Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе игры.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Игра ребенка с особыми возможностями здоровья насыщена самыми разнообразными эмоциями. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_evs_v_protsesse_igry.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Играй, играй, эмоциональную сферу развивай!
Игра ребенка с особыми возможностями здоровья насыщена самыми разнообразными эмоциями. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие отечественные психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, установление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей с особыми возможностями здоровья.
У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у ребенка нравственных качеств личности.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, взрослый должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого взрослого в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их.
Таким образом,взрослый,зная жизненные ситуации и игровые интересы детей, деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...
Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников....
игры для детей на развитие эмоционально-волевой сферы
игры и Соломинка на ветру (для детей 6 лет) Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или за...
Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности
Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия
Картотека игр для детей на развитие эмоцианально-волевой сферы и коммуникативных навыков....
Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков в процессе изготовления новогодних игрушек. Совместный проект педагога-психолога и воспитателя «Новогодняя игрушка».
Укрепление детско-родительских отношений, развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления новогодних игрушек....
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...