Семинар по сюжетно-ролевой игре
методическая разработка на тему
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Материал: фишки для жюри, 2 экрана соревнований для команд, 2 доски, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги, 3 маркера.
Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой», подготовка каждой командой сюжетно-ролевой игры.
План семинара.
1.Лекция о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми.
2. Деловая игра.
- Представление команд
- Перечисление методов и приемов руководства игрой
- Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».
- Разгадывание кроссворда.
- Перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.
Ход семинара.
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр; чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать следующие условия:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:
- формирование игры как деятельности;
- использование игры как средства нравственного воспитания. Т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.
Предпосылки для развития длительной игры.
- умение детьми выбрать тему
- важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер)
- придумывание подбор игрового материала
умение устанавливать правила и четко выполнять
Принципы.
- На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.
- На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.
- Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.
- Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.
Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии. Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заменители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют
"ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов
и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой
деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал
учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а
когда только имитировать их понимание.
После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника
проходит несколько стадий.
Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то,
называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.
Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало,
развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и
продолжаться на следующий.
И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто
действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему
ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.
Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его
артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для
ребенка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от
особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда
предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры.
Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?
Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли
вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка,
брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите
только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил"
вашего малыша.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и
фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и
новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом,
предоставьте ему побыть режиссером или критиком.
Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного
театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт,
что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку
одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя
слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и
карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих
мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить,
чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными
участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.
В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент
жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.
Первое задание. Представить команду и ее название.
Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. /команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/
Предполагаемые ответы.
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
- на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад…
- использование сюрпризных моментов
- внесение новой игрушки
- наблюдение за игрой других дошкольников
- наблюдение за трудом взрослых
- чтение литературных произведений
- обсуждение телепередач
- определение содержания игры
- восстановление последовательности событий
- игровые действия
- обыгрывание персонажей и их взаимодействие
- драматизация сказок
- учет интереса детей
- планирование игры
- рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
- определение темы
- умение согласовывать свои действия с остальными детьми
- придумывание сюжета сказки или рассказа
- совместный пересказ сказки
- придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
- преднамеренное изменение ситуаций
- учет индивидуальных особенностей
- учет личного опыта ребенка
- привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
- использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
- обсуждение хода и результатов игры
- совместная с детьми игра
- использование технических средств обучения.
Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «автобус» и «моряки». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр - прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
вокзал кассир кок капитан пассажир водитель вокзал матрос радист боцман мастерская кассир АЗС билетер врач
Четвёртое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм.
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
2.Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками данного действия.
3. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями.
5. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали.
7. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих либо действий, манер.
9. Отрасль педагогики, изучающее принципы, приемы и средства учебно-воспитательного процесса.
По вертикали:
1.Гимнастика, позволяющая через образ изменить свое поведение или преодолеть негатив.
2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих мыслей.
4. Образ, созданный и воплощенный ребёнком актером в своей игре.
6. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое воспитание личности.
8. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
10. Относительно компактная социальная группа.
Ответы: 1. нравственность
2. планирование
3. подражание
4. игра
5. правила
6. психогимнастика
7. методика
8. воспитание
9. коллектив
10. роль
11. экскурсия.
Пятое задание. Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе.
Предполагаемые ответы.
- Детский сад
- Семья
- Магазин – овощной, хлебный, игрушек
- Пароход
- Больница
- Парикмахерская
- Автобус
- Зоопарк
- Моряки
- Зубной врач
- Прачечная
- Салон красоты
- День рождения
- Столовая
- Кондитерская фабрика
- Поликлиника
- Животноводы
- Аптека
- Строители космодрома
- Путешествие в дальние страны
- Цирк
- Пограничники
- Рыболовецкое судно
- Зоолечебница
- Почта, телеграф
- Газетный киоск
- Дискотека
- Космическое путешествие
- Лесная школа
- Улица и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_sr_igre.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Материал: фишки для жюри, 2 экрана соревнований для команд, 2 доски, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги, 3 маркера.
Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой», подготовка каждой командой сюжетно-ролевой игры.
План семинара.
