Проект: "Тайна моего имени"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Название проекта: «ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ».
1
Актуальность проблемы.
Имя у тебя одно, навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого ты побереги его.
Р. Саф
Оставляет ветка плод. Оставляет пчелка мед.
Нивы – золото зерна, золотой янтарь – сосна.
Овцы – тонкое руно. Лозы – пряное питье.
Оставляет человек имя доброе навек.
О. Дриз
У каждого человека есть имя. Имя - слово из нескольких букв, кое либо обозначает что-то само по себе, либо в переводе с иного языка, либо попросту пробуждает какие-то чувства своим фонетическим звучанием. Имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Имя дают родители, имя, в той или иной степени нравится им. Некоторые выбирают нетрадиционные имена, из других языков или придуманные ими же. Выбор имени очень важное дело, требующее фантазии, разумения, мудрости. Избрать имя сложно, но избрать правильное имя еще труднее. Каждое имя, нравится это обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации, о его носителе. Современные учёные на основе своих наблюдений сделали вывод, что имя влияет на характер человека. Разные имена вызывают у окружающих разные эмоции. Одни имена вызывают приятные, нежные эмоции, другие придают ему уверенности, решимости, или наоборот делает его стеснительным, замкнутым. Работая над этим проектом, ребёнок впервые задумывается о значении своего имени о его предназначении.
2
Гипотеза.
Нас окружает много людей с самыми разнообразными именами. Некоторые нам трудно произносить, запоминать, некоторые ассоциируются у нас с чем-то не очень приятным. Но нужно помнить, что имя – это очень важно.
3
Проблема.
В подготовительную группу пришла новая девочка со странным именем Агния (Нюша, как называет её мама). Дети на имя отреагировали по-разному: смеялись, рифмовали, обзывались. В результате у девочки возникли проблемы в адаптации и социализации в детском коллективе.
4
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, педагоги группы, родители.
5
Вид проекта.
Познавательно - игровой - творческий.
6
Цель проекта.
Воспитание толерантности к людям с необычными (редкими) именами. Формировать у детей понятие «моё имя».
7
Задачи проекта.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам в группе. Приобщать к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познакомить детей с традициями некоторых семей.
ПОЗНАНИЕ
2. Расширить кругозор детей, дать знания о значении их имён и имён их сверстников.
КОММУНИКАЦИЯ
3. Развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности: составлять словесный портрет, оценивать своё поведение, уметь рассказать о значении своего имени.
4. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми: задавать вопросы, проявлять инициативу.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
5. Приобщать детей к словесному искусству: чтение произведений С.В.Михалкова, Н.Н.Носова, А.Л.Барто, а так же сказок, стихов про имена детей.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
6. Развитие продуктивной деятельности детей: рисование своего портрета.
7. Развитие творчества: изготовление совместно с родителями «Паспорта имени ребёнка».
8. Приобщение к изобразительному искусству: рассматривание репродукций картин Виктора Михайловича Васнецова: Алёнушка, Иван-царевич на сером волке, Снегурочка, Царевна-лягушка.
МУЗЫКА
9. Приобщать детей к музыкальному искусству: слушание произведений Петра Ильича Чайковского из «Детского альбома»: Марш деревянных солдатиков, Баба-Яга, Игра в лошадки, Вальс.
8
Продукты проекта.
- «Паспорт имени ребёнка», организация выставки.
- Генеалогическое древо семьи, выставка.
- Художественное творчество, рисование своего портрета «Посмотрите, какой я».
9
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕММЫ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ) | 1. В ходе проведённой беседы с детьми выяснилось, что они не хотели обидеть Агнию, им просто непонятно её имя, оно кажется странным, смешным. 2. Обсуждение с детьми возникших вопросов. 3. Подведение детей к проблемной ситуации. 4. Определение задач проекта. - Воспитывать у детей чувство гордости за своё имя. - Расширять знания детей об именах людей. - Совершенствовать стиль партнёрских отношений. - Выявить, как родители выбирали имена своим детям. - Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями. | 1. В ходе беседы дети вместе с воспитателем решили расширить свои знания об именах, их значении, причинах, почему родители их назвали именно такими именами. 2. Выяснилось, что дети не знают, почему их так назвали, что означают их имена, некоторые не знают своих полных имён. 3. Внесение детьми предложений по реализации проекта. |
II ЭТАП ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ | 1. Организую работу над проектом (поэтапно направляю деятельность детей и родителей на поиск решений поставленной проблемы). Беседую с детьми о том, где можно найти информацию. 2. Для работы над проектом предлагаю привлечь родителей. | 1. Дети предлагают пути сбора информации о своих именах: - поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете; - спросить у родителей; - спросить у бабушек и дедушек; - попросить помощи у воспитателей. 2. Предлагаю детям спросить у родителей о том, почему, в честь кого назвали так ребёнка. |
III ЭТАП ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ | 1. Активизация детей в игровых ситуациях. 2. Чтение художественной литературы. В группе есть дети, которые довольно бегло читают, можно их приобщить к чтению отрывков из произведений. 3. Беседы. 4. Непосредственно организованная образовательная деятельность. 5. Практическая деятельность детей совместно с родителями. 6. Взаимодействие с родителями. Подбираю произведения А.Л.Барто, её портрет, оформляю книжный уголок. Подбираю так же книги с детскими стихами и крупным шрифтом, чтобы дети могли сами прочитать их. 7. Проведение досуга «Великие люди с моим именем». Подбираю: - музыкальные произведения П.И.Чайковского из «Детского альбома»: Марш деревянных солдатиков, Баба-Яга, Игра в лошадки, Вальс; - репродукции картин В.М.Васнецова : Алёнушка, Иван-царевич на сером волке, Снегурочка, Царевна-лягушка; - произведения С.В.Михалкова, для оформления книжного уголка и чтения отрывков во время досуга.
