
М.: Аркти 2002г.
Предварительный просмотр:
1 слайд
Мария Монтессори, чьим именем названа эта методика, - выдающийся педагог, психолог, первый в Италии врач-женщина, философ. Она действительно начинала работать с больными детьми и добилась колоссальных успехов в их обучении. А потом она пришла к выводу, что методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для этих детей, могут быть позитивно использованы для интеллектуального и сенсорного развития нормальных детей.
Мария Монтессори разработала свою систему, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми и пришла к мысли, которая стала отправным пунктом её педагогической системы: для малышей необходима специальная развивающая среда, где были бы сконцентрированы все знания о мире, представлены эталоны основных достижений человеческой мысли. Первый детский сад появился в 1907 году. Мария Монтессори стала руководителем детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы там было уютно и удобно детям разных возрастов. Поскольку все материалы разработаны ею в результате наблюдений за малышами, она двигалась от практики к теории, постепенно совершенствуя свою методику. Ключевой принцип её педагогики – не подгонять ребенка под определенную программу, а гибко подстраиваться под каждого малыша. «Уважение к ребенку»- квинтэссенция философии Монтессори. Детей, воспитывающихся в Монтессори- садах и школах, характеризовали как «независимых учащихся».
В России система Монтессори впервые появилась в 1913 году, в 1914 году в Петербурге был открыт первый детский сад.
2 Слайд
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
3 слайд
Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
4 слайд
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
5 слайд
В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.
6 слайд
Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:
Жизненная практика
Сенсорное развитие
Математическое развитие
Языковое развитие
Естественнонаучное и космическое развитие
Двигательное развитие
7 слайд.
Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
8 Слайд
Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.
Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений:
Материал для рисования, штриховки.
Карточки с шершавыми буквами.
Подвижный алфавит нескольких видов.
Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.
Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.
9 слайд
Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.
10 слайд
Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.
Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.
11 Слайд
Двигательное развитие
Двигательные упражнения развивают ребенка физически
и помогают ему почувствовать свое тело и осознать
свои возможности.
Физическая свобода - первостепенная потребность детства.
М. Монтессори сравнивает школьные парты с ортопедической повязкой на позвоночник ребенка, которая калечит его физическое и психическое здоровье. Создание Дома ребенка она начала с того, что продумала условия сохранения двигательной свободы детей, при разработке методик обучения особенно учитывались возможности их двигательной активности.
12 слайд
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Педагогическая система Марии Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...
Введение в дидактическую систему Марии Монтессори. Цели педагогической деятельности.
1. Исторические аспекты Монтессори педагогики.2. Монтессори педагогика в России.3. Основные принципы Монтессори- системы.4. Монтессори –система.5....
Доклад "Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования"
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.Новые со...
Педагогическая система Марии Монтессори
Педагогическуя система Мария Монтессори или система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде....
Педагогический метод Марии Монтессори
Посмотреть и скачать можно по ссылке https://prezi.com/ywydnukzqzt4/presentation/...
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....