Программа дополнительной образовательной деятельности. физкультурно-оздоровительной направленности. для детей 5-7 лет "Баскетбол"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Ткаченко Марина Юрьевна

программа развития двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол. тематический план к программе, презентация программы "Басектбол" для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Дата

                       Цель

         1 часть

                  2 часть

               3 часть

3 неделя

сентябрь

*Заинтересовать детей упражнением и игрой с мячом.

*Познакомить с разметкой в зале.

*Дать основную стойку баскетболиста.

1. Построение в шеренгу, объяснение задания.

2. Знакомство с игрой баскетбол , рассматривание картинок.

3. бег по залу с остановкой на сигнал свистка.

4.ходьба по кругу.

1 игра «Играй, играй, мяч не роняй»

2. ловля мяча двумя руками. После отскока от пола.

Игра «Мяч скорей бери»

Ходьба по залу с мячом в руках врассыпную.

 4 неделя

Сентябрь.

*Повторить стойку баскетболиста.

*Приучать слушать сигнал.

*Развивать умения работать с мячом.

1 построение в шеренгу. объяснение задания.

2. ходьба в колонне по одному, в руках мяч.

Упражнение «Мяч вокруг себя», «мяч над головой»

3. бег с остановкой на сигнал свистка, ходьба по диагонали»

1Игра «Мяч подбрось по -выше и поймай»

2.Игра «мяч водящему»

 Игра «Чья команда быстрее передаст мяч»

Ходьба по кругу, мяч на голове.

1 неделя

Октябрь.

*Учить бросать мяч в корзину.

*Дать возможность осознать физические качества баскетбольного мяча (упругость, вес, объем).

1 Построение в шеренгу, объяснение задания.

2 Ходьба друг за другом.

3 Толкнуть лежащий мяч, догнать его 4-6 раз.

4 Катание мяча одной рукой вокруг предметов (3 колонны)

Игра «Подбрось повыше»

Удары мяча об пол и ловля его двумя руками (2-3 мин)

Игра «Сбей кеглю» расстояние 2-3 метра.

Ходьба по залу в рассыпную.

2 неделя

октябрь

*Формировать умение владеть мячом.

*Приучать , не мешать товарищу по игре.

*Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

1 Построение шеренгу, объяснение задания.

2 Ходьба друг за другом.

3 Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. 8-10 раз.

4 Прокатывание мяча обеими руками, наклонившись.

Свободная игра с мячом. 7-8 минут.

Игра «Мяч водящему».

Ходьба с мячом . с отбиванием мяча об пол.

3 неделя .

Октябрь.

*Формировать умение действовать с мячом.

*Научить, быстро реагировать на сигнал.

*Воспитывать выдержку и внимание.

1 Построение в шеренгу, объяснение задания.

2. Ходьба друг за другом с мячом в руках.

3. Упражнение «Подбрось мяч и поймай его» во время ходьбы.

4. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола.

5. Бросание мяча вверх. С хлопком. 6-8 раз.

П/игра «Играй,  играй мяч не теряй» 5-6 раз.

М.П.И. «Будь внимателен» 3-4р.

Ходьба по  диагонали, по сигналу свистка остановиться.

Вовремя проведения каждого занятия повторять с детьми основную стойку баскетболиста. Правила ведения мяча.

4 неделя .

Октябрь.

*Учить ловить мяч.

*Закрепить умение быстро реагировать на сигнал.

*Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

1 Свободная игра с мячом в зале 4-5 минут.

2 Бросание мяча вниз и ловля его после отскока. 8-10 раз.

3 Бросание мяча  в стену и ловля его после отскока. 8-10 раз.

П/игра «Сделай фигуру». Учить, быстро реагировать на сигнал, передавать мяч товарищам.

Игра «мяч в корзину»

Спокойная ходьба по залу врассыпную.

1 неделя

Ноябрь.

*Учить ловле мяча.

*Упражнять в умении действовать с мячом.