| 1. Дидактические игры и упражнения: «Собери ромашку (солнышко)», где на каждом лепестке (лучике) написано имя ребёнка; «Здравствуйте, я пришёл!» (ребёнок открывает каждое утро окошко со своей фотографией, и размещает смайлик); «Назови по имени ласково», «Угадай кто позвал», «Угадай про кого расскажу» (по описанию внешнего вида или черт характера, поступков, характерных ребёнку) Подвижные игры: «Я знаю пять имён мальчиков…», «Я садовником родился…» 2. Чтение сказок: «Айога», «Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь»….. Чтение стихов об именах детей в группе: http://citati.net.ru/publ/stishki_pro_imena; Чтение произведений, где встречаются имена детей: Н.Н.Носов «Мишкина каша», «Витя Малеев в школе и дома»; С.В.Михалков «Андрюшка», «Как у нашей Любы», «Бедный Костя», «Стойкий Андрей», «Одна рифма»; А.Л.Барто «Как Вовка взрослым стал» 3. «Какие имена вы знаете», «Как зовут сотрудников детского сада», «Значение моего имени», «Каких великих людей вы знаете, какие имена они носят», «Хотите ли вы прославить своё имя? Что для этого нужно сделать?» 4. Художественное творчество. Рисование. «Посмотрите, какой я». Каждый рисует и подписывает свой портрет. 5. Оформление «Паспорта имени ребёнка». Где указать: почему родители дали именно это имя, значение имени, уменьшительно-ласкательные производные, фотографию и другую интересную информацию. * По желанию родителей и детей, предлагаю сделать генеалогическое древо своей семьи. 6. Приглашаю в детский сад маму Агнии и прошу рассказать о таком редком имени дочери. (Мама рассказала, что назвала дочь в честь прабабушки, которая во время ВОВ вырастила пятерых детей, трое были приёмными. Принесла фото и личные вещи.) 7. Прошу детей вместе с родителями подготовить краткий рассказ: - Петю Н. - о творчестве П.И.Чайковского; - Витю С. - о жизни В.М.Васнецова; - Серёжу Л. - о С.В.Михалкове. |
IV ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА | 1. Организация деятельности детей по подготовке презентации (оказание помощи детям). 2. Проведение презентации проекта, формулирование вывода о решении проблемы. | 1. Оформление выставок: - портретов «Посмотрите, какой я»; - «Паспортов имён детей»; - Моё генеалогическое древо. 2. Дети проводят экскурсию по выставке, рассказывают гостям о значении своих имён, об истории своей семьи. |
10
Выводы.
- Наладился микроклимат в группе, сложились добрые доверительные взаимоотношения.
- Дети гордятся своими именами, научились их правильно писать, грамотно произносят имена сверстников.
- Познакомились с многообразием имён и их значением.
- Познакомились с деятельностью великих людей, с такими же именами, как у детей. Узнали о значении интересного слова «тёзка».
- Активизировались взаимоотношения родителей и детей.
- Организованы выставки самостоятельных работ детей и работ, приготовленных с родителями.
- Получили большой эмоциональный отклик на литературные, музыкальные и художественные произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Тайна моего имени"
Актуальность: Осознание своей индивидуальности и уникальности у детей начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему имен...
Проект «Тайна моего имени»
«Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Д. Карнеги.Продолжительность проекта: 1 месяц.Тип проекта: социально – исследовательский.Участники: воспитатели,...
Проект "Тайна моего имени"
художественно-творческий проек подготовительная группа...
Проект "Тайна моего имени"
Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, многие отмечают именины. Родители, иногда, дают нам имена, совсем не задумываясь об их значении. А ...
Проект "Тайна моего имени" (старшая группа №4)
Данный проект был реализован в старшей группе "Землянички"....
Проект "Тайна моего имени"
Имя у тебя одно, навсегда оно дано.Жизнь длинна, и оттого ты побереги его.Р. Саф...
Проект " Тайна имени моего"
Детский исследовательский проект...