Интегрированное занятие "Музыка в весенних красках"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Интегрированное занятие "Музыка в весенних красках" объединяет музыкальное развитие и изобразительную деятельность. Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_kraskah_avtosohranennyy.docx | 35.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Емвы
Конспект музыкального интегрированного занятия
«Музыка в весенних красках»
(для детей 5-6 лет)
Составитель:
музыкальный руководитель МАДОУ
«Детский сад № 8 комбинированного вида «г. Емвы
Пришва И.Г., воспитатель Турбылева Т.В.
г. Емва,2014 г.
Цель:
- Обогащать впечатления детей примерами из поэзии, живописи, музыки. Учить детей различать оттенки настроения, смену характера музыки и цвета. Видеть и чувствовать, как перекликаются краски, звуки и эмоции в разных произведениях искусства.
- Развивать в детях чувство прекрасного. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, через живопись, музыку и поэзию. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа. Развивать умение давать собственные оценки, высказывать суждения. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение на основе формирования представлений о богатстве и разнообразии природы.
- Развивать фантазию, творческие способности, продолжать развивать навыки декоративной лепки, совершенствовать навык работы способом налепа. Воспитывать желание индивидуально выполнять работу, проявлять самостоятельность. Испытывать удовольствие от коллективной деятельности, для достижения единой цели.
Материал: Музыка для оформления. Произведения С.Майкапара «Весною» и Э. Грига «Весной».
Предварительная работа: Прослушивание произведения С.Майкапара «Весною», беседа по произведению. Краткое знакомство с композитором. Демонстрация портрета
Иллюстрации: «Голубая весна», «Грачи прилетели», «Весна в деревне», «Весна в лесу»
Использование детской литературы:
Разучивание и чтение стихов о весне.
В.А Жуковский «Весеннее чувство».
И. Бунин «Весна, весна!»...
Ф. Тютчев «Весна недаром злится»…
Дети под пение птиц входят в зал.
Ход занятия.
Муз.рук. Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече в это весеннее утро. Я вижу на ваших лицах улыбки, это значит настроение у вас хорошее. Наверное, это потому, что наступила долгожданная весна, и мы чувствуем, как вместе с ней вместе в нашей жизни появляются новые краски: тёплые, нежные, прозрачные, воздушные, яркие и радостные. Ребята, а вы рады наступлению весны?
(ответы)
Вы знаете, об этом прекрасном времени года говорили многие художники, композиторы и поэты. В своих произведениях они восторженно воспевают пробуждение природы, описывают весенние краски, передают нам своё весеннее настроение. Композиторы с помощью музыки, художники при помощи красок и цвета, а поэты – при помощи поэтического слова.
Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой,
Поведать природе унылой
Что скоро вернётся весна!
Забыты снега и морозы.
Уж льды расторгает поток;
И вот – оживают берёзы
И тёплый пахнул ветерок…
К.Р.
Ребята, а скажите, каким бывает весенний ветерок?
(ответы)
Правильно, ветер весной очень переменчив. Он бывает легким и нежным, а может подуть сильно, порывисто и беспокойно. В музыке, которую вы сейчас услышите, есть слабый и лёгкий ветерок, который показан спокойными и тихими звуками. А есть сильный, порывистый ветер, он показан более громкими и стремительными звуками. Я вам предлагаю с помощью, движения передать звуки, которые вы услышите в музыке. Покажите, как ветер раскачивает деревья при сильном ветре и при слабом ветерке.
УПР. «Ветерок и ветер».
Весна – особое время года. Время пробуждения от зимнего сна, когда всё оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. И кажется словно всюду звучит волшебная музыка. Во время прошлой встречи, я познакомила вас, ребята, с замечательным музыкальным произведением. Прослушайте его, пожалуйста, ещё раз и постарайтесь вспомнить название этого музыкального произведения и композитора, который его создал. Постарайтесь увидеть в музыке все краски, услышать все звуки пробуждения природы, её волшебное мгногоцветье.
(Звучит фрагмент музыкального произведения Майкапара «Весною»)
ВОПРОСЫ:
- Назовите произведение и композитора.
- А какая эта музыка по настроению?
(нежная, весёлая)
( показать портрет композитора).
Композитор С. Майкапар написал очень приветливую, светлую, радостную музыку.
- А какая картина весны видится вам, ребята?
