« Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»
консультация
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_stat_kompetentnym_v_obshchenii_s_roditelyami_vospitannikov.doc | 474 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИЯ – ПЕДАГОГ
« Как стать компетентным
в общении
с родителями воспитанников»
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным педагоги, с одной стороны, сохраняют всё лучшее и проверенное временем, с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной. Понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнёрами.
Трудностей в организации общения с родителями много:
это и не понимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющие проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.
Из чего складывается успех общения?
Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в родителе равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.
Общение будет успешным если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.
Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать почувствовать родителям свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников. Всё это приводит нас к пониманию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
Давайте разберёмся: что такое, профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? Анализ современных требований в организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, должны сформироваться значимые качества (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательным потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
- Установка на доверительное взаимодействие с родителями.
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент)
- О семье
- О воспитательном потенциале семьи.
- Об особенностях семейного воспитания.
- О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
- О методах изучения семьи.
- О современных формах организации общения.
- О методах активизации родителей.
Умения и навыки
(деятельный компонент)
- Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
- Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
- Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.
- Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
Коммуникативные умения и навыки:
- устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;
- предвидеть результаты общения, возможные трудности;
- управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении родителями;
- создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
- владеть этикетными нормами речи и поведения;
- организовывать содержательное общение;
- осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Вывод: Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Профессиональную компетентность воспитателей в области с родителями (равно как и в любой другой области) необходимо развивать. Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнёт утрачиваться.
И основная нагрузка ложится на старшего воспитателя ДОУ.
Почему же именно методическая работа так значима? С её помощью создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне. Эти условия заключаются в следующем:
- педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
- приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было непосредственно и немедленно использовать в профессиональной деятельности;
- педагоги должны осознавать непрочность их компетенции, её зависимость от их собственной заботы, её поддержке.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИС РОДИТЕЛЯМИ
По методике В. Ф. Ряховского.
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Вопросы
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задаёт Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтёте ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт Вы не приемлите?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов. «Да» – 2 очка. «Иногда» - 1 очко. «Нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются.
Так определяется, к какой категории относится педагог.
30 -32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше всего страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко.
На Вас трудно положиться в деле, которое коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать с Вами общения. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25 -29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводит Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволит Вам легко находить общий язык с родителями.
19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Вам удаётся достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугает Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая её. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9 - 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьёзное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Данный материал собран из статьи кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики, МПГУ К. Кротовой
Журнал «Дошкольное воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей воспитанников старшей группы «Как стать Неболейкой»
Понимая необходимость формирования в семейном воспитании привычки ведения здорового образа жизни, осознанное понимание родителями ответственности за свое здоровье и здоровье детей, наш дет...
Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников
Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...
Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая ...
Статья из опыта работы: "Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"
В статье описан опыт работы по внедрению Программы валеологического просвещения и приобщения к ЗОЖ родителей воспитанников ДОУ....
Статья Условия эффективного сотрудничества инструктора по физической культуре с родителями воспитанников детского сада
статья опубликованная в электронном сборнике...
Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников логопедической группы"
В статье раскрыты методы поэтапного взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей- логопатов в логопедической группе в условиях работы по преодолению нарушений речи....
статья "Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников"
Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных тех...