"ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ "
статья на тему
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в возрасте 3-4 лет, когда ребенок из семейной стабильной среды, переходит в другую, подчас даже агрессивную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 49.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
С поступление в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений: изменяется режим дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым заболеваниям.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Буковой. – М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация – сдвига нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; - адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации, у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребёнка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей.
Многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, но есть дети, которые менее приспособлены к отрыву от родных, более слабые и ранимые. Адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребёнка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребёнок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремиться к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: ребёнок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергает риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребёнок справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Во – первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевание матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребёнка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребёнок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Многие психологи и педагоги полагают, что лучше всего отдавать ребенка в детский сад после того, как ему исполнится три года. К трём годам у ребёнка возрастает стремление к самостоятельности и проявлению инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания «Я – сам!». В этом возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с родителями. Однако не следует забывать, что это кризисный возраст: ребенок психологически отделяется от родителей и его собственное «Я» становиться предметом его переживаний.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Что нового приносит сформированный тип общения и предметной деятельности в область социальных взаимоотношений ребёнка с другими людьми? Как эти приобретения могут сказаться на поведении детей в новых условиях детского сада? В ходе делового общения формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то ребенок к трем годам четко различает своих и чужих. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Если ребёнок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребёнок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребёнка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность детей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. У них сложный уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Таким образом, причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать конструктор. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками.
В группе детского сада каждый ребёнок ведет себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья ребёнка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в них.
Данная методика может значительно сократить срок адаптации детей в период от 1 до 2 месяцев, а также смягчить последствия тяжелой адаптации.
Это достигается за счет комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми, а так же целенаправленной просветительской и практической работы с родителями, создание определенных условий в группе.
Используются различные игры и упражнения для снижения эмоционального напряжения, игры для знакомства детей, на сплочение коллектива, приемы песочной терапии.
№ | Наименование темы | Форма контроля | |
с детьми | с родителями | ||
1. 1.1. 1.2. | Знакомство Давайте познакомимся Интересные игры | Игры и упражнения направленные на развитие общения ребенка с детьми и родителями. Установление контакта. Участие в беседе «Давайте познакомимся» Игры «Давайте познакомимся!», «Как тебя зовут?», «Чей голосок?» Песочная терапия «Отпечатки наших рук» Игры «Раздувайся, пузырь!», «Лови – лови!», «Доползи до погремушки» | Анкетирование «Анкета для родителей, детей поступающих в ДОУ» «Выручалочки для мамы», работа с копилками «О чём бы вы хотели спросить», |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. | Основная Вместе с мамой Зашагали ножки прямо по дорожке Кто к нам в гости пришел? Ловкие пальчики Кто к нам в гости пришел? Мои любимые игрушки Мыльные пузыри | Общение с детьми, активность в игровой деятельности. Общение с детьми. Занятие «Мамочка любимая» Песочная терапия «Скольжение ладонями по поверхности песка» Занятие «Листопад» Песочная терапия «Прошагать по поверхности песка» Знакомство с музыкальным руководителем. Занятие «Веселое путешествие» Пальчиковая гимнастика, рисование пальцами, ладонью. Песочная терапия «пройтись поочередно по поверхности песка пальцами рук. Знакомство с физкультурным руководителем. Занятие «Вот как мы умеем» Песочная терапия «Отпечатки кулачков на песке» Игры «Зайка», «Козлик», «Мишка» Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка», «Коза», «Зайка и ушки» Занятие «Мыльные пузыри» Релаксация «Отдохнем на ковре» | информирование «Выручалочки для мамы», папки-передвижки «Книга адаптации», работа с копилками «О чём бы вы хотели спросить», участие в игровой деятельности с детьми, работа с дневниками «Адаптация к детскому саду», беседы с администрацией и медиками, педагогами детского сада, анкетирование. Консультации на тему: «Факторы, определяющие особенности адаптации к детскому саду» (Приложение № 4) |
3. 3.1. 3.2. | Заключительная Путешествие по группе Давайте играть! | Активное участие в игровой деятельности, свободное общение с детьми и взрослыми. Участие в экскурсии по группе, установление контакта со взрослыми – выполнение заданий. Игры: «Найди игрушку», «Как пройти?» Песочная терапия «Скольжение ладонями по поверхности песка» | анкетирование «Мнение о работе группы», информирование «Ступеньки адаптации» индивидуальные беседы, ответы на вопросы |
Формы работы с родителями:
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы о адаптации детей к детскому саду;
- Ведение дневников «Моя адаптация» для отслеживания психоэмоционального состояния детей.
- Работа копилки «О чём бы вы хотели спросить» для получения обратной связи в работе с родителями;
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых упражнений, развивающих игр.
Для психолого-педагогического просвещения родителей можно использовать информацию на стендах и ширмах; библиотеку по вопросам возрастной психологии и педагогики; консультацию для специалистов дошкольного образовательного учреждения; деловые игры и тренинги; «открытые дни»; совместные досуги и праздники. Индивидуально с каждым родителем проводить беседы о прохождении адаптации его ребёнка.