(Бегут ручьи, поют птицы)
Муз.рук. Ребята, послушаем ещё одно музыкальное произведение с похожим названием – «Весной» Э. Грига. Чем они отличаются?
Исполняется фрагмент произведения Э. Грига – «Весной»
(У Майкапара – светлая, нежная. У Грига более громкая, бурная.)
Обратить внимание на портрет Э. Грига.
Ребята, Э. Григ жил в Норвегии – это горная страна. И свои произведения он посвящал родной природе. Весной в горах тают снега, и бурные реки с шумом устремляются вниз, взламывая ледяные покровы.
В пьесе Грига мы слышим разные настроения, рождённые картинами весенней горной природы. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только оживает и просыпается (начало). То грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная (средняя часть). То восторженная, свежая, открытая, яркая (третья часть).
Эта музыка дышит свежестью. Кажется, что всё вокруг пышно расцветает. Небольшие весенние (начало третьей части). В конце мелодия поднимается всё выше, как будто солнце светит всё ярче, озаряя и согревая всё вокруг. От музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками. Ребята, послушайте как близко по настроению стихотворение Ф. Тютчева.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
«Весна идёт, весна идёт!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Вы почувствовали как восторженно, торжественно и ликующе говорит Ф. Тютчев о весне? Такие же чувства переданы в произведениях С. Майкапара и Э. Грига.
Но ранней весной зима даёт ещё о себе знать. Напускает ветры, снежные метели. Вот какими Фёдор Тютчев рисует эту картину другими поэтическими красками. Об этом нам расскажут наши ребята.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Муз.рук. Да, ребята Автор этого стихотворения совершенно точно описал состояние природы в начале весны. Ребята, а что же нам больше всего напоминает о том, что весна пришла? назовите главного героя, без которого не было бы весны, лета?
Дети: солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. Ведь в давние времена люди обращались к солнцу, как к живому и придумывали заклички. Давайте вспомним, какие мы знаем.
Муз.рук.
- Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко.
Выгляни из-за горы,
До вешней поры.
- Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка- рожь
Чтобы встала
Стеной всплошь.
- Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Что бы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Воспитатель: А мы с ребятами тоже знаем одну закличку для солнышка.
Рано-рано мы встаем
Песню солнышку поем.
Дети:
Солнышко, солнышко
Поднимайся,
Солнышко, солнышко
Разгорайся.
Воспитатель:
Птички тоже солнца ждут
Птички песенки поют.
Дети:
Солнышко, солнышко
Поднимайся,
Солнышко, солнышко
Разгорайся.
( Воспитатель выносит солнышко на палочке)
Вот и солнышко в небе,
Свет несёт и тепло!
Мы его позвали
И вот оно пришло.
Ребята, совсем скоро солнышко будет греть еще теплее и растает снег. Вот тогда можно отправляться на прогулку в лес. А сейчас уже капает капель вот так:
(Гимнастика для речевого аппарата, капает капель, дует весенний ветерок, поют птички).
Молодцы, ребята, солнышко приглашает нас на свой весенний вернисаж. А пойдём мы по лесной извилистой тропинке. Ну а чтоб в дороге нам было веселей, предлагаю исполнить весёлую песенку.
(Исполняется песенка о весне»Кончается зима»)
Воспитатель:
По солнышку, по солнышку,
Дорожкой луговой
пойдём по узкой тропочке
Весеннею порой.
(Идут немного змейкой и останавливаются)
Вот мы и в лесу. Какой воздух! Давайте подышим.
(дыхательная гимнастика под музыку Грига «Утро»)
ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу.
Лечу туда, куда хочу.(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Хочу направо посвищу. (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вниз (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака, (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока, пока, пока… (круговые движения руками).
Я тучи смело разгоню (качание рук над головой).
И на деревьях пошалю. (покачивая головой произносят Ш_Ш_Ш).
Повторить 3-4 раза.
Муз.рук. Мы немного отдохнули и незаметно дошли до места. Вот и «Весенний вернисаж». Посмотрите, ребята, какие картины вы здесь видите? А какие картины вам уже знакомы? Кто написал знакомые вам картины?
(дети называют авторов и название)
А сейчас друзья, я предлагаю молча рассмотреть картины пейзажистов. Почувствуйте, как перекликаются и дополняют друг друга музыка, живопись и поэзия.