1.Лекция о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми.
2. Деловая игра.
- Представление команд
- Перечисление методов и приемов руководства игрой
- Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».
- Разгадывание кроссворда.
- Перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.
Ход семинара.
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр; чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать следующие условия:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:
- формирование игры как деятельности;
- использование игры как средства нравственного воспитания. Т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.
Предпосылки для развития длительной игры.
- умение детьми выбрать тему
- важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер)
- придумывание подбор игрового материала
умение устанавливать правила и четко выполнять
Принципы.
- На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.
- На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.
- Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.
- Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.
Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии. Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заменители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют
"ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов
и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой
деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал
учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а
когда только имитировать их понимание.
После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника
проходит несколько стадий.
Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то,
называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.
Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало,
развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и
продолжаться на следующий.
И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто
действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему
ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.
Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его
артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для
ребенка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от
особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда
предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры.
Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?
Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли
вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка,
брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите
только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил"
вашего малыша.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и
фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и
новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом,
предоставьте ему побыть режиссером или критиком.
Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного
театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт,
что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку
одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя
слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и
карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих
мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить,
чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными
участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.
В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент
жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.
Первое задание. Представить команду и ее название.
Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. /команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/
Предполагаемые ответы.
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
- на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад…
- использование сюрпризных моментов
- внесение новой игрушки
- наблюдение за игрой других дошкольников
- наблюдение за трудом взрослых
- чтение литературных произведений
- обсуждение телепередач
- определение содержания игры
- восстановление последовательности событий
- игровые действия
- обыгрывание персонажей и их взаимодействие
- драматизация сказок
- учет интереса детей
- планирование игры
- рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
- определение темы
- умение согласовывать свои действия с остальными детьми
- придумывание сюжета сказки или рассказа
- совместный пересказ сказки
- придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
- преднамеренное изменение ситуаций
- учет индивидуальных особенностей
- учет личного опыта ребенка
- привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
- использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
- обсуждение хода и результатов игры
- совместная с детьми игра
- использование технических средств обучения.
Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «автобус» и «моряки». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр - прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
вокзал кассир кок капитан пассажир водитель вокзал матрос радист боцман мастерская кассир АЗС билетер врач
Четвёртое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм.
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
2.Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками данного действия.
3. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями.
5. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали.
7. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих либо действий, манер.
9. Отрасль педагогики, изучающее принципы, приемы и средства учебно-воспитательного процесса.
По вертикали:
1.Гимнастика, позволяющая через образ изменить свое поведение или преодолеть негатив.
2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих мыслей.
4. Образ, созданный и воплощенный ребёнком актером в своей игре.
6. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое воспитание личности.
8. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
10. Относительно компактная социальная группа.
Ответы: 1. нравственность
2. планирование
3. подражание
4. игра
5. правила
6. психогимнастика
7. методика
8. воспитание
9. коллектив
10. роль
11. экскурсия.
Пятое задание. Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе.
Предполагаемые ответы.
- Детский сад
- Семья
- Магазин – овощной, хлебный, игрушек
- Пароход
- Больница
- Парикмахерская
- Автобус
- Зоопарк
- Моряки
- Зубной врач
- Прачечная
- Салон красоты
- День рождения
- Столовая
- Кондитерская фабрика
- Поликлиника
- Животноводы
- Аптека
- Строители космодрома
- Путешествие в дальние страны
- Цирк
- Пограничники
- Рыболовецкое судно
- Зоолечебница
- Почта, телеграф
- Газетный киоск
- Дискотека
- Космическое путешествие
- Лесная школа
- Улица и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Сюжетно-ролевые игры"
Семинар-практикум "Сюжетно-ролевые игры"...
Семинар - практикум "Сюжетно - ролевая игра"
Данный материал поможет повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширит ...
Конспект семинара по сюжетно-ролевой игре в первой младшей группе.
Конспект семинара по сюжетно-ролевой игре в первой младшей группе....
Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»
Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»...
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра»
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра»...
Семинар практикум "Сюжетно-ролевая игра: творческий подход и управление игрой"
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника....
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»...