*Способствовать развитию координации движений.

*Воспитывать дружеские взаимоотношения.

1 Бросание мяча в стенку и ловля его после отскока. 8-10 раз.

2. Игра «10 передач»

П/игра «вызов по имени»             3 подгруппы.

Бросание мяча в кольцо.

Индивидуально отработка в бросание мяча друг другу, с теми детьми, кто неуверенно ловит мяч.

Свободная игра с мячом3-4 минуты.

2 неделя.

Ноябрь.

*Формировать навыки бросания мяча.

*Совершенствовать навык ловли мяча.

*Способствовать развитию глазомера, координации движений и ловкости.

*Учить, дружно играть.

1 Ходьба в колонне по одному с мячом.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками при ходьбе.

3. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола.

4. Игра «10 передач»

Бросание мяча в кольцо со стойки баскетболиста.

 Передача мяча в беге по диагонали, водящему.

Игра «Обгони мяч»

Игра «Будь внимателен»

Игра «Слушай свисток»

Ходьба парами .

3 неделя .

Ноябрь.

*Учить детей передавать мяч двумя руками от груди.

*Упражнять в ловле мяча.

*Развивать внимание и ориентировку в пространстве.

1 Ходьба и бег по сигналу свистка.

2. Передача мяча двумя руками от груди, стоя парами.

3. Игра «У кого меньше мячей» 2-3 раза 2 команды.

П/игра Обгони мяч»  парами 6-8 мин.

Бросание мяча в даль. по сигналу свистка. ( за линией расстояние 3-4 метра)

Произвольная  игра с мячом.

Ходьба тройками.

4 неделя.

 Ноябрь.

*Совершенствовать навыки передачи – ловле мяча.

*Развивать умение точно бросать мяч в определенном направлении.

*Воспитывать умение согласовывать свои движения с движениями товарища.

1 Ходьба и бег по кругу с остановкой по сигналу свистка, отбивание мяча об пол с хлопком и поворотом вокруг себя.

2. Передача мяча двумя руками от груди. Стоя парами.

3. Игра «Мяч водящему»

П /игра «Поймай мяч»

Игра «Сделай фигуру».

Играют с мячом произвольно. Каждый в своем темпе.

Ходьба по залу врассыпную.

1 неделя.

Декабрь.

*Упражнять в передаче и ловле мяча.

*Воспитывать внимание.

*Способствовать развитию точности движений.

1 Ходьба и бег по залу врассыпную, перестроение в 2 колонны по сигналу свистка.

2. Дети становятся тройками в треугольник. Передают мяч по очереди друг другу. 2-3 мин.,

3. Повторяется 1-е упражнение. При этом передачи мяча, каждый игрок перебегает на место, которому передал мяч.

П/игра «Поймай мяч» 8 минут.

2 колонны.

 Ведение мяча до баскетбольной корзины на  расстояние 1.5-2 метров, бросание мяча в корзину 5-6 раз.

Ходьба по залу по диагонали парами.

2 неделя.

Декабрь.

*Совершенствовать навыки передачи мяча.

*Воспитывать организованность.

*Воспитывать ответственность перед командой.

1 Ходьба и бег, с выполнением упражнений на равновесие, прыжки на 2-х ногах.

2. Свободная игра с мячом. 5-6 минут.

П/игра «За мячом» (следить за тем, чтобы дети правильно передавали мяч, стремились точно бросать его партнеру по игре 10 минут)

Игра «Мяч водящему»

Ходьба в колонне по одному с мячом в руках.

3 неделя.

Декабрь.

*Учить детей ведению мяча на месте.

*Упражнять в передаче – ловле мяча.

*Способствовать развитию координации движений. Ориентировки в пространстве.

1 Ходьба и бег друг за другом с остановкой на сигнал.

2. Ведение мяча на месте правой и левой рукой по 2 минуты (объяснить правила).

3.Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту отскока мяча, то низко, то высоко по 2 минуты.