(Повторяется фрагмент произведения Э. Грига, на фоне которого прочитывается стихотворение И. Бунина)
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
И. Бунина
Воспитатель:Какие замечательные картины мы с вами рассмотрели, как будто попали в весенний лес.
- Ребята, а как вы думаете, на лес можно сказать, что он живой?
- Почему вы так думаете?
(ответы)
Правильно, ребята, лес, как настоящий живой организм, в котором течёт жизнь. В лесу проживает множество насекомых, птиц и животных, а ещё множество различных червей и простейших организмов.
Воспитатель: ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу?
(ответы)
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Ребята, я предлагаю вам пройти по нашей импровизированной полянке и посмотреть, какие деревья растут в лесах наших Коми лесах. Какие деревья вы видите?
(Ель, сосна, рябина, берёза)
Воспитатель: Берёзка в любое время года красива. Её называют красой леса, берёзовым чудом, деревом здоровья. Давайте исполним хороводную песню про берёзку.
(Исполняется хоровод: «Посадили мы берёзку»… русская народная песня).
Воспитатель: хвалит детей и вдруг замечает на дереве тлю.
- Ребята, посмотрите, на одну из берёз налетела тля и берёзка заболела.
- Кто может помочь дереву освободиться от тли? Отгадаете загадку и узнаете ответ на мой вопрос. (Загадка)
(Божья коровка)
- А что божья коровка делает с тлёй?
(Божья коровка истребляет тлю)
Правильно, ребята, молодцы.
Посмотрите, на наше больное дерево уже прилетела одна Божья коровка. Но одной ей не справиться. Хотите помочь берёзке справиться с болезнью?
(ответ)
Тогда я предлагаю каждому из вас при помощи пластилина и бумаги изготовить божью коровку. И когда их станет много, мы и победим тлю.
Муз.рук. А волшебная музыка Весны поможет нам в работе. Поможет подобрать правильные цвета, и прибавят сил, смелости и уверенности в себе. Желаю вам успеха.
Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы, нам придётся потрудиться.
(Объяснения по технике выполнения работы)
(Дети садятся)
Возьмите, всё необходимое.
- Пластилин, какого цвета вы выберете?
- Как правильно расположить трафарет?
- Как лучше распределять пластилин?
- Что делать если пластилин жёсткий?
(ответы)
(Дети способом «налепа» выполняют работу «Божья коровка»)
Воспитатель: Вижу, что все справились с заданием. Сейчас мы рассмотрим наши работы. Посмотрите, какие аккуратные, яркие, разные жучки у вас получились.
Пора их поселить на наше больное дерево.
(дети при помощи клея и с помощью воспитателя закрепляют жуков на ветках)
Муз.рук. Молодцы, ребята, сегодняшний день у вас начался с добрых дел. Спасибо вам за помощь берёзке. Обязательно расскажите родителям, как вы спасали берёзку. Мы с Татьяной Валерьевной уверены, что впереди у вас отличный день. Вы сегодня стали еще добрее и музыкальнее.
На этом наша встреча подошла к концу. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нетрадиционной технике рисования метод тычка«Весенние краски природы»
Проект в младшей группе по рисованию с помощью нетрадиционного метода "Метод тычка"...
Сценарий весеннего праздника в старшей группе "Весенние краски"
Cценарий «Весенние краски»...
Интегрированное занятие в весенних красках "Сороки" для детей старшей группы
Конспект НОД. Знакомство с основными приметами прихода весны, обогащать знания детей о традициях русского народа....
Интегрированное занятие в весенних красках "Сороки" для детей старшей группы
Конспект НОД. Интегрированное занятие в весенних красках "Сороки" для детей старшей группы....
Сценарий весеннего развлечения "Весенние краски"
Ребята встречают художника, у которого холст заморозила зима и помогают ему нарисовать картину весны....
Конспект открытого интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе. Для детей 5-6 лет. Тема: «Весенние краски».
Цель: продолжать развивать фантазию, творческий интерес и способности детей, используя нетрадиционные техники рисования. Задачи: Закреплять представление детей о характерных весенних признаках. Актив...
Творческий проект "Слушаем и рисуем музыку" тема интегрированного занятия "Весенние краски"
Цель : Обогащать впечатления детей примерами из поэзии, живописи, музыки. Учить детей различать оттенки настроения, смену характера музыки и цвета. Видеть и чувствовать, как перекликаются краски...