Семинар практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18»
Семинар практикум
«Метод проектов в ДОУ как
инновационная педагогическая
технология»
Автор: Ретюнских Татьяна Евгеньевна
г.Ковров 2015г.
Цель:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обучение педагогов проектной деятельности;
- внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
- развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
План
Занятие №1 Теоретическое
- «Метод проектов как средство развития личности ребенка»
- Структура, этапы работы над проектом
- Этапы освоения детьми проектной деятельности.
- Содержание и классификация проектов.
Занятие №2 Практическое
«Обучение технологии проектирования»
Занятие № I Теоретическое
«Теоретические основы проектной деятельности»
Часть 1 «Метод проектов как средство развития личности ребенка»
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет в младшем дошкольном возрасте решить следующие задачи:
Задачи развития (общие)
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие творческого мышления.
- Развитие коммуникативных навыков.
Младший дошкольный возраст
I. Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
II. Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
III. Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
IV. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
V. Линии развития личности.
- Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
- Социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
- Познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
- Эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
В старшем дошкольном возрасте:
Старший дошкольный возраст.
I. Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
II. Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
III. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
IV. Линии развития личности.
- Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
- Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
- Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
- Эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Часть 2 Структура, этапы работы над проектом
Структура любого проекта обязательно включает:
- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
- активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
- ежедневные рефлексии;
- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
- презентация с показом того, что научились делать дети.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
Основные этапы работы над проектом
I этап Подготовительный
Цель: выявление противоречий и формулирование проблемы.
II этап. Целеполагание.
Цель: определение цели проекта наиболее актуальной и посильной для ребенка, создание интереса для него, ярких положительных эмоций, мотивирование детской деятельности.
III этап. Разработка проекта
Цель: разработка плана деятельности по достижению цели, стимулирование умственной активности детей.
IV этап. Выполнение проекта
Цель: реализация проекта, оказание помощи детям в решении индивидуальных задач развития.
V этап. Подведение итогов.
Цель: итоговая оценка результатов проекта, обеспечение рефлексии, показ роста каждого ребенка.
№ | Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Пример (проект «Родословная куклы» |
1 | Подготовительный | Формулирует проблему | Вхождение в проблему. | В группу приходит письмо. Воспитатель знакомит детей с его содержанием: «Помогите нам, куклам, узнать о своих прадедушках и прабабушках» |
2 | Целеполагание: | Ставит цель. При постановке цели определяется и продукт проекта. | Вживание в игровую ситуацию. | Познакомиться с техникой изготовления кукол, узнать условия труда мастеров-кукольников. |
3 | Разработка проекта | Помогает в решении задачи. | Объединение детей в рабочие группы. | Дети вместе с воспитателем размышляют о том, как помочь куклам, составляют план. |
4 | Выполнение проекта | Практическая помощь (по необходимости). | Формирование специфических знаний, умений навыков. | Дети расспрашивают взрослых в детском саду и семье, заглядывают в книжки. Вместе с воспитателем они посещают библиотеку, где находят необходимую информацию. Ищут в Интернете (с помощью взрослых). Можно делать зарисовки, записи (с помощью взрослых) в альбомах; собирать фотографии и иллюстрации; изготовить кукол своими руками. Поисковая работа завершается беседой воспитателя с детьми. Затем проводится родительское собрание по теме «Совместная деятельность родителей, детей и детского сада в реализации проекта «Родословная куклы». После собрания активизируется работа взрослых и детей по изготовлению различных кукол, оформлению альбомов по истории. Музыкальный руководитель знакомит детей с произведениями П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Организуется экскурсия в краеведческий музей. Затем проводится занятие «Составление ленты времени». Каждый ребенок изображает на листе бумаги куклу, о которой знает больше, чем о других. Затем с помощью воспитателя составляется лента времени изображенных кукол. |
5 | Подведение итогов | Подготовка к презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. | Итог всей работы отражает инсценировка силами ребят и взрослых «Родословная куклы». |
Часть 3 Этапы освоения детьми проектной деятельности.
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
Первый этап – 3,5-5 лет.
Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.
Активная роль принадлежит взрослому.
Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).
Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе.
Этап проектной деятельности | Действия |
Подготовительный | Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. |
Целеполагания | Определение взрослым цели проекта, его мотивации |
Планирования | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. |
Выполнение проекта | Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности |
Рефлексивный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
Проектировочный | - |
Второй этап – 5-6 лет.
Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.
Особенности проектной деятельности. Накапливается определенный социальный опыт:
- опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
- опыт разнообразной совместной деятельности;
- развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие проектной деятельности:
- принимают проблему, уточняют цель;
- самостоятельно находят проблему;
- способны выбрать средства для достижения результата.
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе..
Этап проектной деятельности | Действия |
Подготовительный | Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. |
Целеполагания | Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. |
Выполнение проекта | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. |
Проектировочный | Совместно с детьми определение перспектив проектирования. |
Третий этап – 6-7 лет.
Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности. Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.
Алгоритм действий взрослых и детей на третьем этапе.
Этап проектной деятельности | Действия |
Подготовительный | Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания | Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта. |
Выполнение проекта | Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь. |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный | Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. |
Проектировочный | Определение перспективы развития проектирования. |
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения участников совместной деятельности, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатели сосредоточивают документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира.
В ДОУ можно оборудовать и детскую медиатеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио- и видеоцентры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные развивающие игры.
Если информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской районной (городской) библиотеке, музеях и других культурных центрах.
Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.
Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Часть 4 Содержание и классификация проектов
Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.
Д.И.Фельдштейн пишет: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, ребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация».
.Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», ребенок и рукотворный мир», ребенок, общество и его культурные ценности».
Типы проектов отличаются разнообразием. В.Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.
Еще в начале XX в. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:
- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнь.;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школьного завтрака, устройство клумб.
К концу XX в. получили развитие новые виды проектов. Е.Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, можно выделить следующие типы проектов, актуальных для дошкольного образования:
Тип проекта | Особенности | Примерная тематика |
По доминирующему методу | ||
Исследовательские | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. |
|
Ролево-игровые (приключенческие) | Используются элементы творческих игра, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. |
|
Информационно-практико-ориентированные. | Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.). Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Он требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). |
|
Творческие | Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). |
|
по характеру содержания: |
| |
по преобладающему мотиву |
| |
по доминирующему виду творчества |
| |
по форме представления результата |
| |
По характеру участия ребенка в проекте | ||
| ||
По характеру контактов | ||
Внутри одной возрастной группы | Наиболее распространено проектирование. |
|
В контакте с другой возрастной группой | Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально-одобряемого взрослыми поведения. |
|
Внутри ДОУ | Более трудны в организации. Требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов. |
|
В контакте с семьей | Наиболее сложны. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности. | |
В контакте с учреждениями культуры | ||
В контакте с общественными организациями (открытый проект). | ||
По количеству участников | ||
Индивидуальный | Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. |
|
Парный | Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения. | |
Групповой | Осуществляется группой участников (от3 до 10-12 человек). | |
Фронтальный (коллективный) | Выполняется всем коллективом. | |
По продолжительности | ||
Краткосрочный | Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности. | |
Средней продолжительности | 2-4 месяца Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки). | |
Долгосрочный | Учебный год. Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время. |
Литература
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ М.,2006.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду М., 2008.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике М., 2010.
Занятие № II Практическое
«Обучение технологии проектирования»
Часть 1
Воспитателям предлагается разбиться на следующие микрогруппы:
- Воспитатели 1 мл.группы и 2 мл.группы
- Воспитатели средних групп.
- Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.
Участникам предлагается определить темы будущих проектов в рамках тематического пространства «Осень, осень, в гости просим».
Тематика заявленных проектов микрогрупп:
- Микрогруппа № 1 Проект «Осенний листопад»
- Микрогруппа № 2 Проект «Сказки осеннего леса»
- Микрогруппа № 3 Проект «Золотая книга осени»
Часть 2 Методический материал для работы воспитателей.
