Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями
статья на тему
Из опыта работы: "Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slonchak_minisayt.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ –
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Образовательная система может быть эффективной лишь в том случае, если в ней имеет место совокупность общественного и семейного воспитания, поэтому проблема взаимодействия детского сада и семьи в интересах ребенка и на сегодняшний момент остается актуальной. Перед современными родителями раскрываются широкие возможности для самостоятельного повышения психолого-педагогической компетентности через ресурсы Интернет, телевидения, специальной литературы и другие. В этом есть не только несомненные «плюсы», но и «минусы»: как не растеряться в лавине зачастую противоречивых сведений, найти верное решение в воспитании конкретного ребенка с присущими только ему особенностями? Навигатором в море педагогической информации для семьи призван стать воспитатель.
Начав работать в группе детей раннего возраста, я столкнулась с определенными трудностями: многие из поступающих в детский сад детей третьего года жизни не умели держать ложку, не хотели самостоятельно снимать или надевать одежду, поиграв с игрушкой, не относили ее на место, а бросали там же, где утратили к ней интерес, брали другую игрушку и снова бросали. Из бесед с родителями мне удалось выяснить, что большинство из них не придают значения воспитанию навыков самообслуживания у детей, им кажется, что удобнее и быстрей самим накормить, одеть малыша и убрать за него игрушки. В то же время многие родители стремятся развивать способности ребенка и имеют интересный опыт воспитания, которым могут поделиться с другими. В результате анализа полученной информации возникла потребность в выборе такой формы взаимодействия с семьей, которая позволила бы поддержать уверенность родителей в их педагогических возможностях, а также способствовала повышению компетенции семьи в области воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями, на мой взгляд, является семейный клуб.
Семейный клуб - перспективная форма работы с родителями, которая позволяет им стать непосредственными участниками образовательного процесса, способствует повышению педагогической компетентности, осознанию родителями самоценности дошкольного детства как основы всей последующей жизни человека.
При выборе направления работы семейного клуба в нашей группе руководствовалась выявленной проблемой в развитии навыков самообслуживания у воспитанников, запросами и предложениями родителей. Цель Семейного клуба – повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей раннего возраста, формирование единых подходов воспитания ребенка в детском саду и семье. Задачи Семейного клуба:
- оказывать консультативную помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;
- предоставлять возможность для обсуждения и обмена положительным семейным опытом;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Формы работы: беседа, консультация, круглый стол, мастер-класс, презентация семейного опыта.
В плане работы Семейного клуба нашей группы представлены следующие темы: «Я - Сам», «О питании со вкусом», «Мастерим вместе с мамой», «Семейные увлечения», «Закаляемся вместе».
На заседании круглого стола «Я - Сам» родители познакомились с информацией о возрастных особенностях психического развития детей третьего года жизни, получили квалифицированные рекомендации педагога – психолога о способах взаимоотношений с детьми в период проявления кризиса 3 лет. В процессе обсуждения участники Семейного клуба пришли к выводу о том, что для формирования у ребенка положительного образа Я, важно предоставлять малышу возможность самостоятельно выполнять все доступные его возрасту действия по обслуживанию себя. Итогом дискуссии стала выработка единого подхода к воспитанию у детей навыков самообслуживания в детском саду и семье.
Одним из определяющих факторов, влияющих на состояние здоровья и развития малышей, является питание. Учитывая высокий интерес родителей к проблеме детского питания, эта тема получила свое отражение на следующем заседании Семейного клуба «О питании со вкусом». На нее была приглашена старшая медицинская сестра, которая рассказала родителям об организации питания в детском саду, познакомила с сезонным меню, перечнем продуктов, рекомендуемых для полноценного питания, технологическими требованиями к приготовлению пищи. Отвечая на вопрос родителей о том, как накормить ребенка со сниженным аппетитом, наряду с вкусовыми качествами и разнообразием блюд, особое внимание обратила на соблюдение режима питания в семье. В свою очередь родители поделились семейными кулинарными рецептами наиболее любимых детьми блюд. В результате родители получили важную информацию по проблеме детского питания, обменялись мнениями, поделились практическим опытом приготовления различных блюд, из их семейных рецептов был создан альбом «Наши кулинарные рецепты».