4.Ведение мяча вокруг себя правой и левой рукой по 2 минуты.

П/игра «За мячом»                       ( команды соревнуются между собой. 10 минут.)

Дыхательная гимнастика

«дышим носом»

Релаксация « На море»

4 неделя.

Декабрь.

*Закрепить умение ведения мяча на месте.

*Учить передаче мяча одной рукой от плеча.

*Способствовать воспитанию ловкости, ориентировки на месте, в пространстве.

1 Ведение мяча на месте правой и левой рукой по 3 минуты..

2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой 3 минуты.

3.Ведение мяча на месте. Вокруг себя. Правой и левой рукой 3 минуты.

Дети , стоя в парах. Передают мяч одной рукой от плеча на расстоянии 2-3 м.

П/игра «Займи свободный кружок»

2 команды.

Игра «Забери мяч»

Ведение мяча до корзины, метание мяча по свистку.

2 неделя.

Январь.

*Упражнять в передаче и ловле мяча.

*Воспитывать внимание.

*Способствовать развитию точности движений.

1 Ходьба и бег по залу врассыпную, перестроение в 2 колонны по сигналу свистка.

2. Дети становятся тройками в треугольник. Передают мяч по очереди друг другу. 2-3 мин.,

3. Повторяется 1-е упражнение. При этом передачи мяча, каждый игрок перебегает на место, которому передал мяч.

П/игра «Поймай мяч» 8 минут.

2 колонны.

 Ведение мяча до баскетбольной корзины на  расстояние 1.5-2 метров, бросание мяча в корзину 5-6 раз.

Ходьба по залу по диагонали парами.

3 неделя.

 Январь.

*Закреплять ведение мяча на месте.

*Учить детей прицеливаться при броске мяча в цель.

*Воспитывать уверенность в своих силах.

1 Удары мячом об пол одной рукой и ловля двумя руками 10-12 раз.

2. Удар мячом об пол правой и ловля левой рукой, удар левой и ловля правой.

3.Ведение мяча на месте правой, левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками. Стоя в парах. Произвольным способом.

П/игра «у кого меньше мячей»

Игра «Попади в цель»

Метание мяча в обруч на расстоянии 1.5-2 метров. Мяч бросать любым способом.

4 неделя.

Январь.

*Упражнять в передаче – ловле мяча.

*Способствовать развитию точности движения.

*Закреплять ведение мяча в ходьбе.

1 Дети становятся 3-ми, передают мяч по очереди друг другу.

2. Ведение мяча по залу в прямом направлении, по диагонали.

3. Метание мяча в корзину.

Свободная игра с мячом 5-6 минут.

Индивидуально с детьми. Которые не справляются при ведение мяча, неуверенно ловят мяч.

2 команды.

 Игра «Забери мяч».

Учить слышать свисток.

1 неделя. Февраль.

*Формировать умение действовать с мячом.

*Реагировать на сигнал.

*Научить детей отвлекающим действиям при передаче мяча. (показывается прием ложной передачи).

Разминка.

1 Ходьба врассыпную.

2. Прыжки на одной ноге.

3.Бег с прыжком.

4.Игра «Играй, играй мяч не роняй»

По свистку отрабатывать основную стойку баскетболиста.

Игра «поймай мяч» 8-10 минут.

Мячи перебрасываются любым способом.

Разучить отвлекающие действия при передаче мяча (прием ложной передачи)

Игра «Сбей кеглю» 3 мин.

Сбить кеглю любым способом, поощрять детей, чтобы они использовали рациональные способы метания мяча.

2 неделя. февраль

*Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед.

*Совершенствовать навыки ловли-передачи мяча.

*Упражнять в умении быстро реагировать на сигналы.

Разминка.

1 Ходьба обычная спортивная.

2. Бег с остановкой, «змейкой».

3. Ведение мяча на месте. Не глядя на него, правой, левой рукой 3-4 минуты.

4. Ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь произвольно по площадке.

П/игра «займи свободный кружок» 8 минут.

Передавать мяч разными способами

Игра «Будь внимателен».

Дети строятся полукругом и бросают мяч любому игроку.

3 неделя.

Февраль.

*Учить детей, вести мяч продвигаясь вперед.

*Развивать ловкость и координацию движений.

*Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Разминка.

1 Ходьба врассыпную. «змейкой». Непрерывный бег 2 минуты.

2. Ведение мяча на месте правой, левой рукой. Меняя высоту отскока.

3.Ведение мяча правой, левой рукой передвигаясь по залу 1.5-2 минуты.

П/игра «мотоциклисты»

Роль ведущего выполняет ребенок. Движения происходят в одном направлении 2-3 минуты. Ведут мяч другой рукой. Игра проводится 10 минут.

Броски мяча в кольцо с места.

Броски мяча в кольцо с продвижением вперед.

Игра «забери мяч»

4 неделя.

Февраль.

*Формировать умение действовать с мячом.

*Реагировать на сигнал.

*Учить вести мяч, продвигаясь вперед. По диагонали.

*Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча.

Разминка.

1 Ходьба и бег приставным шагом.

2. Приседание 8-10 раз.

3. Отжимание 5раз.

4.Ходьба друг за другом с мяча в руках.

5.Упражнение «Подбрось мяч и поймай его» во время ходьбы.

6.Бросание мяча и ловля его после отскока от пола. 8-10 раз.

Свободная игра с мячом 5 минут.

Мяч об стену ловить после отскока.

Игра «забери мяч».

Ведение мяча по диагонали, забрасывание мяча в корзину с бока на расстоянии 1.5-2 метров.

    1 неделя.

        Март

*Закрепить у детей умение вести мяч по прямой.

*Упражнять в ловле и передаче мяча.

*Способствовать развитию координации движений, ловкости.

Разминка.

1 Ходьба обычная с высоким подниманием колена, с выполнением упражнений.

2. Бег с остановкой, с прыжком.

3. Игра «Играй, играй мяч не теряй» 5 минут.

Ведение мяча правой, левой рукой продвигаясь бегом по свистку менять руку (2 мин)

Ведение мяча попеременно правой и левой рукой. 2-3 шага правой. 2-3 шага левой.

Игра «Мяч водящему»

Игра «Забери мяч»

2 неделя.

Март

*Продолжать учить бросать мяч в корзину.

*Закрепить стойку баскетболиста.

*Способствовать развитию ориентировки в пространстве.

Разминка.

1 Ходьба и бег  врассыпную.

2. Наклоны туловища вправо-влево. 8-10 раз.

3. Бросание мяча вдаль из-за головы.

4. Свободная игра с мячом.

5 минут.

Игра «Мотоциклисты»

Ведение мяча по прямой, с остановкой на сигнал.

Игра «Забери мяч» 8-10 минут.

Упражнение «Два мяча»

Учить детей одновременно катить  2 мяча, развивать внимательность, умение владеть мячом.

3 неделя.

Март

*Формировать навыки бросания мяча.

*Совершенствовать навык ловли мяча.

*Способствовать развитию глазомера, координации движений.

Разминка.

1 Бег «змейкой»

2. Приседание, вис 10 раз.

3. Передача мяча двумя руками от груди стоя парами 12 раз.

4.Игра «»У кого меньше мячей»

П/Игра «Обгони мяч» 5 минут.

П/игра «Вызов по имени» 5 минут.

Игра «Забери мяч» 10 минут.

4 неделя .

Март.

*Упражнять в ловле и передаче мяча.

*Ведение мяча на месте.

*Учить передаче мяча одной рукой от плеча.

*Слушать сигнал и быстро реагировать на него.

Разминка.

1 Ходьба с мячом.

2. Упражнение «Спутник».»Орбита»

3.Бег в умеренном темпе.

4. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. 2минуты.

5. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой. 2минуты.

Дети в парах передают мяч одной рукой от плеча на расстоянии 2-3 метров.

П/игра «Займи свободный кружок» 8 минут.

Игра «Будь внимателен»

Игра «баскетбол»

 1 неделя.

Апрель.

*Закрепить ведение мяча на месте.

*Учить детей прицеливаться при броске мяча в цель.

*Воспитывать уверенность в своих силах.

Разминка.

1 Непрерывный бег до 2 минут.

2. Упражнение на равновесие «Аист».

3. Удары мячом об пол одной рукой и ловле двумя руками.

Игра «У кого меньше мячей»

Ведение мяча по диагонали, метание мяча в кольцо с боку.

2 команды.

Игра «Баскетбол»

2 неделя.

Апрель.

*Формировать ловкость действий с мячом.

*Совершенствовать ведение мяча в беге.

*Быстро реагировать на сигнал.

Разминка.

1 Бег с остановкой по сигналу свистка.

2. Отжимание, вис.

3.Ведение мяча правой и левой рукой, свободно продвигаясь по залу.

4. Ходьба с мячом на голове.

П/игра «Мотоциклисты» 8-10 минут.

Игра «баскетбол»10 минут.

3 неделя.

Апрель.

*Закрепить умение вести мяч по прямой.

*Упражнять в ловле и передаче мяча.

*Способствовать развитию координации движений, ловкости.

Разминка.

1 Ходьба с высоким подниманием колен.

2. бег врассыпную по сигналу остановиться.

3. ведение мяча правой, левой рукой продвигаясь бегом.

Ведение мяча по прямой до кольца, метание мяча в кольцо по свистку.

Метание мяча в даль со стойки баскетболиста.

Игра «Баскетбол» 10 мин.

4 неделя.

Апрель.

*Закрепить стойку баскетболиста.

*Продолжать быстро реагировать на сигнал.

*Воспитывать выдержку и внимательность.

Разминка.

1.Ходьба и бег по прямой, «Змейкой».

2. ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по залу. 8-10

Игра «Догони мяч»

Метание мячей в даль разными способами.

Игра «Баскетбол» 10 мин.

1 неделя.

Май.

*Закреплять у детей умение вести мяч по прямой. *Упражнять в ловле передаче мяча.

*Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Разминка.

1 Ходьба и бег по прямой , «Змейкой».

2. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока 8-10 р.

3. метание мяча в стену с хлопком.

Игра «Будь внимателен».

Ведение мяча парами на расстоянии 2 метра.

Игра «Баскетбол» 10 мин.

2 неделя.

Май.

*Закрепление навыков ведения мяча по прямой.

*Отработка бросания мяча в парах друг другу.

Разминка.

1 В парах бросание мяча друг другу на расстоянии 2м. разными способами.

2. Игра «мяч водящему»

2 команды.

Ведение мяча по прямой до кольца, и метание мяча в кольцо, со стойки баскетболиста.

 Игра «Баскетбол»

3 неделя.

 Май.

*Формировать ловкость действий с мячом.

*Совершенствовать ведение мяча в беге.

*Быстро реагировать на сигнал.

Разминка.

1 Бег с остановкой по сигналу свистка.

2. Отжимание, вис.

3.Ведение мяча правой и левой рукой, свободно продвигаясь по залу.

4. Ходьба с мячом на голове.

П/игра «Мотоциклисты» 8-10 минут.

Игра «баскетбол»10 минут.

4 неделя.

Май.

*Закрепление навыков ведения мяча.

*Дружеское взаимоотношение между командами.

Показательное выступление для родителей.

Соревнование по баскетболу среди старшего возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №211 ОАО «РЖД» Программа дополнительной образовательной деятельности «Баскетбол» Составитель: Ткаченко М.Ю.

Слайд 2

Пояснительная записка. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Решение этой проблемы – в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей. Подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

Слайд 3

Однако из всех видов спортивных игр следовало выбрать ту игру, которая бы в наибольшей степени позволила добиться высокого уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, так как игра с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Кроме того, игра в баскетбол может проводиться в здании ДОУ, что делает ее актуальной в региональных суровых климатических условиях.

Слайд 4

Цель программы Развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.

Слайд 5

Основные задачи Формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности; Обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, содействие развитию двигательных способностей; обучение правильной технике выполнения элементов спортивной игры; Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; Воспитание положительных морально-волевых качеств; Формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.

Слайд 6

Основные задачи обучения: Заинтересовать детей предстоящими упражнениями и играми с мячом, Научить применять соответствующие движения; Формировать умения действовать с мячом; Учить детей некоторым действиям с мячом с целью подведения их к усвоению приемов передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину; Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч;

Слайд 7

Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации; Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетая эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча; Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним; Учить ориентироваться на площадке, быстро находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры; Воспитывать умение играть коллективно, подчиняя собственные желания интересам коллектива; Оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях. Приучать слушать сигнал.

Слайд 8

Методы работы с детьми: Наглядные : показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация. Словесные: название упражнения, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции. Практические : выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.

Слайд 9

Содержание обучения В процесс обучения подвижным играм с элементами спорта входит: Общая физическая подготовка – ОФП и специальная подготовка – СФП; Технико-тактическая подготовка; Нравственно-волевая подготовка; Теоретическая подготовка.

Слайд 10

Условия реализации программы: Участники образовательного процесса : воспитанники, родители. Организация учебно - воспитательного процесса: Количество детей: 12. Состав групп: постоянный. Особенность набора: свободный, по желанию детей и родителей. Форма детского объединения: секция. Срок обучения: один год. Возраст: 5-7 лет. Группа: старшая, подготовительная. Место проведения занятий: физкультурный зал, спортивная площадка. Формы работы с детьми: групповая . 34 занятия в год – кратность: 1 раз в неделю. Длительность занятия : 30 минут.

Слайд 11

Технические условия Для реализации программы не требуется дорогостоящего оборудования. Обычные резиновые мячи диаметром 15, 20, 25 см для каждого ребенка (для игр и тренировок); 2 баскетбольных мяча (для командной игры). В физкультурном зале имеется разметка. 2 щита с корзинами.

Слайд 12

Мотивационные условия: Для формирования мотивации используется разнообразие действий, разнообразие игровых ситуаций, а также «фактор необычности»: при выполнении привычных действий детям предлагаются усложненные варианты с мячом: Ведение мяча с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы; Ведение мяча с сопротивлением или с дополнительными заданиями; Комбинированные игры – эстафеты; Игровые задания: «Мяч между кеглями», «По узкой дорожке», «Точно в цель» и т.д. В работе с детьми применяется метод поощрения. Он заключается в том, что дети сами выбирают лучшего спортсмена и дают фишки тому, кто, по их мнению, не допустил ошибки за время тренировки.

Слайд 13

Научно-методические условия Учебно-дидактический материал: - Карточки-задания; - Схемы; - Рисунки; - Фотографии; - Модели.



Предварительный просмотр:

Негосударственное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  №211  ОАО «РЖД»

Согласовано____________________

«_____»___________________2012г.

Решение педагогического совета

от «____» _________________2012 г.

                                       ПРОГРАММА

дополнительной образовательной деятельности

 (два года обучения )

                                      «Баскетбол»

                                                                                                                                                                                       

Составитель программы: Ткаченко Марина Юрьевна

                       Воспитатель.

                                                    г. Усть-Кут

2013г

                            СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……… ………….……………..4 – 10
  • Основные принципы построение программы …….5
  • Основные задачи данной программы………………6
  • Цель данной программы…………….………………6
  • Содержание обучения.……...……………………….7
  1. Календарно-тематический план ………………………..12– 1

  1. Список литературы…………………………..11

 

Пояснительная записка

   Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных навыков дошкольников. Анализ исследований по вопросам развития двигательных навыков и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980) свидетельствуют, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных навыков ниже среднего. По данным М. Руновой (1998), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. Также известно, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому в стенах дошкольных образовательных учреждений создается «переходной мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловлено режимом учебного дня.

    Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, быстрым, выносливым. Решение этой проблемы – в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей.

  Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

  Таким образом, очевидно значение спортивных игр для всесторонней физической подготовленности детей. Однако из всех видов спортивных игр следовало выбрать ту игру, которая бы в наибольшей степени позволила добиться высокого уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, так как игра с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Кроме того, игра в баскетбол может проводиться в здании ДОУ, что делает ее актуальной в региональных суровых климатических условиях.

Основные принципы построения программы

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
  • Принцип взаимодействия – участие родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель программы: 

                                                                                                                                                                 Развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.

Основные задачи данной программы:

  • формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, содействие развитию двигательных способностей; обучение правильной технике выполнения элементов спортивной игры;
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • воспитание положительных морально-волевых качеств;
  • формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.

    Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.

     Работа по обучению подвижным играм с элементами спорта начинается с оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности, т.е. с выявления уровня развития двигательных навыков на начальном этапе и заканчивается оценкой достигнутых результатов и определения уровня развития физических качеств.

Основные задачи обучения:

Старший возраст: 

  • Заинтересовать детей предстоящими упражнениями и играми с мячом,
  • Научить применять соответствующие движения;
  • Формировать умения действовать с мячом;
  • Учить детей некоторым действиям с мячом с целью подведения их к усвоению приемов передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину;
  • Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч;
  • Приучать слушать сигнал.
  • Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину   и умение применять их в игровой ситуации;
  • Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетая эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча;
  • Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним;
  • Учить ориентироваться на площадке, быстро находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры;
  • Воспитывать умение играть коллективно, подчиняя собственные желания интересам коллектива;
  • Оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Содержание обучения

В процесс обучения подвижным играм с элементами спорта входит:

  • Общая физическая подготовка – ОФП и специальная подготовка – СФП;
  • Технико-тактическая подготовка;
  • Нравственно-волевая подготовка;
  • Теоретическая подготовка.

Общая физическая подготовка – ОФП  включает разностороннее воспитание физических качеств ребенка, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в спортивной игре. Эта сторона подготовки играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, в комплексном развитии физической работоспособности.

Специальная подготовка – СФП  представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в играх с элементами баскетбола; она направлена на максимально возможное развитие способностей.

Технико-тактическая подготовка  представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, и  является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели.

Нравственно-волевая подготовка

  1. Игра вдвоем. Зависимость успеха игры от взаимодействия членов команды.
  2. Игра вдвоем.
  3. Как нападать и защищать свое кольцо?
  4. Что нужно сделать, чтобы победить? Почему команда проигрывает?
  5. Вызвать желание самостоятельно осваивать элементы игры баскетбол.

В блоке «Теоретическая подготовка» определены темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменов. Включен и познавательный материал, какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку и т.д. Все виды разделов указанных спортивных подготовок можно разделять весьма условно, так как они находятся в теснейшей взаимосвязи. Поэтому в технологии обучения детей дошкольного возраста играм с элементами баскетбола нет отдельного выделения той или иной подготовки.

Условия реализации программы

Участники образовательного процесса: воспитанники, родители. Организация учебно-воспитательного процесса:

  • Количество детей: 12.
  • Состав групп: постоянный.
  • Особенность набора: свободный, по желанию детей и родителей.
  • Форма детского объединения: секция.
  • Срок обучения: два года.
  • Возраст: 5-7 лет.
  • Группа: старшая, подготовительная.
  • Место проведения занятий: физкультурный зал, спортивная площадка.
  • Формы работы с детьми: групповая.
  • 34 занятия в год.
  • кратность: 1 раз в неделю
  • Длительность занятия: 30 минут.

Методы работы с детьми:
Наглядные: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
Словесные: название упражнения, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.
Практические: выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.

Психолого-педагогические особенности детей:

   Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.      Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.                             У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно–силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели, подчиняясь правилам игры. Со сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.   Психолого-педагогическое сопровождение детей  заключается в учете особенностей психологического возраста, индивидуальных способностей, темперамента, характера ребенка. Совместно с педагогом-психологом проводится психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, на снятие физического и психического напряжения (релаксационные упражнения).  При выполнении психогимнастических упражнений соблюдается принцип чередования и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных – расслабленных; резких – плавных; частых – медленных; дробных – цельных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращение тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Количество групповых занятий и часов по программе в учебном году: 34.

Материально-технические условия:

Для реализации программы не требуется дорогостоящего оборудования. Мячи для баскетбола заменены обычными резиновыми диаметром 15, 20, 25 см для каждого ребенка (для игр и тренировок); 1баскетбольный мяч (для командной игры). В физкультурном зале и на площадке для занятий на свежем воздухе имеются разметки, 2 щита с корзинами.

Мотивационные условия:

Для формирования мотивации используется разнообразие действий, разнообразие игровых ситуаций, а также «фактор необычности»: при выполнении привычных действий детям предлагаются усложненные варианты с мячом:

  • ведение мяча с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы;
  • ведение мяча с сопротивлением или с дополнительными заданиями;
  • комбинированные игры – эстафеты;
  • игровые задания: «Мяч между кеглями», «По узкой дорожке», «Точно в цель» и т.д. В работе с детьми применяется метод поощрения. Он заключается в том, что дети сами выбирают лучшего спортсмена и дают фишки тому, кто, по их мнению, не допустил ошибки за время тренировки.
  • Научно-методические условия:    учебно-дидактический материал: карточки-задания, схемы, рисунки, фотографии, модели.


Литература, использованная при подготовке программы

1. Адашкевичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. - М.: Педагогика, 1983 
2. Адашкявичене Э. Й. Формирование двигательных действий у старших дошкольников (на примере действий с мячом): автореф. дис.канд пед. наук - М,, 1977.-17 с. 
3. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М., 1992 
4. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников. - М., 1983 
5. Акимов В. Методика массового обучения игре в баскетбол юношей 15 - 16 лет в школьном коллективе физической культуры: автореф. дис. канд. пед. наук - М., 1954 
6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981 
7. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 1986 
14. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 1983 
8. Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 
9. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 
10. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. - М.: Просвещение, 1982 
11. Голощекина М. П. Спортивные игры \\ Дошк. воспитание. - 1977. - 5. - С. 90 - 93 
12. Гришин В. Г., Остапов Н. Ф. Малыши открывают спорт. - М., 1975 
13. "Детство" - программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., 1995 
14. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. - Киев, 1983 
15. Зельдович Т. А., Кераминас С. А. Подготовка юных баскетболистов. - М., 1964 
16. З32. Козлов А.И., Харьковский В.И. Будь сильным, выносливым, ловким! - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988 
17. Леонтьев А.Н. Современная психология. - М.: Педагогика, 1983 
18. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.- Избр. пед. соч. Т.2. - М., 1952 
19. Лескова Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1989. - 10 
20. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»

Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную  деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей,  участвующих в реализации данной д...

Программа дополнительной образовательной деятельности. физкультурно-оздоровительной направленности. для детей 5-7 лет "Баскетбол"

программа развития двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол. тематический план к программе, презентация программы "Басектбол" для родителей....

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"

Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...

Программа дополнительной образовательной услуги физкультурно-оздоровительного направления "Здоровячок"

детский фитнес с элементами игрового стретчинга и динамической йоги для детей 3-4 лет...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Познавательное и речевое развитие детей 4-5 лет»

Программа нацелена на формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, комплексное развитие у детей познавательно-речевой активности и формирование культуры речевого общения; приобщение...