Задачи | Младший возраст | Старший возраст |
Общие задачи развития | ||
| ||
Задачи исследовательской деятельности |
|
|
Задачи обучения |
|
|
Совершенствование психических процессов |
|
|
Формирование проектно-исследовательских умений |
|
|
Линии развития личности | ||
физическое |
|
|
социальное |
|
|
познавательное |
|
|
эстетическое |
|
|
Модель информационной карты проекта
Информационная карта проекта
ДОУ № ________________
г.____________________ __________________________________области
- Полное название проекта:_______________________________________
_____________________________________________________________
- Автор проекта (Ф.И.О.)_________________________________________
_____________________________________________________________
- Руководитель проекта (Ф.И.О.)__________________________________
_____________________________________________________________
- Кадры:_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Район, город, представивший проект:_____________________________
- Адрес организации:____________________________________________
- Телефон:___________________________________________________
- Вид, тип проекта:______________________________________________
____________________________________________________________
- Цель, направление деятельности проекта:__________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Краткое содержание проекта:____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Место проведения:_____________________________________________
- Сроки проведения:_____________________________________________
- Количество участников проекта (взрослые и дети):__________________
_____________________________________________________________
- Возраст детей:_________________________________________________
- Форма проведения:_____________________________________________
- Ожидаемые результаты (продукт проекта):________________________
_____________________________________________________________
Этапы разработки и проведения проекта:
- поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
- наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсудить план с семьями;
- обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
- нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
- собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми);
- провести занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта;
- дать домашние задания родителям и детям;
- перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей;
- организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составляем книгу, альбом и т.п.;
- подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Особенности работы с детьми в условиях проекта:
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.
Методические рекомендации по подготовке к презентации проекта.
- Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта.
- Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения.
- Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта.
- Продемонстрировать найденное решение.
- Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.
- Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
- Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.
Схема осуществления проекта через разнообразные виды деятельности
Виды детской деятельности | Мероприятия |
Игровая деятельность | |
Коммуникативная | |
Трудовая | |
Познавательно-исследовательская | |
Продуктивная | |
Музыкально-художественная | |
Чтение | |
Режимные моменты | |
Самостоятельную деятельность детей | |
Взаимодействие с семьей |
I этап Подготовительный
Цель: выявление противоречий и формулирование проблемы.
II этап. Целеполагание.
Цель: определение цели проекта наиболее актуальной и посильной для ребенка, создание интереса для него, ярких положительных эмоций, мотивирование детской деятельности.
III этап. Разработка проекта
Цель: разработка плана деятельности по достижению цели, стимулирование умственной активности детей.
IV этап. Выполнение проекта
Цель: реализация проекта, оказание помощи детям в решении индивидуальных задач развития.
V этап. Подведение итогов.
Цель: итоговая оценка результатов проекта, обеспечение рефлексии, показ роста каждого ребенка.
№ | Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Подготовительный | Формулирует проблему | Вхождение в проблему. |
2 | Целеполагание: | Ставит цель. При постановке цели определяется и продукт проекта. | Вживание в игровую ситуацию. |
3 | Разработка проекта | Помогает в решении задачи. | Объединение детей в рабочие группы. |
4 | Выполнение проекта | Практическая помощь (по необходимости). | Формирование специфических знаний, умений навыков. |
5 | Подведение итогов | Подготовка к презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. |
Первый этап – 3,5-5 лет.
Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.
Активная роль принадлежит взрослому.
Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).
Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе.
Этап проектной деятельности | Действия |
Подготовительный | Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. |
Целеполагания | Определение взрослым цели проекта, его мотивации |
Планирования | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. |
Выполнение проекта | Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности |
Рефлексивный | Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
Проектировочный | - |
Второй этап – 5-6 лет.
Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.
Особенности проектной деятельности. Накапливается определенный социальный опыт:
- опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
- опыт разнообразной совместной деятельности;
- развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие проектной деятельности:
- принимают проблему, уточняют цель;
- самостоятельно находят проблему;
- способны выбрать средства для достижения результата.
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе..
Этап проектной деятельности | Действия |
Подготовительный | Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. |
Целеполагания | Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. |
Выполнение проекта | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный | Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. |
Проектировочный | Совместно с детьми определение перспектив проектирования. |
Третий этап – 6-7 лет.
Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности. Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.
Алгоритм действий взрослых и детей на третьем этапе.
Этап проектной деятельности | Действия |
Подготовительный | Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания | Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования | Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта. |
Выполнение проекта | Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь. |
Презентационный | Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный | Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. |
Проектировочный | Определение перспективы развития проектирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програмка к районному семинару-практикуму «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
оформление програмки к семинару с регламентом работы...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Статья на тему использования метода проектов в детском саду...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...
Проект НОД с использованием инновационных педагогических технологий
Практико-значимая работана тему:«Проект НОД с использованием инновационных педагогических технологий»...
Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...
Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы"
Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы" - технология Л. Свирской...