С целью повышения результативности педагогической работы можно провести семинар на тему «Участие родителей в адаптационный период детей 3-4 лет» с воспитателями младших групп для ознакомления с полученными данными по вопросу адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения и включения родителей в данный процесс.
Таким образом на процесс адаптации в дошкольные годы оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия и др.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности./ В журнале «Вопросы психологии» №1 1989.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006.
- Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. Издательство Просвещение 2007.
- Калинина Р.Р. Ребёнок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду/ М., Издательский центр «Академия» 2008
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению./ Книголюб 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
1.Знаете ли Вы группу здоровья Вашего ребёнка?
- да ________
- нет _______
2. К какой группе здоровья относится Ваш ребёнок?
___________________________________________
3. Знаете ли Вы особенности адаптации ребёнка с:
I группой здоровья? _________________________________________
II группой здоровья? ________________________________________
III группой здоровья? ________________________________________
4.Часто ли болеет Ваш ребёнок?
- да _________
- нет ________
5. Каковы причины болезни Вашего ребёнка?
- Недостаточное физвоспитание в саду__________________________
- Недостаточное физвоспитание в семье_________________________
- Наследственность, предрасположенность______________________
6. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно определить,
правильно ли развивается Ваш ребёнок?
- да ________
- нет _______
- частично ______
7. На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в детском саду?
- соблюдение режима дня ______________________________________
- рациональное и калорийное питание ___________________________
- полноценный сон ____________________________________________
- достаточное пребывание на свежем воздухе ______________________
- здоровая гигиеническая среда __________________________________
- благоприятная психологическая обстановка ______________________
- наличие спортивных площадок, физооборудования, закаливающие мероприятия __________________________________________________
8. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
- облегченная одежда во время прогулки, в группе __________________
- обливание ног водой контрастной температуры __________________
- хождение босиком ___________________________________________
- систематические проветривания _______________________________
- прогулки в любую погоду ____________________________________
- ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры _______
9. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье Вашего ребёнка дома?
- да ___________________
- нет __________________
- частично _____________
10. Нужна ли Вам помощь детского сада?
- да __________________
- нет _________________
- частично ____________
Рекомендации для родителей
- Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его.
- Второе – подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем.
- Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад.
- Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
- Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним.
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей.
- Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
- В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
- В первые дни пребывание в детском саду должно быть коротким.
- Постепенно по согласованию с воспитателями оставляйте ребенка на более длительный срок.
- Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро.
- Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
- Дайте ребенку в садик его любимую игрушку.
- Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новой деятельности, большого количества народа. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом
и воспитателем
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
ЛОВИ-ЛОВИ!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
ЧЕЙ ГОЛОСОК?
Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!
Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):
ЗАЙКА
Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка, (Садятся на корточки)
Длинные ушки, (Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки. (Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка, (Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.(Дети обхватывают себя руками, изображая страх)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый, (Приподнять плечи, руки округлить, носки
Мишка по лесу идет, ног повернуть внутрь, идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет. (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал. (Показать указательным пальцем)
Подошли к мишутке детки, (Помаршировать)
Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)
СТОЛЯРЫ
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры — легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
КОЗЛИК
Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.
Козлик наш не убежал, веселее заиграл:
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!
ЗАРЯДКА
Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю,
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на зарядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три.
Видите, стараемся, спортом занимаемся!
ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились — ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Раз, два, три… Два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь, я иду искать!»
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
НАЙДИ ИГРУШКУ
Ведущий (сначала воспитатель, потом — дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).
Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза»).
Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.
КАК ПРОЙТИ?
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество — это зависит от количества специальных помещений (например, кабинет логопеда, хореографический зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т.д.).
Ниже приводится примерная схема такой игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? — Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридору, первая дверь налево — медицинский кабинет (возможно, дети не сразу усвоят понятия «налево — направо», хотя, безусловно, этому надо учить; тогда можно ориентироваться на какие-то предметные признаки: после нарисованного волка свернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.) и обратно. После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (естественно, медработники предупреждены о предстоящем визите «делегации»). Вылеченный Степашка (как доказательство — забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы Кати, взять интересную книжку у методиста и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности адаптации к условиям детского сада»
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчи...
Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
Презентация "Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада"...
Как смягчить протекание адаптации ребенка к детскому саду
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
С поступление в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений: изменяется режим дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.Все эти изменения обруш...
Особенности использования с детьми раннего возраста игр - манипуляций (игр – забав) в период адаптации к условиям детского сада.
Процес адаптации ребенка в условиях дошкольного учереждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей....
Статья "Особенности протекания адаптация к условиям детского сада у детей 3-4 лет
При поступлении в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений, которые создают для него стрессовую ситуацию. Что необходимо для того, чтобы ребенко безболезненно приспособился к новым у...
Консультация для родителей «Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада»
Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуаль...