Методический портфель педагога дошкольного образования по социально – коммуникативному развитию
методическая разработка (средняя группа) по теме
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методический портфель педагога дошкольного образования
по социально – коммуникативному развитию. Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности). Совокупность теоритических и нормативно – правовых основ профессиональной деятельности педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_dlya_publikatsii.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Методический портфель педагога дошкольного образования
по социально – коммуникативному развитию
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. (Теоретический) ОСНОВОПОЛАГАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………..4
1.1. Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)……...4
1.2. Определение целей и задач профессиональной деятельности на современном этапе..7
1.3. Совокупность теоритических и нормативно – правовых основ профессиональной деятельности педагога…………………………………………………………………………8
1.4. Выводы по разделу 1…………………………………………………………………11
Раздел 2. (Практический) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………..12
2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса в группе ДОО…………12
2.2. Планирование педагогического процесса в средней группе ДОО……………………….16
2.3. Методическое оснащение образовательного процесса……………………………………18
2.4. Моделирование развивающей предметно – пространственной среды (РППС)…………21
2.5. Организация педагогического мониторинга в средней группе по образовательной области социально – коммуникативное развитие………………………………………………23
2.6. Организация взаимодействие с семьями воспитанников…………………………………28
2.7. Выводы по разделу 2…………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………………………………37
Введение.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла острая необходимость пересмотреть многие аспекты своей профессиональной педагогической деятельности. Интенсивное обновление нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, изменение методологических положений стимулирует к осознанию происходящих изменений, поднимает проблемы повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
I. Основополагание профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования.
1.1 Актуальные проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности).
Работу начала с изучения методической литературы и создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Стараюсь, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, возможностью безопасного пребывания в детском саду. Ведь с воспитания бережного отношения друг к другу, игрушкам, знанием правил безопасного поведения строится будущее ребёнка.
При организации образовательного процесса учитываю уровень возможностей каждого ребенка, создаю условия для развития чувства успешности, удовлетворенности и, в конечном счете, формирование веры в свои силы и возможности. Считаю, что именно эти силы человеческой активности обеспечивают ребенку продвижение в развитии.
Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь, это:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• интеллектуальное развитие детей;
• воспитание нравственных качеств человека;
• приобщение его к общественным ценностям.
Самоанализ своей профессиональной деятельности позволил мне выявить трудности при организации образовательного процесса в современных условиях, отметить точки роста, наметить перспективы формирования собственных профессиональных компетенций.
Причины трудностей мне видятся в следующем:
• отсутствие комментирующих методических материалов, когда воспитателю приходится много времени и сил затрачивать на планирование работы без представлений о ее технологии и адекватности форм;
• неподготовленность развивающей предметно-пространственной среды;
• отсутствие конкретизации по реализации интеграции содержания образовательных областей;
• трудность в осуществлении индивидуализации в силу большой наполняемости группы;
• неполное знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций и педагогов дошкольного образования.
С целью повышения своего педагогического мастерства занимаюсь самообразованием, систематически изучаю современную литературу в области педагогики и психологии, духовно - нравственного воспитания, интеллектуального развития, что помогает мне ориентироваться в современных стратегиях развития образования и успешно повышать качество педагогического труда.
Основу системы моей работы составляют рекомендации:
«Безопасность» Р.Б.Стеркина;
«Азбука «Ау!» О.Г.Жукова, Г.И.Трушнина, Е.Г.Фёдорова;
«Основы безопасного поведения дошкольников» О.В.Чермашенцева;
«Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И.Крылова;
«Безопасность для малышей. Осторожные сказки» Т.А.Шорыгина,
Журналы «Дошкольное воспитатние».
Считаю, что эффективным способом накопления у детей представлений о правилах безопасного поведения являются сказки с участием детей, которые мы с детьми показывали малышам и родителям.
Участвовали с детьми в конкурсах рисунков:
2012 г Усольское районное отделение «Всероссийское добровольное пожарное отделение» конкурс рисунков на тему: «Сто лет храним от бед» - сертификат участника;
2013 всероссийский дистанционный конкурс «Азбука безопасности жизнедеятельности» - получен Диплом № 28/аб.
Закрепляла полученные знания в играх-ситуациях «Как поступить?»; «Если ты потерялся?», «Как позвать на помощь?», «Как может выглядеть опасный незнакомец?».
Помимо специальных бесед, экскурсий, целевых прогулок, чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций для реализации данных задач использую подвижные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые театрализованные игры.
1.2. Определение цели и задач профессиональной деятельности на современном этапе.
Цель:
Формирование системы в работе педагога по социально – коммуникативному развитию в дошкольной образовательной организации. Воспитание социально компетентной, интеллектуально развитой личности дошкольника.
Задачи:
• изучить нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования;
• подобрать литературу в соответствии с современными требованиями;
• выстроить систему методических подходов в работе;
• создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям
ФГОС;
• организовать взаимодействие с родителями, направленное на развитие социально – коммуникативной активности детей.
Задачи по самообразованию:
• Способствовать ознакомлению детей с элементарными правилами поведения в д/с: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя, не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.
• Создать условия для ознакомления детей с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.
1.3. Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. В статье 10, п. 4 сказано:
«В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование».
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Основным законодательным актом в области дошкольного образования является «Закон об образовании в РФ», регламентирующий все стороны деятельности дошкольной образовательной организации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
В основе Стандарта заложены принципы (вот некоторые из них):
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьёй;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПиН («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») 2.4.1.3049 – 13
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Опубликовано: 23 октября 2013 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 6214. Вступил в силу 1 ноября 2013 г.
Согласно ФГОС педагогическая деятельность представлена следующими видами: учебно - воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой. Если учесть, что в настоящее время роль педагога из ретранслятора информации об окружающем мире превратилась в организатора процесса обучения, а субъект-объектные отношения педагога и воспитаника превращаются в субъект-субъектные, требующие сознательного управляющего воздействия со стороны педагога, то управленческая составляющая педагогической деятельности становится основой, без которой не могут быть качественно выполнены все виды педагогической деятельности.
С одной стороны, новые условия создают свободу для профессиональной реализации педагога, с другой стороны, подобная свобода подразумевает высокую степень ответственности за результаты своего труда и соблюдение требований российского законодательства в области образования, которое в свою очередь так же претерпевает динамичные изменения в последнее десятилетие. Таким образом, нормативно-правовая компетентность (НПК) педагога становится важным условием обеспечение государственной политики в области образования.
1.4 Выводы по разделу I.
Таким образом, самоанализ позволил мне сформулировать собственные цель и задачи на современном этапе для развития своей профессиональной деятельности и определить содержание практического материала для наполнения методического портфеля.
II. Основные характеристики и содержание практического раздела итоговой аттестационной работы.
2.1. Проектирование и моделирование образовательного процесса в средней группе ДОО по области «Социально – коммуникативное развитие».
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.
Основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.
Использую проектный метод как один из методов интегрированного обучения дошкольников. Данный метод помогает научиться работать в команде, у детей вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов является педагогической технологией.
В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока моделирования образовательного процесса:
• совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д.Б. Эльконин).
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста.
В процессе этого взаимодействия у ребенка:
• происходит развитие способов (средств) действия;
• развивается познавательная мотивация и увлеченность;
• развиваются и транслируются культурные нормы – нормы взаимодействия с другими людьми.
Стараюсь подбирать средства развития (методы, формы, материал).
Оцениваю взаимодействие взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова):
• Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Примеры форм организации двигательной детской деятельности:
• подвижные игры с правилами
• подвижные дидактические игры
• игровые упражнения, игровые ситуации
• соревнования, досуги
• ритмика, аэробика, детский фитнес
• спортивные игры и упражнения
• аттракционы
• спортивные праздники
• гимнастика (утренняя и пробуждения)
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
• профессиональное взаимодействие педагогов с детьми
• психологическое сопровождение образовательного процесса
• четкая организация взаимодействия специалистов
• создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений)
Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования:
1. наполнить жизнь ребенка интересным содержанием
2. творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов
3. широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций
4. вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие)
5. исключение формализма, шаблонности
6. внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
2.2. Планирование педагогического процесса в средней группе ДОО.
Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Основной целью планирования является определение конкретных задач на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.
Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Виды планирования: годовое, перспективное, тематическое, календарное.
Годовой план – это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи дошкольной организации на год и мероприятия по их выполнению.
Тематическое планирование в средней группе способствовало эффективному усвоению детьми знаний по безопасности и гражданско-патриотическому воспитанию. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Один дома», «Опасные предметы», «Дружба крепкая», «Я и моё имя», «Права ребёнка», «Новый год», «Дети на дороге», «Очень я люблю маму милую мою», «Если ты потерялся», «Съедобные – не съедобные», «На природе». Работу по каждой теме включала в совместную деятельность педагога с детьми, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Каждую тему подкрепляла продуктивными видами деятельности (тематическим рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием), где мы с удовольствием изготавливали коллажи, газеты, поделки, альбомы. Темы можно повторять в каждой возрастной группе. Будет изменяться только содержание, объём познавательного материала и сложность, и, следовательно, длительность изучения.
План помогает мне равномерно распределить программный материал в течение года, избежать спешки, перегрузки, помогает вовремя закрепить его. План дает возможность заранее обдумать методы и приемы обучения и воспитания детей, яснее видеть намеченную цель. Благодаря наличию плана знаю, что дети сегодня будут делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Всегда помню, что планирование должно быть гибким. В процессе реализации плана иногда возникают непредвиденные факторы, использование которых только обогащает воспитательно-образовательный процесс.
Календарный план составляю в соответствии с режимом дня. Ежедневно в плане имеют место и быт, и игра, и труд, и занятия.
Хорошо знаю детей своей группы, изучаю каждого ребенка в динамике его развития, в процессе становления его личности. У детей неодинаковые способности к усвоению знаний, умений и навыков, разный запас представлений об окружающей жизни, неодинаковые склонности и интересы, и темп усвоения материала разный. Я обеспечиваю достаточную нагрузку каждому ребенку, учитывая его возможности и способности. План составляется совместно со вторым воспитателем. Выполнение этого условия обеспечивает единый подход к детям.
2.3. Методическое оснащение образовательного процесса в средней группе.
Работаю по программе М. А. Васильевой.
Использую:
• метод сравнения;
• элементарный анализ;
• метод моделирования и конструирования;
• метод проектной деятельности;
• метод вопросов - постановка вопросов детям (воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать);
• метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
• решение логических задач;
• экспериментирование.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.
Все это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором копятся наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск
• обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых
• развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
2.4. Моделирование предметно-пространственной среды (РППС).
Трудности в ознакомлении детей с отдельными правилами поведения на улице, в лесу, дома вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей воспитанника действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
Создавая предметно – пространственную среду в группе, помню правила:
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника.
• Необходимое гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
• Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей;
• Элементы декора должны быть легко сменяемы.
В группе был создан уголок «Безопасности», где собран большой иллюстрированный материал о правилах поведения в природе, дома и на улице. Были созданы макеты «Правила поведения на дороге», «Транспорт в нашем городе»; оформлен альбом с работами детей и родителей «Мы за здоровый образ жизни», «Дети на дороге», «О правилах важных пожароопасных», «Осторожно незнакомец».
Систематически работаю над оснащением предметно – пространственной среды, развивающей познавательную активность дошкольников, социально – коммуникативные навыки.
Оформила тематические альбомы: «Если ты потерялся», «Дома я один остался и совсем не испугался», «На природе (в лесу и на воде)», «Безопасные прогулки».
В группе имеются дидактические игры: «Во дворе», «В доме», «На природе» (карточки – лото), «Хорошо и плохо». Демонстрационный материал, плакаты, тематические папки по темам безопасности детей дома, на улице, природе.
Подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Изготовила тематические папки, рассказывающие о правилах поведения детей и взрослых на природе, в городе, дома; папки-передвижки «Пожарная безопасность», «Чтобы правильно шагать о дороге надо знать», «Опасные предметы и явления».
Изготовила атрибуты и костюмы к обыгрыванию сказок: «Колобок» на новый лад (о правилах поведения с незнакомцем), «Теремок» (о правилах поведения на дороге), «Волк и Козлята» (О прямом запрете – нельзя открывать дверь в доме незнакомцу).
Таким образом, организация предметно – пространственной среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у воспитанников активного познавательного отношения к личной безопасности и развития социально – коммуникативных навыков.
2.5. Организация педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Планируемые результаты освоения программы по образовательной области в группе детского сада учитывают требования ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам, но с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
При оценке планируемых результатов освоения программы учитываются две составляющих:
• федеральный компонент (целевые ориентиры)
• реализация индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников (освоение образовательных областей и связанных с ними тематических блоков).
Педагогическая диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Основная цель педагогической диагностики – познание и понимание педагогом ребенка.
Диагностические методы определяются основной целью педагогической диагностики и предполагают использование таких диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов использую анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
-деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
-личностных особенностей ребенка;
-поведенческих проявлений ребенка;
-особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
-особенностей взаимодействия ребенка с взрослыми.
Принципы педагогической диагностики:
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
Прежде чем проводить диагностику я проектирую ее.
Первый этап — проектировочный, где определяю цели диагностики (например, оцениваю проявления детьми средней группы активности и любознательности, выявляю проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
В проектировании диагностической деятельности сначала отвечаю на вопросы что и зачем диагностировать? Это основные вопросы. От ответа на них зависят подбор методов, анализ результатов и принятие управленческих решений.
Например, определяю критерии для оценки проявлений активности и любознательности у детей. Так, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя.
Второй этап — практический (проведение диагностики). Для этого определяются ответственные, обозначается время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофоне, видеокамере).
Третий этап — аналитический (анализ полученных фактов, получение количественных данных). Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования. Например, как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности половина детей группы, любознательна избирательно (то есть не всегда и не все вызывает детский интерес) третья часть, а остальные дети нелюбознательны? Это хорошо или нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее.
Пятый этап — целеобразовательный. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.
При организации педагогического мониторинга пользуюсь диагностическими методиками А.О. Прохорова. В пособии представлены методики диагностики и измерения психических состояний личности. Они сгруппированы в три группы: методики диагностики и измерения психических состояний в учебном процессе, методики измерения состояний нервно-психического напряжения, а также методики измерения и диагностики состояний в различных сферах жизнедеятельности. Что соответствует методическим требованиям законодательства пункт 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
2.6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников
Важное место в своей педагогической деятельности отвожу взаимодействию с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к воспитаннику с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Успех в работе по социально – коммуникативному развитию зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, целью, которой является объединение усилий взрослых для успешного развития каждого дошкольника.
Мне было важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого проводила такую работу:
• индивидуальные встречи с родителями
(в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);
• семинар - практикум для родителей «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей»;
• познавательная игротека для родителей и других членов семьи (выставки развивающих игр);
• подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития
оформление стенда «Советы специалистов»;
• организация совместных праздников («Праздник воздушных шаров», «Праздник мыльных пузырей», «Именинники осени»), традиционного конкурса «Мы за здоровый образ жизни»;
• чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов;
• совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы;
• создание детских портфолио, индивидуальных фотоальбомов «Наша дружная семья»;
• разработка проекта совместно с родителями и детьми по теме: «Мой город, моя улица»;
• тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги, энциклопедии;
• введение традиции «Обмен радостными впечатлениями»;
• экологические акции: «Поможем птицам», «Украсим экологическую тропу», «Трудовой десант»;
• организация встреч детей в дошкольной организации с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда;
• посещение городского Краеведческого Музея, Музея природы, станции «Юных натуралистов»;
• тематические консультации по социально – коммуникативному развитию ребенка;
• анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
Такое взаимодействие значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, что позволило мне преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в социально – коммуникативном развитии каждого ребенка в детском саду и в семье.
Актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:
• Индивидуальная работа
• Дифференцированный подход к семьям, имеющим различный социальный статус и материальную возможность.
Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка, является семья и, главным образом, качество общения ребенка с родителями.
Наиболее эффективные формы сотрудничества:
• общие и групповые родительские собрания;
• индивидуальные консультации;
• выставки детских работ с участием родителей;
• дни добрых дел;
• участие родителей в подготовке к праздникам;
• работа с родительским комитетом группы;
• наглядная пропаганда;
• тематические встречи;
• совместное создание развивающей предметно – пространственной среды (участие в совместной деятельности с воспитателем родителей на таких мероприятиях как ремонт игрушек, мебели; подбор новой мебели; оборудование детской площадки для прогулок).
На таких мероприятиях всегда налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо и уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие.
Итог – эстетическое оформление группы, создан уют и комфортное пребывание детей (приложение № 9).
В группе представлены следующие материалы, изготовленные с помощью родителей:
• фотоальбом: «Моя дружная семья»;
• Стенд: «Как мы живём в детском в саду», «Мой любимый город»;
• иллюстрации на тему «Незнакомец», «Мы в лесу», «Помни правила поведения на улице», «Один дома»;
• наборы карточек по ОБЖ;
• альбомы с рисунками «Мы за здоровый образ жизни», «Пожар в лесу», «Осторожно – Незнакомец»;
• произведения устного народного творчества (сказки, былины, пословицы и поговорки);
• атрибуты для игры в полицейского, пожарника, спасателя;
• дидактические игры;
• макет детского сада и прилегающих строений к нему.
Предлагаемый материал в течение года менялся и дополнялся в зависимости от изучаемых тематических блоков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с старшего дошкольного возраста «Освобождения города Краснодара от немецко - фашистских захватчиков»
Рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, за народ, который выстоял нашествие фашистов и защитил нашу стр...
Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие»
ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» Кафедра развития и экспертиз ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методический портфель педагога дошк...
Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Методический портфель...
Буклет для педагогов детского сада «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
Семья и детский сад это два воспитательных феномена. Каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожд...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рекомендации...
Итоговая аттестационная работа Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» Центр реализации, сопровождения и экспертиз проектов и программ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА...
- Мне нравится (1)