Установлено, что мелкая моторика влияет на развитие у детей речи, мышления, памяти, внимания; уровень развития мелкой моторики является показателем готовности дошкольника к обучению в школе. Развивать мелкую моторику ребенка необходимо начинать с раннего возраста, поэтому одна из встреч Семейного клуба прошла в форме мастер-класса «Мастерим вместе с мамой», на котором все желающие смогли освоить технологию изготовления поделок с использованием шнуровки. Доступным и недорогим материалом для поделок послужили пластиковые тарелки (одноразовая посуда), разнообразные шнурки, ленточки, тесьма. Родители получили практические навыки по оформлению декоративных тарелочек с помощью шнуровки, а что более важно - приобрели дополнительные умения по организации детского досуга в семье. Изготовление поделок со шнуровкой поможет родителям и детям с пользой провести свободное время. Подобные занятия тренируют у ребенка зрительную память, способствуют формированию умения сравнивать и анализировать, ориентироваться в пространстве. Развивается общая умелость рук, точность движения руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть те качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Получив первые навыки протягивания шнурка через отверстия, освоив разные виды швов, малыш может творчески применять свои умения, у него развивается воображение, фантазия. Все это произойдет только при верном руководстве со стороны взрослого. При проведении мастер-класса особый акцент поставила на том, что взрослые не должны выполнять работу за ребенка, обязанности целесообразно разделить таким образом, чтобы малыш чувствовал себя полноправным участником общего дела. После того, как маленький мастер выполнил задание, обязательно надо спросить его, почему он сделал именно таким способом. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность комментировать свои действия и пояснять свое решение, это поможет формированию мыслительных операций, речи. В то же время внимательное отношение взрослого ко всем идеям маленького творца создаст условия для полета его фантазии. Детское творчество способствует самоутверждению малыша в глазах взрослого партнера, оказывает влияние на поддержание у ребенка уверенности в себе. Процесс изготовления красочных поделок из разноцветных шнурков увлекателен сам по себе, а искренний интерес со стороны самых значимых для ребенка взрослых – его родителей, совместная деятельность сближают родителей и детей, заряжает их позитивной энергией.
В настоящее время в групповой комнате представлена выставка декоративных тарелочек, изготовленных родителями вместе с детьми.
Предполагая, что в семьях моих воспитанников есть не менее оригинальные идеи по организации детского досуга, обратилась к родителям с объявлением:
Уважаемые родители,
не сомневаюсь, что у вас есть интересный опыт
домашних занятий с вашим ребенком,
Поделитесь с другими родителями вашими
оригинальными идеями.
С удовольствием рассмотрим все ваши предложения.
Многие откликнулись на это предложение. Следующая встреча Семейного клуба была посвящена теме «Семейные увлечения» и состоялась в форме презентаций. Родители представили фотографии своих совместных с детьми увлекательных занятий, подробно рассказали о них. В семье Даниила К. любят читать, Дарина М. с папой занимаются спортом, Ваня Ч. вместе с папой мастерят поделки из металлического конструктора, Полина Р. помогает старшей сестренке шить одежду для кукол, Вика Р. с родителями строит города из кубиков, Маша Т. и Аделина Р. любят рисовать, в этом увлечении девочек также поддерживают их родители. Самое главное в совместных творческих занятиях – атмосфера сотрудничества и энтузиазм взрослого, который обязательно передастся ребенку.
По итогам презентации семейного опыта был оформлен фото-стенд «Семейные увлечения».
Тема укрепления здоровья детей всегда актуальна, поэтому на следующем заседании Семейного клуба планируем обсудить тему: «Закаляемся вместе».
Взаимная заинтересованность участников Семейного клуба обеспечила его плодотворную работу в течение года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Семейный клуб, как форма взаимодействия с родителями»
Опыт работы с семьей...
Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями.
Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых- родителей и воспитателей....
«Семейный клуб - как форма работы по социализации ребенка с ОВЗ». (конкурс)
В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом). Группы дошкольников с ОВЗ неоднородны. Их посещают дети с разными нарушениями разви...
Статья "Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями"
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса...
Семейный клуб, как форма работы с родителями
В презентации рассказывается о семейном клубе, как нетрадиционной форме работы с родителями...
Семейный клуб - как форма работа с родителями
семейный клуб...
Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год
Программа семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...